Автор:
Усанина Наталья Леонидовна
Место работы:
Директор МОУ «СОШ №1» г.Чернушка, Пермский край
Организация информационного пространства образовательного учреждения: школа вчера, сегодня, завтра
Единое информационное пространство образовательного учреждения, в центре которого находится учащийся, является одним из наиболее перспективных вариантов построения такой системы, где за годы обучения в школе каждый может получить передовые знания, умеет активно их применять, учится мыслить, социализироваться и адаптироваться к миру. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, в первую очередь обслуживать учебную деятельность школы и как её необходимую часть – управленческую. В едином информационном пространстве школы можно выделить физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную составляющую, а именно:
1) Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это 2 кабинета информатики (информационных технологий) укомплектованные персональными компьютерами, мультипроектором, принтером, сканером, экраном, Медиацентр, предметные кабинеты русского языка – 2, математики, истории, технологии, начальных классов и служебные кабинеты – кабинет директора, заместителя директора по УВР, ВР, ОЭР, секретаря, учительская, бухгалтерии, психолога и социального педагога. К «неэлектронной» составляющей относится Центр информационного обеспечения «Статус»(2 компьютера, принтер, сканер, моноблок, копир), оргтехника регулярно используется в актовом зале для кружковой, факультативной работы, группы продленного дня, мероприятий учащихся, часть кабинетов (кабинет биологии, истории, начальных классов) оснащены видеодвойкой.
2) Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение, методическую поддержку. В школе функционирует локальная сеть, объединяющая практически все вышеперечисленные кабинеты и помещения. Связующим звеном внутри ОУ и внешними лицами и организациями является сеть Интернет, которая доступна пользователям с 29 компьютеров. В практику работы школы вошла электронная почта, школьный сайт, печатная и электронная версия газеты «Школьный маячок», презентации о школе, музее, библиотеке, дистанционные курсы и олимпиады и др.
3) Психологическая составляющая учитывает специфику взаимоотношений между преподавателями и учащимися, учащихся между собой, волю и желание участников ОП к применению ИКТ, психологическую готовность перехода от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4) Интеллектуальная составляющая учитывает:
- общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
- к приоритетам образовательного процесса относятся предпрофильная подготовку учащихся 8-9 классов, профильное обучение на 3 ступени, включение в сетевую модель курсов по выбору и элективных курсов, организация дистанционного обучения учащихся (НП «Телешкола», Школа – ресурсный центр по дистанционному обучению);
- желание участников образовательного процесса совершенствовать развитие информационного образовательного пространства школы выражается в опытно-экспериментальной работе, участие в различных дистанционных олимпиадах по различным предметам, дистанционное тестирование в режиме on-lain во время аттестации школы в 2009 году.
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную, коммуникативную функции за счет:
- Использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных курсов: готовых на компакт-диска и собственной разработки;
- Наличия среды, в которой сотрудники и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии;
- Наличия единой базы данных, внедрение программы «МС – школа», Хронограф.
Школа вчера
Начало процесса информатизации в школе относится к 1990-1997г. С 1990 года началось преподавание предмета «Информатика» в 8-10 классах в рамках изменения содержания образования при установке компьютерного класса «Корвет». С 1992 года началась реализация адаптированных программ «Компьютерная грамотность» с 1-го класса, использование компьютера как нового технического средства обучения на уроках. Основными целями первого этапа были: изменение содержания образования в обучении учащихся; максимальное использование компьютеров.
Инициаторами этой работы были учитель математики Булатова Л.Н. – «Отличник народного просвещения РФ», Бычкова Н.Н.- зам. директора по УВР. Обучение учащихся проводилось по программам детского клуба г. Москва, адаптированным для обучения детей с 1 класса. Было приобретено готовое программное обеспечение и дополнительно учащиеся старших классов создавали несложные типовые программы под руководством учителя.
В результате предмет «Информатика» стал школьным компонентом, повысилась заинтересованность в обучении, увеличилось количество детей в ОУ.
Следующий этап информатизации приходится на 1997-2004гг., когда была разработана и реализована Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Организация учебной деятельности учащихся на уроках естественно-математического цикла с помощью компьютера» (утверждена приказом начальника РУО № 8 от 13 января 1997года). Школа получила статус творческой педагогической лаборатории по информатизации образования. В состав творческой педагогической лаборатории вошло 10 учителей-предметников. Руководителем лаборатории была назначена Бычкова Наталья Николаевна зам. директора по инновационной работе. Во время работы участниками лаборатории изучен и обобщен передовой опыт в этом направлении, составлена картотека литературы из 253 изданий, составлены тематические планирования по предметам с учетом применения компьютера, силами учителей и учащихся создано более 800 различных программ, проведены открытые уроки с ПК и т.д.
Учителя, проанализировав учебный процесс, результаты успеваемости детей, пришли к выводу, что основополагающими учебными предметами в школе являются математика и русский язык и именно эти учебные предметы формируют необходимые вычислительные и грамматические навыки, доведенные до автоматизма, и являются в дальнейшем базовыми и востребованными на всех уроках. Поэтому для более глубокого исследования в 2002 году была разработана программа «Отработка базовых учебных навыков по математике и русскому языку в 5-6 классах», целью которой стали разработка и апробирование компьютерно-диагностических и учебно-методических комплектов по отработке базовых учебных и предметных навыков по математике и русскому языку в 5–6 классах. Руководителем лаборатории были Хамидуллина Э. А. – зам. директора по инновационной работе, затем Булатова Л.Н. - учитель информатики и математики. Основной целью опытно-экспериментальной работы было определить, какие программы реально повышают качество знаний учащихся.
В состав ТПЛ входили учителя математики Булатова Л.Н., Лебедева В.В., Еремеева О.И., Зангирова Р.З., учителя русского языка и литературы Кашапова Р.Г., Красноперова Ю.М., Ижгузина В.Е., Галиева Е.В., учителя информатики Хайруллина А.Р., Наумов С.Г.. Научное руководство осуществлял специалист ПОИПКРО Губайдуллин Р.А.. В рамках работы лаборатории было организовано сотрудничество со школой № 30 г.Перми. Представители школы неоднократно участвовали в Рождественских чтениях в г.Перми, в 2002, 2005 году направлялись материалы по опыту работы ТПЛ.
В итоге этого этапа получены следующие результаты: составлено тематическое планирование с учетом использования КП; получено реальное повышение качества знаний учащихся от 10 до 15% по предмету; разработаны УМК по русскому языку и математике в 5-6 классе (тематическое планирование, КП с рекомендацией использования).
Сегодня:
В 2005-2009гг. темой работы школы стало использование в образовательном процессе современных информационных технологий с целью повышения качества образования. Цели: максимальное использование возможностей компьютера на уроках, переход на информационно-коммуникационные технологии, использование в образовательном процессе электронных носителей, совершенствование использования ИКТ во внеклассной работе (конкурс телекоммуникационных проектов, сайтов, презентаций по различной тематике), использование ПК в оформлении всей школьной документации.
Использование компьютерной техники и программного обеспечения в работе учителей и администрации, различных школьных служб – электронных презентаций на уроках, во внеклассной работе, на совещаниях, родительских собраниях, программ бухгалтерского учета и кадровой службы, электронных учебников, различных программ-тренажеров, репетиторов, использование печатных материалов, портфолио учащихся и педагогов, электронная верстка научно-практических работ, использование информации сети Интернет на уроках информатики и профобучения, каталог электронных материалов в школе, электронный психологический мониторинг – все это способствует созданию единой информационной среды, повышению качества образования в школе.
Идет реализация предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, профильное обучение по информационно-технологическому профилю на 3 ступени обучения, школа принимает участие в сетевой модели по профильным дисциплинам, разработаны и реализуются курсы по выбору и элективные курсы «Web-дизайн», «Основы HTML», «Компьютерная графика» и др., обеспечено подключение к сети Интернет.
В результате мы получили изменения во внеклассной работе: конкурс телекоммуникационных проектов, сайтов, презентаций, увеличение количества учащихся – участников научно-практической конференции, разработка социально-культурных проектов, использование ПК для оформления грамот, дипломов. Начала выпускаться газета «Школьный маячок», создан сайт школы, презентации школы «Моя любимая школа», «Профильное обучение», т.е. появились рекламные продукты, используется электронная почта, компьютеризирована бухгалтерия и кадровая служба, внедряется программа «Хронограф», разработана программа информатизации.
Коллективом школы в сентябре 2007 года принят проект программы ТПЛ по теме: «Организация дистанционного обучения учащихся профильного класса 3 ступени в формате «Телешкола». Школа включилась в Федеральный проект Национального фонда подготовки кадров «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» в Пермском крае.
В 2008 году была защищена программа опытно-экспериментальной работы по теме «Организация дистанционного обучения учащихся старшей ступени в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения». Педагогами разработано и успешно апробировано 13 дистанционных курсов по выбору для учащихся школ района. Программы курсов получили хорошую оценку специалистов ПКИПКРО. Турыгина Н.А., зам. директора по ОЭР, защитила дипломную работу по этой теме в ПРИПИТ.
Наши достижения:
По результатам работы Федеральной группы по Информатизации системы образования школа была отобрана в число 100 фокусных типичных школ в 7 регионах России.
- В 2007 году в Федеральную группу ИСО отправлено 2 интервью, в которых описали историю информатизации школы, школа вошла в состав 24 фокусных типичных школ, присвоен 11 кластер;
- Совершенствуется информационно-образовательное пространство школы, начали работу школа юных информатиков «Инфошкола», Вирту@студия, включаются в работу интерактивная доска;
- Растет количество педагогов ИКТ компетентных;
- Работает школьная команда по информатизации(по итогам 2008г 2 место в районе)
- Призовые места на муниципальных конкурсах
- Школа-победитель ПНПО регионального уровня в 2007 году, победитель федерального уровня в 2008 году в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы.
- Школа – победитель в конкурсе школьных сайтов в 2008, 2009 годах.
- Школа - победитель интеллектуальной дистанционной олимпиады «Летняя сетевая площадка школьная Эллада-2009» с участием лучших школ из регионов России.
Завтра:
Основные приоритеты развития: Использование эффективных форм ИКТ и проектной технологии, развитие дистанционного обучения.
Мы стараемся ставить реальные цели, поэтому планы в основном реализованы, достигнутые успехи вдохновляют, создают мотивацию для более качественной работы коллектива. Педагоги, администрация не представляют учебного процесса, преподавания дисциплин без применения компьютерных технологий.
Подводя итоги каждого этапа, мы видим пути и перспективы дальнейшего развития процессов информатизации и развития ОУ.
|