Наименование образовательного учреждения: МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Цель урока:обобщение и систематизация знания учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе
Задачи:
I. Образовательная:
1) проверить и углубить знания учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе
2) распознавать признаки осени, находить изменения в природе в осеннее время;
3) соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни в Республике Марий Эл.
II. Развивающая:
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщая и делая выводы об осенней поре
3) способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
III. Воспитательная:
1) воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду;
2) воспитывать бережное отношение к природе родного края;
3) воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
Предметные результаты:
находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
иметь общее представление о художниках И.И. Левитане.
Метапредметные результаты:
описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего родного края;
соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни в Республике Марий Эл.
Личностные результаты:
осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, учебники О.Т. Поглазова «Окружающий мир, 3 класс», учебник «Марийский язык. Учебник для 3 класса», наглядный материал: овощи и фрукты, грибы, осенние листья
Музыкальный ряд: композиция П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь», фонограмма В.Осипова «Кайык-влак чонештат».
Художественный ряд: репродукция картин И.И. Левитана.
Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.
- раздаточный материал: карточки с загадками, кроссворды, листья, птицы.
Методы и формы работы:
групповая форма работы;
метод сравнения и сопоставления;
метод наглядного показа приёмов работы с красками и с цветной бумагой;
иллюстративный метод закрепления изученного материала;
проблемно-поисковый метод.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний через интеграцию окружающего мира, ИЗО, технологии и марийского языка (интегрированный урок).
Технологическая карта урока
Этап урока
Время, мин
Содержание учебного материала
Методы, приемы работы.
Формы организации уебн. деят-ти
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формирование
универсальных
учебных действий
1.Организационный этап.
2 мин
Проверка готовности класса к работе. Эмоциональный настрой на работу.
Словесный.
И
Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
(слайд №1)
Ребята, здравствуйте! Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный, сегодня на уроке у нас много гостей. Я бы хотела, чтобы вы по-дружески поздоровались с природой, которая нас окружает и, конечно же с нашими гостями:
-Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуйте, мои , друзья.
Всех вас рада видеть я!
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха!
Повтор слов за учителем.
Коммуникативные:
-настраиваются на сотрудничество.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2 мин
Проблемный диалог
Словесный
И
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Ну а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в гости. А к кому вы узнаете из загадки:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Дети отгадывают загадку
Регулятивные:
- учатся высказывать своё мнение.
3. Актуализация знаний.
8 мин
Повторение ранее изученного материала по разделу «Осенние изменения в живой и неживой природе» (Шыже пагыт) (На столах лежат карточки с заданиями старинных названий осенних месяцев на языке народов своего родного края)
Сообщение темы и цели урока
Ч-П.
И-Ф, проблемный
Г.
Откройте дневники наблюдений: заполним данные на 13 ноября.
- Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
Осень бывает разная – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Красавица-осень приготовила нам задания. А теперь, посмотрите на ваши парты. Некоторые самые любознательные листики великая тяга к знаниям занесла в наш класс, на урок окружающего мира.
На столах лежат листочки с заданиями для каждой группы.У нас их три, а как они будут называться вы узнаете, отгадав загадки:
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Какие названья имеют они?
1 группа- СЕНТЯБРИНКИ
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
2 группа-ОКТЯБРИНКИ
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
3 группа-НОЯБРИНКИ
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока:…
О какой поре мы будем говорить?
«Осенняя пора».
Итак, задания для групп:
1 группа
- Сравнить по весу три зеленых листочка и три желтых. Какие тяжелее? Почему? (Вывод: Зеленые листочки тяжелее, так как в них больше воды и органических веществ.)
- Когда наступает осень? (23 сентября).
Что это за дата?-день осеннего равноденствия.
2 группа
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗЕЛЁНОГО ЛИСТА
Как-то раз с большого клёна
оторвался лист зелёный и
пустился вместе с ветром
путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс -
шмыг к зелёному листу!
Лапой хвать зелёный лист!
дескать, поиграем...
«Не хочу!» — зелёный лист
головой качает.
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун-листок устал
И ко мне в тетрадь упал...
Вопрос: Почему осенью сорвать с ветки лист легче, чем летом?
(Ответ: Лист живет менее одного года. Некоторые листья живут 2 – 5 лет. Перед листопадом в листьях происходят изменения: зеленый краситель хлорофилл разрушается, а более стойкий желто-оранжевый сохраняется. Питательные вещества из старого листа оттекают к точкам роста – почкам. У основания листа появляется специальный пробковый слой, который разрывается под тяжестью листа или при порыве ветра, и лист отделяется. Происходит листопад.)
3 группа
- Назовите признаки осени (солнце поднимается в небе невысоко, дни становятся короче, наступают заморозки, иней, густые туманы, пруды покрыты льдом, первый снег и др.)
-Как в старину называли сентябрь, октябрь, ноябрь? (с- вересень-месяц первого инея,о- листопадник, а еще его называют грязник, хлебник, листобой , н- грудень-грудами, буграми начинает замерзать земля. Сентябрь – месяц ранней осени, Октябрь- макушка осени, Ноябрь – месяц поздней осени.
Отгадывают загадки. Карточки с понятиями, которые отгадали откладывают в сторону.
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.
Отвечают на вопросы по группам.
Коммуникативные: работают в группах, Познавательные:
-повторяют изученные понятия;
отделяют признаки живой и неживой природы.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству;
- демонстрируют положительное отношение к изучению предмета;
- развитие мышления, внимания.
Регулятивные:
- осуществляют пошаговый контроль результатов;
- учатся высказывать своё мнение.
- учатся оценивать совместно с учителем результаты своих действий.
4. Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
15
мин
Проблемная ситуация. Поиск и выявление причин.
Проблемный
Г.
Ф
И
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи при выполнении задания.
- Какое слово образуют первые буквы каждого месяца? (сон)
- Как думаете, почему? (высказывания детей)
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
Подведение итогов об осенних изменениях
На столах листочки со стихами. Найдите среди них описание ранней осени, макушки осени, поздней осени. Подчеркните, по каким признакам догадались об этом?
1. В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам
Добрая волшебница все переиначила:
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
2. Льет дождь, холодный, точно лед
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
3. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Физкультминутка: Руки подняли и покачали…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихов, сколько об осени. Каждый поэт видит осень по – своему, находит ее иные приметы, замечает то, что особенно его поразило, взволновало. И получается, что у осени сотни ее стихотворных портретов, и на всех она разная.
ОСЕНЬ. (читает ученик)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
– Красота осенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер (на слайдах картины И.И. Левитана.)
– Красота природы воспевается художниками, поэтами, и композиторами. Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки осени.
- А сегодня мы с вами будем создавать красоту осени своими руками.
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
Итак, «Сентябринки», «Октябринки» и «Ноябринки»!Вспомним девиз работы в группе: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
Под музыку П.И. Чайковского «Октябрь» и «Ноябрь» из цикла «Времена года» дети начинают работать в группах, выполняя творческое задание.
1 группа- изображают раннюю осень с помощью пластилина и сухих листьев.
2 группа - изображают макушку осени, листопадник - оттиском- прокрашиваем осенние листья краской, используя губку, прижимаем к альбомному листу, ствол дерева рисуем , используя коричневую краску
3 группа- изображают позднюю осень, снег мы выложим с помощью ваты.
Вывешиваем на доске композиции детей.
Откройте учебник на стр.63.Давайте ответим на вопрос: чему радуются и о чем грустят люди осенью? (чтение текста)
Дети выполняют практическую часть (ИЗО, технология)
- производить классификацию;
- устанавливать причинно – следственные связи в изученном круге явлений;
Коммуникативные
- допускать существование различных точек зрения
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
10
мин
Проблемный диалог.
Учитель марийского языка заходит в класс в роли Осени. В руках поднос с овощами:
1 группа (паренге, йошкарушмен, шоган)
2 группа (кешыр, ковышта, помидо)
3 группа (кияр, пукш, кавун).
Ф
И
Ой, ребята, тише, тише
Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы шуршит.
- Кто же к нам пожаловал?
Давайте отгадаем.
(Входит Осень в костюме, поет песню)
Загадка: Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю,
И не касаюсь сосен и елочек
Я … (осень)
Я бываю разная – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. Спасибо Вам за это! Низкий поклон!
- Вот она царица-осень! Давайте поприветствуем нашу гостью.
- Поро кече, йоча-влак! Тендан ончылныда пакчасаска-влак. Ончалза сайын да мыланна чын вашмутым пуыза: мом ме шыжым погена?
Йоча-влаклан буква-влак дене конверт пуалтеш. Нуно марий тылзе лум-влакым палышаш улыт.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые ориентиры в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные:
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения
Коммуникативные
- воспринимать другие мнение и позицию;
- уметь договариваться, приходить к общему решению.