Цель урока:
Цель урока:
развитие устной речи – диалогической и монологической;
развитие навыков правильного письма слов, словосочетаний и предложений;
развитие фонематического слуха.
Задачи:
предметные:
1.Образовательные: знакомить с новыми словами и выражениями по теме урока, отработать их использование в речи, дать информацию о животных других материков.
2. Развивающие: развивать навыки правильного произношения марийских звуков, правильного построения ответов на вопросы.
3. Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к природе родного края и бережное отношение к животным.
метапредметные:
Личностные
Самоопределение: формирование у обучающихся устойчивого мнения о необходимости изучения марийского языка как государственного.
Смыслообразование: формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация обучающихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища; формирование у обучающихся любви и бережного отношения к родному краю, природе, а также толерантности в межличностном взаимодействии.
Регулятивные:
Формирование у обучающихся умения управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Познавательные:
Формирование у обучающихся умения находить учебную информацию и работать с ней, использовать полученные знания при развитии навыков чтения и письма на марийском языке.
Коммуникативные:
Формирование умений отвечать на вопросы, правильно читать тексты и стихотворения, а также сотрудничать с учителем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие класса на русском и марийском языках.
Объявление темы и общей цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
У обучающихся на партах лежат карточки с цифрами, обозначающие десятки, а также карточки со словами и выражениями для перевода.
- Счет от 10 до 100, затем от 100 до 10 используя карточки с цифрами.
- Перевод слов и выражений на русский язык.
- меран самырык
- маска шонго
-Тиде маска лу ияш. Тудын пылышыже да почшо уло. Почшо кучык, пылышыже кучык. Маска чодыраште ила.
3. Изучение новой темы.
Запись в тетради числа, темы урока.
(Работа с учебником)
Упр.1 на стр. 53.
-Посмотрите рисунки. Кого вы здесь видите? (Мом ужыда?)
На первом рисунке – меран (заяц), на втором – ур (белка).
-Прочитаем, что о них сказано. (Айста лудын лектына. Нунын нерген мом возеныт?).
-Все ли слова из прочитанного вам знакомы? Какое слово вам незнакомо?
-СУР. Обратимся к новым словам учебника. СУР - серый.
- Что еще можем сказать о зайце.
Меран кушто ила? (чодыраште, зоопаркыште)
-Рассмотрим второй рисунок. Тиде мо? (Ур). Айста лудына. Что сказано о белке. (на рус. яз отвечают)
-Какие новые слова узнали?
- Йоча-влак, ур, меран, маска, пире кушто илат? Белка, заяц, медведь, волк где живут? (чодыраште, зоопаркыште). Медведево зоопаркыште илат?
(Работа по презентации).
- Совершим экскурсию в Медведевский зоопарк. (Физкультминутка). Встаем. Закрываем глаза, шагая на месте, отправляемся в зоопарк. Остановились и открываем глаза. Садимся.
1 Слайд.
Посмотрим, какие животные здесь живут. (Ончалына, могай янлык зоопаркыште илат).
2 Слайд.
Тиде мо? (Это кто?) - Маска (медведь). Что можете сказать о медведе? Маска нерген мом ойлен кертыда?
Тиде маска. Маскан пылышыже кучык, почшо кучык. Тиде маска самырык. Тудо кум ияш. Маска зоопаркыште ила.
3 Слайд.
Тиде мо? (Это кто?) Тиде пире (волк). Пире нерген мом каласен кертыда? Что можете сказать о волке?
1 ученик рассказывает.
А ко почеламутым пала? (Кто знает стихотворение?) (Читает наизусть стихотворение)
4 Слайд.
Тиде рывыж. (Это лиса)
Ко могай почеламутым рывыж нерген пала?
5 Слайд.
Айста ончалына эше ко зоопаркыште илат? (Кто ещё живет в зоопарке?)
- Маймыл - Куголя - Йуксо - Лудо - Когорчен - Комбо
- Ме зоопаркыште коштын, у мутым пален нална. Ончалына тиде мут-влакым.
Пырля лудына. Словарьыш возена. (Посетив зоопарк, мы познакомились с новыми словами. Посмотрите эти слова. Прочитаем вместе и запишите в словарь).
- Зоопаркыште экскурсий мучашыш лишемын. Айста монгеш портылына. Шинчам кумен шогалына до школыш каена. Толын шуын шинчына. (Экскурсия по зоопарку подошла к концу. Возвращаемся в школу. Открываем глаза, садимся.)
(Работа в тетрадях)
-А ынде учебникым ончалына. (Обратимся к учебнику). Упр.2 Стр.53.
Вашмутым пуэна. (Ответим на вопросы)
Мо сур? – Пире сур.
Умбакыже тетрадьыш вашмутым пуэда. (Далее самостоятельно отвечаете на вопросы)
Пашам тергена. (Проверка работы). Чын!
- Ме тендан дене таче шуко янлык нерген пален налынна. Янлык-влак чодыраште, зоопаркыште илат, путынь Марий Элыште, Российыште илат. А эше вес материкыште шуко янлык-влак илат. Тиде слон, пингвин, жираф да молат. Кажне янлыкым да кайык-влакым чаманаш да аралаш кулеш.
- Айста вес материкыште илыше янлык нерген почеламутым лудына. Чын да сылнын лудаш кулеш. (Давайте прочитаем стихотворения о животных другого материка. Надо прочитать правильно и выразительно).
Упр.4. Стр.54.
Ко лудеш? (Кто прочитает?)
IV. Обобщение.
Айста эше ик гана каласен кодена.
-Зоопаркыште могай янлык-влак илат?
-Зоопаркыште пире, …, …, … илат.
-Зоопаркыште могай кайык-влак илат?
- Зоопаркыште комбо, …, …, … илат.
Животных и птиц надо беречь, охранять, ухаживать за ними. Мы дети должны помогать взрослым в охране живой природы. Все молодцы, все работали на уроке, все очень понравились.
Оценивание знаний.
Теперь каждый оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Кто оценил свою работу на «пять». Троек, я думаю, не должно быть, т. к. все были активными.
V. Домашнее задание.
Упр.6 Стр.54. Нарисуй и опиши любое животное (4-5 предложений).
Урок пытен. Шогална. Чеверын.