Автор:
Рахманкулов Рашид Рафаильевич
Место работы:
руководитель центра оценки качества образования управления образования Советского муниципального района
Традиции и инновации в работе учителя
Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать, и твердо держится на костылях привычки.
А.И. Герцен
Методическая работа была и остаётся важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы. В современных условиях роль методической работы, значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Методическая работа должна строиться с учетом требований образовательных стандартов и вестись по таким направлениям, как работа с методическими объединениями, повышение уровня профессиональной подготовки учителей, информатизация учебно-воспитательного процесса.
С 1 по 12 марта 2010 года на базе муниципального информационно-методического центра состоялся тренинг с применением дистанционных образовательных технологий для педагогов района. Тема тренинга «Традиции и инновации в методической работе» в социальной сети "Кампус".
Цель тренинга: освещение проблемы совершенствования работы методических служб в современных условиях, обозначение проблем и нахождение путей решения.
Слушатели тренинга познакомились с материалом "Современные смыслы методической работы", высказывали свои мнения, писали резюме с выводами, что нового можно взять для работы РМО, МО, методического отдела, анализировали таблицу с отличительными особенностями традиционной и инновационной систем методической работы. Всё это позволило увидеть разнообразие предложенных активных форм организации методической работы плюс бесценный опыт коллег.
Следующим этапом тренинга было знакомство с материалом «Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании». Педагоги изучали определение задач, подготовку к мониторингу, проведение, формирование команды экспертов, виды мониторинга, подготовку инструментария, общие подходы к мониторингу и пришли к выводу, что организация и проведение мониторингов является важным моментом осознанного, системного образовательного процесса.
Важным моментом в обучении педагогов было знакомство с педагогической экспертизой. Эксперт должен быть специалистом с большим опытом практической работы в школе и, самое главное, с хорошей научной подготовкой, позволяющей ему анализировать, оценивать и проектировать педагогический процесс или его элементы в соответствии с заданными условиями. Слушатели тренинга тоже попробовали себя в качестве экспертов: они «посетили» виртуальные уроки своих коллег, изучили цифровые образовательные ресурсы и сделали попытку провести экспертизу изученного. Ведь учителю очень важно уметь анализировать уроки коллег и, особенно, важно уметь выполнять самоанализ своей деятельности, желательно, критический.
Итоговым заданием тренинга было написание эссе "В чем суть методической работы?" Вот несколько интересных цитат:
- Из кого же может получиться настоящий методист? Видимо, это должен быть человек, сочетающий не только глубокое и основательное знание теории с практическим опытом, но и умение доходчиво, понятно преподнести свою точку зрения другим - с интеллигентностью, тактичностью.
- Методист - это профессионал в полном смысле этого слова, это учитель учителей. От его профессионализма зависит уровень педагогического мастерства педагогов. Он помощник для педагогов в решении профессиональных проблем, поскольку методист умеет связать теорию с практикой.
- Методист - он же хороший консультант по вопросам методической деятельности. С опытным и добросовестным методистом образовательное учреждение всегда впереди всех.
- Смысл методической работы в школе вижу в оказании реальной, действенной помощи всем педагогам в реализации их профессиональных, творческих способностей. Если развивается профессиональное мастерство, то растёт интерес к обучению у учащихся и в конечном итоге повышается уровень их образования.
Пройдя тренинг становиться ясно, эта тема на данный момент является актуальной и объясняется это тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждений, установки. В ходе этой деятельности учитель становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной методической работе.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Которые должны быть направлены на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом. И, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие учащихся. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие учителя, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
|