Разведём значения одного и того же слова "учитель".
Когда слышим это слово в повседневности, представляем скорее всего школьного учителя, назначение которого - подготовить маленького человека к жизни: передать ему знания, практические навыки, накопленные предыдущими поколениями; причём передать в соответствии с образовательными программами, в свою очередь соответствующими государственным образовательным стандартам. В фабрике общего образования по государственным стандартам учитель подобен токарю, превращающему заготовку в нужное изделие, заводскому мастеру, отвечающему за качество выпускаемого массового продукта.
Параллельно с массовой общеобразовательной школой существуют научные Школы, которые закладывают оригинально мыслящие учёные. В таких Школах главное - не стандарт качества, а прорыв в неизведанное, открывающее новые перспективы. Лидеров научных Школ называют Учителями люди, следующие их учению даже в разных странах.
В ХХ1 веке на переходе от индустриальных обществ к обществам, основанным на знаниях, от парадигмы "образование на всю жизнь" к парадигме "образование через всю жизнь" в социально-экономическом развитии возрастает роль учителей взрослых, а деятельность таких учителей по целям и содержанию приближается к модели формирования научной школы.
|