Автор:
Санина Зинаида Александровна
Место работы:
заместитель директора по НМР, МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменской обл.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса
Выступление на городском семинаре «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
СЛАЙД 1
В книге «Популярный самоучитель для работы на компьютере (авт. С.Симонович, В.Мураховский) говорится: «Работа современного персонального компьютера напоминает игру большого слаженного оркестра. В оркестр входит множество инструментов, и на каждом исполняется своя уникальная партия. Партии отдельных инструментов сливаются в одно целое, и если оркестр хорошо подготовлен, а дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от хорошего исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является учитель. Как же он становится тем самым умелым дирижером в нашей школе? В своем выступлении я остановлюсь на формах работы с педагогами школы по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Все мы понимаем, что информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Реальная компьютеризация школы осуществится только тогда, когда ее идеями проникнется большая часть учителей, а проведение занятий по любому предмету с использованием компьютера станет нормальным явлением. А для этого необходимо приобщить руководящих работников, учителей-предметников к новому для них миру компьютеров, устранить психологический барьер их «боязни».
Именно активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию учащихся. Следует заметить, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс (я думаю, Вы с этим согласны) зависит от уровня научно-методического, материально-технического обеспечения и уровня профессиональной подготовки педагогов.
В нашей школе трудятся много педагогически грамотных, компетентных, творчески работающих учителей.
СЛАЙДЫ 2-3
- Высшее образование – 97% учителей.
- Высшая квалификационная категория – 18,1%.
- Первая квалификационная категория – 51,4%.
- Вторая квалификационная категория – 13,9%.
Однако, в условиях перехода к информационному обществу, повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. По данным Российской академии наук лишь не более 10% российских учителей владеют информационными технологиями.
СЛАЙД 4
Следует отметить, что на сегодняшний день происходит переосмысление термина профессиональная компетентность педагога, т.к. освоение средств НИТ качественно влияет не столько на изменение структуры общей педагогической компетентности учителя, сколько на качественное содержание ее компонентов. И уверенно чувствовать себя учитель, не овладевший новыми средствами интеллектуальной деятельности, сегодня уже не может.
СЛАЙД 5
Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
- владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
- знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
- умение представить информацию в Интернет;
- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
- владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
- владение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т. п.);
- владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
- владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет;
- представление информации средствами презентационных технологий;
- использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.
- владение навыками организации и проведения конкретного урока с учетом его специфики и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий.
Все вышеназванное требует необходимости в переподготовке учителей – предметников в соответствии с новыми требованиями к обучению, объединения опыта и знаний педагога с возможностями компьютера.
Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Однако, курсы переподготовки в течение короткого времени пройти могут не все учителя. (Курсы прошли 18 чел.). Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, обучение необходимо организовать в стенах родной школы.
Работая над методической темой «Формирование ключевых компетенций учащихся с помощью современных технологий обучения», мы особое внимание уделяли внедрению информационно-коммуникационных технологий и формированию информационной компетентности учащихся и учителей. Работа проводилась по следующим направлениям:
СЛАЙД 6
- специализированное повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и педагогического коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
- краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные учителями информатики ОУ;
- педагогические советы, методические совещания, методические дни, семинары, конференции по проблеме использования ИКТ;
- участие в городских мероприятиях, организованных УО, по проблеме использования ИКТ в учебном процессе;
- работа проблемной группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий»;
- неформальное общение педагогов школы между собой и с коллегами из других ОУ на тему использования ИКТ в учебном процессе;
- неформальные консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников ОУ, которые с готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования ИКТ;
- работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
- обобщение и трансляция педагогического опыта в области использования ИКТ.
СЛАЙД 7
Был составлен план мероприятий, целью которых являлось:
- создание высокой мотивации учителя-предметника для изучения основ компьютера;
- обеспечение учителя-предметника в соответствии с его потребностями, необходимым уровнем знаний, умений и навыков для проведения уроков с использованием возможностей, которые предоставляют информационные технологии.
СЛАЙД 8
На первом этапе внедрения ИКТ были поставлены следующие задачи:
- Создание у учителей – предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
- Обучение педагогов основам КГ.
- Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе.
СЛАЙД 9
На втором этапе внедрения ИКТ в школьное образование были поставлены задачи:
- Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе и расширение круга педагогов, внедряющих их.
- Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.
- Техническое оснащение школы.
- Формирование единого информационного пространства школы;
- Выделение творчески работающих педагогов школы, повышение их квалификации в области применения ИКТ и распространение успешного опыта в педагогической деятельности.
Результаты анкетирования учителей на начальном этапе показали, что:
- имеют хорошие навыки работы на ПК – 10%;
- умеют только печатать – 19%;
- не умеют работать на компьютере – 71%.
Как видим, большая часть учителей не имели элементарных навыков работы с компьютером.
Помощниками администрации в решении проблемы формирования информационной компетентности педагогов стали, прежде всего, учителя информатики и учителя – предметники, владеющие компьютерной технологией. В связи с этим хотелось бы остановиться на словах первого заместителя министра образования РФ Виктора Александровича Болотова «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи в области ИКТ – компетенции, когда учителя – и предметники, и информатики - включатся в этот процесс. Но возникает вопрос: а готов ли учитель-предметник идти к учителю информатики? Что ему для этого нужно?». На этот вопрос я могу ответить только утвердительно. Наши учителя не просто идут, а бегут к учителям информатики, тесно сотрудничая с ними.
Была создана проблемная группа «Внедрение информационных технологий», в состав которой вошли учителя-информатики и учителя-предметники, владеющие персональным компьютером. Руководителем данной группы назначили Сагитова Г.В. В этом году работой группы руководит Рахметова С.Э.
СЛАЙД 10
Деятельность группы была направлена на:
- развитие у учителей имеющихся навыков работы с информацией и приобретение новых в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
- оказание помощи педагогам и учащимся в использовании средств информационно-компьютерных технологий;
- организацию работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ.
- активизацию внедрения метода проектов;
- создание школьной медиатеки.
Учителя проблемной группы в течение учебного года разрабатывали и показывали открытые уроки с применением ИКТ, оказывали консультативную помощь в их использовании учителям, педагогам-организаторам, социальным педагогам, принимали активное участие в подготовке и проведении педсоветов, семинаров, методических дней и недель и т.д.
СЛАЙД 11
Для учителей школы были организованы специальные занятия, с учетом уровня компьютерной грамотности каждого учителя. Обучение велось по уровням:
1) Основы КГ.
2) Пользователь Интернет.
3) Текстовые редакторы.
4) Создание мультимедийных презентаций.
5) Создание веб-сайта.
6) Использование.
С целью формирования информационной компетенции учителей и мотивации педагогов на овладение компьютерной грамотностью прошли следующие мероприятия:
СЛАЙД 12
1. Педагогический совет:
- «Информатизация образовательной среды».
- Эффективное использование новых информационных технологий и информационных ресурсов с целью качественного обучения учащихся.
СЛАЙД 13
2. Методический день:
- Внедрение информационных технологий – одно из условий успешной социализации учащихся.
- Формирование ключевых компетенций учащихся с помощью современных технологий обучения.
3. Семинар для учителей, руководителей МО и зам. директоров I ступени обучения школ города «Здоровьесберегающие и новые информационные технологии – условие реализации модернизации Российского образования».
СЛАЙД 14
4. Семинар-практикум
- «Технология проведения уроков с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
- «Организация тестового контроля с использованием информационно-коммуникационных технологий средствамиVisual Basik 6.0».
- «Внедрение в образовательный процесс программных комплексов: Net-школа».
- «Использование обучающих программ в образовательном процессе. Внедрение комплекса обучающих программ КМ-Школа».
- «Эффективный поиск информации в Internet».
5. Заседание МС школы «Различные формы уроков с использованием новых информационных технологий.
На семинарах, педсоветах учителей знакомили с медиа учебниками, тестирующими программами, образовательными Интернет ресурсами, современными информационными технологиями. Подробно излагались принципы конструирования урока с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов, раздавались памятки и рекомендации. Каждый учитель уносил из данных мероприятий что-то полезное для себя.
СЛАЙД 15
Хочу отметить, что организация учебного процесса с использованием ИКТ позволила учителям:
- повысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности;
- развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
- освоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе;
- Более гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач;
- сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы;
- легко распространять свой опыт, свою модель обучения;
- реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся;
- осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
- уменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;
- сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой и управляемой.
СЛАЙД 16
Что мы имеем на сегодняшний день? Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?
1) Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов.
2) Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60% .
3) Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%.
4) Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.
5) Найти учебные материалы – 70%.
6) Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 60%.
7) Использование ИКТ для объяснения на уроке – 60%.
Наиболее активно используют ИКТ в образовательном процессе и внеклассной работе следующие учителя-предметники: Зайцева И.А., Русецкая О.П., Шалатонина В.В., Михайленко И.А., Тихомирова Т.Л., Иценко В.П., Хабибрахманова И.Ю., Макуха М.М., Рудниченко О.В., Вайзер Т.А., Черевко И.М., Худякова О.М., Ромашко Г.Ф., Емельянова О.В. и др. Опытом работы они делятся на страницах научно-методических предметных журналов, публикуются в электронном научно-практическом журнале «Вопросы Интернет образования».
Перечень публикаций учителей в электронном научно-практическом журнале
«Вопросы Интернет образования»
№
п/п |
ФИО
|
Публикация
|
Номер
журнала
|
1
|
Зайцева И.А.
|
Разработки уроков математики: «Натуральные числа», 5 класс; «Шар. Конус. Цилиндр», 6 класс
|
№ 30 / 2005,
октябрь
|
2
|
Кинзябулатова Л.А.
|
Разработка интегрированного урока математики: «Применение производной в различных областях науки», 11 класс
|
№ 31 / 2005,
декабрь
|
3
|
Зайцева И.А.
|
Разработка урока математики: «Теорема Пифагора», 8 класс
|
№ 31 / 2005,
декабрь
|
4
|
Русецкая О.П.
|
Разработка урока химии: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации», 9 класс
|
№ 32 / 2006,
январь
|
5
|
Зайцева И.А.
|
Разработка урока математики: «Золотое сечение», 8-9 класс
|
№ 32 / 2006,
январь
|
6
|
Вайзер Т.А.,
компьютерная поддержка: Рахметова С.Э.
|
Разработка урока истории: «Права человека в обществе», 4 класс
|
№ 33 / 2006,
февраль
|
7
|
Сагитова Г.В.
|
Статья «Формирование у старшеклассников проектно-исследовательских коммуникативных технологий»
|
№ 33 / 2006,
февраль
|
8
|
Зайцева И.А.
|
Разработка урока математики: «Правильные многогранники», 10 класс
|
№ 33 / 2006,
февраль
|
9
|
Михайленко И.А.
|
Разработка урока литературы: «Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"», 7 класс
|
№ 34 / 2006,
март
|
10
|
Зайцева И.А.
|
Разработка внеклассного мероприятия «Математическая конкурс-викторина "Звездный час"», 9 класс
|
№ 34 / 2006,
март
|
11
|
Зайцева И.А.
|
Разработка классного часа «Конкурс-викторина "Звездный час" по теме "Кладезь народной мудрости"»
|
№ 35 / 2006,
апрель
|
12
|
Сагитова Г.В.
|
Разработка урока информатики «Поиск и сортировка данных в MS ACCESS», 11 класс
|
№ 36 / 2006,
май
|
13
|
Русецкая О.П.
|
Разработка внеклассного мероприятия: Устный журнал «Мы в мире химии», «Пища, которую мы едим»
|
№ 36 / 2006,
май
|
14
|
Рахметова С.Э.
|
Видеофильм «Путевые заметки» (Movie Макет). Обои для рабочего стола: «Клоун», «Увлечения» (Potoshop CS)
|
№ 36 / 2006,
май
|
15
|
Макуха М.М.
|
Разработка урока русского языка: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью», 4 класс
|
№ 37 / 2006,
июнь
|
16
|
Михайленко И.А.
|
Разработка урока литературы: «Подвиг учителя Дюйшена. Вечное и преходящее в повести Ч.Т. Айтматова "Первый учитель" собаки», 7 класс
|
№ 37 / 2006,
июнь
|
17
|
Рабекина Н.А.
|
Разработка урока физики: «Лампа накаливания – изобретение А.Л. Ладыгина», 8 класс
|
№ 37 / 2006,
июнь
|
18
|
Ромашко Г.Ф.
|
Семинар по теме «Тригонометрические уравнения», 10 класс
|
№ 39 / 2006,
август
|
19
|
Рудниченко О.В.
|
Разработка урока обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,]. Буквы Дд», 1 класс
|
№ 40 / 2006,
сентябрь
|
20
|
Ромашко Г.Ф.
|
Программа элективного курса по математике «Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами», 10-11 класс
|
№ 40 / 2006,
сентябрь
|
21
|
Зайцева И.А.
|
Программа предметного элективного курса «Абсолютная величина (модуль)», 9-11 класс
|
№ 47 / 2007,
апрель
|
22
|
Зайцева И.А.
|
Программа элективного курса «Математика в экономике и банковском деле», 9 класс
|
№ 48 / 2007,
май
|
23
|
Русецкая О.П.
|
Программа экологизированного элективного курса «Мы в мире химии», 9 класс
|
№ 48 / 2007,
май
|
24
|
Тихомирова Т.Л.
|
Разработка урока литературы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», 7 класс
|
№ 52 / 2007,
сентябрь
|
25
|
Иценко В.П.
|
Программа элективного курса по английскому языку «О вариативности английского языка. Омофония», 11 класс
|
№ 58 / 2008,
апрель
|
26
|
Иценко В.П.
|
Разработка урока английского языка: «Christmas», 11 класс
|
№ 61 / 2008,
октябрь
|
27
|
Худякова О.И.
|
Разработка урока математики: «Построение графика квадратичной функции», 8 класс
|
№ 63 / 2008,
декабрь
|
28
|
Данилова Е.Г.
|
Программа элективного курса «Введение в социологию», 10 класс
|
№ 64 / 2009,
январь
|
29
|
Тихомирова Т.Л.
|
Разработка внеклассного мероприятия по КНЯ «Про Ямал и про детей» (по поэме Л.В. Лапцуя «Эдейка»), 5-7 класс
|
№ 68 / 2009,
май
|
30
|
Сыч Т.В.
|
Статья «Информатизация образовательного пространства школы»
|
№ 73 / 2009,
октябрь
|
31
|
Гундарева О.В.
|
Разработка урока окружающего мира: «Растение – живой организм», 3 класс
|
№ 73 / 2009,
октябрь
|
32
|
Пилипенко Е.М.
|
Статья «Личность классного руководителя»
|
№ 74 / 2009,
ноябрь
|
33
|
Лаптева Е.Н.
|
Разработка урока истории: «Вклад древних греков в мировую цивилизацию»
|
№ 75 / 2009,
декабрь
|
34
|
Хабибрахманова И.Ю.
|
Разработка урока русского языка: «Обобщение знаний об имени существительном», 3 класс
|
№ 75 / 2009,
декабрь
|
35
|
Рудниченко О.В.
|
Разработка математики: «Увеличение и уменьшение в несколько раз», 2 класс
|
№ 75 / 2009,
декабрь
|
Участвуя в городском конкурсе «Калейдоскоп уроков иностранного языка»(1чел.), конкурсе интегрированных уроков (8 уч.), «Учитель года – 2007» педагоги показали уроки, на которых эффективно использовали ИКТ. Результат участия – 2 диплома II степени и 1 место в конкурсе «Учитель года – 2007». Методические разработки уроков предоставлялись на «Фестиваль методических идей – 2006», в копилку методического кабинета УО.
Существуют и проблемы:
- Одна из них – это старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов школы 43 года. Свыше 50 лет имеют 26% учителей. Отсюда – далеко не все из них имеют желание осваивать на должном уровне новые информационные технологии
- Дать компьютерную грамотность в стенах школы все-таки сложно, а значит как воздух необходимы специализированное повышение квалификации, курсовая переподготовка педагогов в области новых информационных и телекоммуникационных технологий.
СЛАЙД 17
- Требует обновление и … Сократ сказал: …, а это значит, что информационная компетентность будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически использовать компьютер, т.е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И тогда, хочется верить, большинство наших учителей будут чувствовать себя с компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом.
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.
В заключение хочу сказать, что практически на любом школьном предмете можно применять ИКТ. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать учебный процесс познавательным и развивающим. Как это делают наши учителя, Вам расскажет заместитель директора по УВР Тухватуллина Р.А.
|