Автор:
Якушина Екатерина Викторовна, Ястребов Леонид Иосифович
Место работы:
К.п.н., вед. Н. с. Лаборатории медиаобразования ИСМО РАО Ястребов Леонид Иосифович К.ф-м.н, Директор Департамента образовательных проектов и ИТ Фонда содействия информатизации образования
Цели, задачи и смысл ИКТ- тестирования работников образования
Вступление
В настоящее время очень модно тестирование вообще, тесты проходят различные группы людей и по различным областям знаний – школьники, студенты, учащиеся различных курсов и пр. В том числе существуют различные программы для тестирования учителей, в частности по информационным технологиям. Задача руководителя образовательного учреждения определить цель тестирования, затем подобрать такую тестирующую программу (такой тест), которая позволяла бы достичь эту цель, а уже потом сделать выводы и наметить программу действий.
Возможно, излишне напоминать читателям, что цель тестирования определяется с точки зрения того, можно ли сделать выводы, интересующие руководителя, и достаточно ли надежны эти выводы, чтобы на их основании определять программу действий.
Первый вопрос, который необходимо рассмотреть в в связи со сказанным - какие это должны быть цели и задачи тестирования.
Цели и задачи тестирования
Зачастую при тестировании ставится задача проверить испытуемого на знание программы. Но при этом те, кто организует подобное тестирование, не могут ответить на вопрос, КАКОЕ именно знание они хотят от учителей?
Требуемое знание напрямую зависит от потребностей учителя. Например, мы на опыте преподавания в Федерации Интернет Образования выделяли три уровня требуемого знания, и после достижения каждого уровня, считали учителя компетентным в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентным).
В таблице, поведенной в приложении 1, указаны уровни ИКТ-компетенности учителей.
Соответственно должно быть три уровня тестов - в том числе в зависимости от того, предполагается ли умение учителя работать в ИКТ-колективе (например, презентации по сети с коллегами и пр.).
Хотим ли мы исследовать знание основных функций программы или хотим имитировать умение добиваться нужной цели любым из возможных путей - это самый значимый вопрос при организации тестирования учителей в области ИТ.
Для учителей роль и место тестовых заданий по информационным технологиям, используемым в учебном процессе, определяется структурой процесса усвоения знаний в процессе обучения ИТ. Деятельность по степени усвоения ими содержания учебного материала можно условно разделить на четыре стадии:
- понимание;
- запоминание и воспроизведение;
- применение знаний по известным правилам;
- применение знаний в новых условиях.
Вначале обучаемые знакомятся с новым материалом, усваивают связь нового с уже известным. Затем они усваивают материал настолько, что способны воспроизвести полученную информацию. На третьей стадии обучаемые могут применить приобретенные знания для решения задач, возникающих в процессе обучения школьников. Четвертая стадия усвоения учебного материала характеризуется тем, что обучаемый способен применить имеющиеся знания для решения творческих, учебных задач.
Исходя из этого – главной целью тестирования должно являться именно проверка возможности учителя после обучения решать задачи, которые требуются для успешной реализации ими учебного процесса, а не «тупое» знание приемов работы на компьютере, которое зачастую проверяется сегодня в различных центрах тестирования.
Натаскивание на тесты
Например, часто встречаются просто переведенные на русский язык тесты. И совершенно не адаптированные к нашим условиям, тем более к специфике образовательной деятельности. Такие тесты проверяют всех, студентов, домохозяек, служащих, в том числе учителей, дают сертификат международного образца, которые, бесспорно необходимы для дальнейшего продвижения по службе и трудоустройства. Но показывает ли обладание подобным сертификатом реальное умение решать свои задачи?
В данных текстах также часто встречаются специализированные вопросы, ответы на которые обычному пользователю не особо-то и нужны. Но и это не самое главное. Главное - к таким тестам идет спецподготовка, то есть в центрах сертифицирования зачастую не учат работать с той или иной программой, решить те или иные задачи, а учат просто сдать тест! То есть заранее дают ответы на вопросы.
Эта ситуация напоминает положение с ЕГЭ, когда учителя дают не знание и понимание предмета, а узнавание тестовых заданий. Правда, то, что недопустимо в условиях ЕГЭ, для обучения компьютерной грамотности, говоря объективно, может быть вполне приемлемо.
Поэтому очень важна самооценка обучаемых. Учителя должны понимать, что именно им нужно, реально оценивать свои задачи и потребности.
Тест, как самооценка учителя
В связи с этим нам представляется интересным попробовать подход доверия к учителю. То есть если руководитель проводит тестирование учительского коллектива с целью определения путей дальнейшего совершенствования их ИКТ-компетентности, а не с целью «наказать рублем» недостаточно грамотных учителей (вспомните начало нашей статьи насчет целей и задач тестирования).
Читатель скажет – доверие, самооценка, это все хорошо. Доверие мы обеспечим. А вот нельзя же просто спрашивать учителей – чего им еще не хватает в их ИКТ-компетентности? Они же сами могут не знать! Значит, все равно нужно тестирование!
Авторы статьи во время работы в Московском учебном центре Федерации Интернет Образования (повышение квалификации учителей в сфере ИТ) разработали и успешно использовали такую анкету самотестирования. Впоследствии эта анкета распространилась по 40 региональным центрам Федерации и по 22 регионам проекта ИСО (Информатизация системы образования).
Анкета предназначалась для входного тестирования слушателей в начале потока обучения.
Входное тестирование, как пример теста самооценки
Цель входного тестирования - обеспечение наиболее точного распределения, как по учебным группам, так и по установлению траекторий обучения в соответствии с намеченными тремя вариантами учебных программ (см. Приложение 1). Требования, предъявленные к анкете, были следующими:
- Анкетирование должно обеспечивать более равномерный охват учебных тем с отражением вопросов, возникающих в курсе обучения
- Представление анкеты в электронной форме с возможностью электронного подсчета результатов анкетирования.
- Контроль за правильностью заполнения ячеек анкеты.
- Возможность получения единой числовой характеристики для оценки ИКТ-компетентности потенциального слушателя.
- Возможность использования анкеты как выходной для тестирования накопленного ИКТ-багажа.
Преимущество этой схемы тестирования в том, что она в основном ориентирована на компетентностный подход, при котором не существенно – каким из возможных способов тестируемый слушатель решает поставленную задачу.
Недостаток схемы – в том, что она опирается на самооценку, а это, в известной мере, субъективный фактор. Однако данный недостаток в основном проявляется при входном тестировании, когда поток уже набран и стоит задача в разбиении слушателей по группам в соответствии с имеющимися у них предварительными знаниями. В этом случае сказывается естественное желание человека выглядеть как можно лучше, и происходит некоторое завышение самооценок.
Вопросы построены по деятельностному принципу: «умеет ли слушатель сделать такое-то действие, выполнить конкретный прием». Отбор вопросов проводился на основании экспертных оценок сравнительной важности соответствующих умений и в ряде случаев значительно перекрывал уровень знаний, минимально необходимых педагогическому работнику. Это «перекрывание» сделано специально. Такой прием позволяет оценить степень истинности/ложности ответов, но, к сожалению, не автоматически.
Особенность данного тестирования в том, что анкетируемый сразу видит – правильно ли заполнена им анкета. При этом он может в любой момент исправить свои результаты. Этот подход позволяет анкетируемому проконтролировать свои действия.
И еще одна главная особенность: если по окончании обучения провести анкетирование по той же анкете, сравнение численных значений уровней компетентностей позволит количественно оценить результат обучения. Конечно, надо понимать, что относительные приращения ИКТ-компетентности буду меньше для продвинутых слушателей. Однако это – выходной ОТК, который говорит, сколько слушателей было выпущено с данным уровнем компетентности.
То есть предлагаемый вариант являлся своего рода альтернативным тестированием, на уровне самооценки учителем своих знаний - для определения путей дальнейшего повышения квалификации.
Выходное тестирование, цели и задачи и основные требования
Выходное тестирование, или же тестирование, проводимое по окончании обучения работе с той или иной программой также должно иметь четко определенные цели и задачи, напрямую связанные с самооценкой и самосознанием педагогов. В описанном выше варианте мы предлагали проводить выходное тестирование по тем же самым вопросам, что и при входном тестировании. Но вопросы могут быть и другими, самое главное, чтобы они соответствовали содержанию полученных учителями знаний и исходили из непосредственных задач педагогов.
При выборе тестирования администратор образовательного учреждения должен проверить, соответствуют ли тесты, предлагаемые учителям установленным требованиям, предъявляемым к ним. Главные требования это - адекватность (валидность), определенность (общепринятость, общепонятость), простота, однозначность и надежность.
Указанный тест в его электронном виде вы можете скачать с сайта http://yastrebov.li .
Требования, предъявляемые к тестам
Однако, по разным причинам тест-самооценка может не удовлетворять руководителя образовательного учреждения. Поэтому рассмотрим тесты в их более привычном значении, когда сторонний контроле проверяет знания «испытуемого».
Настоящий, действенный, валидный и эффективно работающий тест - это завершенный продукт, обладающий определенными свойствами и характеристиками и отвечающий современным методическим требованиям. Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста проявляется во взаимосвязи заданий, включенных в тест. Ни одно из заданий не может быть изъято из теста без ущерба для него. Структура же его проявляется в способе связи заданий между собой.
Под адекватностью или валидностью теста понимают точное соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака. Оценка валидности теста может быть осуществлена путем теоретического анализа и экспериментально. При теоретическом анализе проводится экспертная оценка структуры и содержания каждого действия и исследуется возможный путь ее осуществления студентами.
Желательно теоретический анализ дополнить экспериментальным, при котором экспериментатор наблюдает и фиксирует характер выполнения каждой операции теста. Нельзя сказать, что методика определения валидности теста отработана достаточно полно и является удобной и корректной.
Качественно подготовленный тест предполагает тщательный анализ содержания учебной дисциплины, классификацию учебного материала, установление межтематических и межпредметных связей, укрупнение дидактических единиц с последующим представлением этих единиц через элементы композиции задания.
Тесты обязательно должны быть общеприняты для тестируемых. То есть испытуемым должно быть понятно, какую деятельность они выполняют при тестировании, какие знания необходимо продемонстрировать и в каком объеме.
Требование простоты теста может быть расшифровано, как необходимость иметь в тесте более четкую и прямолинейную формулировку задания на деятельность. Для этого каждое задание теста должно быть ограничено одной задачей определенного уровня.
При тестировании должен быть хорошо продуман уровень его трудности в целом и отдельных тестовых заданий, то есть тесты ориентированы на общий уровень подготовленности тестирующихся.
Основные принципы, которые должны быть отражены в качественном тестировании, следующие:
- Тест должен соответствовать целям тестирования;
- Определена значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
- Обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
- Тестовые задания правильные с точки зрения содержания;
- Соблюдается репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;
- Тест соответствует уровню современного состояния ПО и педагогической науки;
- Содержание теста комплексное и сбалансированное;
- Содержание теста системное, но, вместе с тем, вариативное;
- Оценка тестов однозначная.
Требование однозначности теста означает, что качество его выполнения должно оцениваться одинаково различными преподавателями. Поэтому разработка теста не заканчивается формулировкой задания на деятельность, а обязательно предполагает создание эталона, определяющего систему измерения и оценки качества деятельности, выполненной испытуемыми по тесту.
Также следует обращать внимание на форму теста. Форма напрямую зависит от цели и задач, содержания, технических условий и уровня подготовки тестируемых. По форме, тестовые задания могут быть "закрытыми" и "открытыми".
«Закрытые» задания содержат набор готовых ответов, причем один ответ правильный, а остальные неточные и неполные. Испытуемый должен указать правильный ответ. Правильным считается тот, для получения которого используется вся информация, содержащаяся в задании. Наиболее простая форма «закрытого» теста требует от испытуемого выявления одного из двух альтернативных решений: «да-нет» или «верно- неверно».
Задания с выбором нескольких правильных ответов
Разновидность «закрытых» заданий - задания с выбором нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:
- Выбор нескольких правильных ответов.
- Выбор одного, наиболее правильного ответа
- Выбор неправильного ответа (тогда в формулировке задания стоит «укажите неправильный ответ»)
У авторов статьи при создании теста по программе Microsoft Word была идея: дать возможность указать хотя бы один правильный путь. Это работает в том случае, если нас действительно интересует вопрос - «надо ли доучивать учителей»? Такой прием дает возможность использования теста для любых самоучек и выпускников любых курсов.
"Обилие" правильных ответов, с одной стороны увеличивает вероятность угадывания хотя бы одного правильного ответа. С другой стороны это позволяет компоновать из одного тестового задания несколько заданий (фасетный принцип ), что является в известном смысле плюсом. Кроме того, позволяет проверить знание, а не только применение. Если тестируемый реально владеет программой, то он знает, что нужный результат достигается несколькими путями. Таким образом, этот подход позволяет не только проверить может ли тестируемый, скажем, отредактировать ошибку в слове, но и выяснить - сколькими способами (подразумеваются разумные способы) он может это сделать. Иными словами, этот подход, оценивающий гибкость умений тестируемого, тем самым проверяет и его знания и понимание.
Другое дело, если программа-оболочка не позволяет следить за тем, какие правильные и неправильные ответы дает испытуемый. Но, увы, с такой программой, нельзя проводить адекватную апробацию и проверку сложности теста. Если выясняется, что на какой-то вопрос дали правильный ответ, скажем 8 % от числа всех тестируемых, то можно считать, что это - вопрос высокого уровня сложности.
Открытые задания
В «открытых" заданиях тестируемому необходимо самостоятельно дать правильный ответ. Такие задачи могут иметь форму вопросов, требовать исключить лишнее, дописать недостающее, систематизировать и так далее. Кроме того, к таким тестам предъявляются следующие требования: каждый тест должен характеризоваться определенным уровнем трудности, надежностью (относительная неизменность теста и того, что им определяется) и валидностью (степень соответствия теста его назначению). Эти характеристики теста определяются экспериментом. Задания теста формулируются кратко, четко и недвусмысленно. Задания, рассчитанные на проверку знаний, не должны быть составлены так, чтобы на них можно было правильно ответить на основе интуиции.
В начале любого обязательно должна быть дана краткая, но четкая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, должен зрительно отделить само задание от вариантов ответа. Текст ответов также должен быть кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
Правила оценивания
Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумма всех баллов, полученных тестируемым, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого". Но существуют и другие, более сложные схемы оценивания, например, рейтинговые.
Общие требования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме (по В. С. Аванесову), следующие:
- логическая форма высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Мы специально подробно остановились на требованиях, предъявляемых к тестированию не только для того, чтобы помочь людям, выбирающим тестирование, отличить квалифицированное, профессионально подготовленное тестирование от простых опросников, но и еще раз напомнить их. Ведь сегодня учителя не только сами проходят тестирование, но и создают тесты самостоятельно для своих учеников – они также должны, прежде всего, определить цели и задачи тестирования и привести его в строгое соответствие с указанными выше требованиями.
Резюме
Итак, в качестве резюме хотим сказать следующее: при выборе тестов для работников образования необходимо избегать бездумного тестирования, у организаторов данного процесса цели тестирования должны быть глубоко осознаны.
На сегодняшний день остро стоит проблема педагогического аспекта знания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - зачем учителю ИКТ в педагогической деятельности! Это очень важный вопрос. Информационно-коммуникационные технологии сегодня - это не более чем технические средства обучения. Поэтому при тестировании учителей надо идти от задач, пусть мелких.
То есть еще раз, про цели тестирования:
- либо выясняем, куда учителю совершенствоваться (тест самооценки в этом случае помогает выявить белые места в рекомендуемых знаниях)
- либо контролируем учителя, как обычного ученика на уровне вопроса "куда впадает Джомолунгма?" (Как известно, Джомолунгма - высочайшая вершина Земли – испытывает трудности при впадении куда-нибудь).
Первый подход - психология сотрудничества, второй подход - психология управленческой конфронтации (руководители не доверяют компетентностям учителя).
Мы открываем соответствующую тему на форуме сайта http://uchim.info «Как тестировать работников образования – учителей и администраторов». Приглашаем всех желающих высказаться!
Литература
- Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Иссл. Центр, 1994.
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. 1996 г. - 1 изд., 1998 г., Центр тестирования - 2 изд., 2002 г. - 3 изд.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2 изд. 2005.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Перев. с англ. в 2-х книгах. М., Педагогика, 1982.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, ВГУ, 1987.
- Добро Л.Ф., Парфенова И.А., Чижиков В.И. Использование фасетных тестов при решении задач по оптике // Труды ФОРА, №4, 1999 г.
- Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-8.html
- Ильчева Д.В. Методика решения задач оптики. М., МГУ, 1981.
- Повзло Е. Новая методика составления обучающих тестов по физике. Краснодар, КубГУ, 1994.
- «Школьные годы». Непериодический тематический альманах № 3 под общ. ред. Архиповой А.И., Краснодар, 1996.
Приложение 1 . Таблица ИКТ-компетенций учителя-предметника
Компетенции и потребности в них |
Раздел
|
Базовый уровень
|
Продвинутый уровень
|
Высокий уровень
|
Устройство компьютера
|
Знакомство с аппаратной частью компьютера
|
Компьютер, основные компоненты: системные и периферийные устройства, назначение, основные характеристики. Понятия «Базовая Система Ввода/Вывода (BIOS)», «Загрузка».
Знакомство (на визуальном и описательном уровне): сканер, принтер, планшет, вэб-камера
|
Представление об устройстве сканера, принтера (настройка и работа – в соответствующих разделах)
|
Планшет, веб-камера - подключение и настройка.
Другие внешние устройства.
|
Работа с персональным компьютером
|
Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств). Основные требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с персональным компьютером. Приемы работы с внешними накопителями (дисковод, устройство чтения компакт-дисков).
|
|
|
Операционная система
|
Работа с файловой системой
|
Документы и программы. Файлы, папки. Файловая система. Интерфейс операционной системы. Рабочий стол. Значки и ярлыки. Панель задач. Меню «Пуск». Окно, основные элементы окна. Работа с окнами: открытие, закрытие, сворачивание, восстановление, перемещение, изменение размеров.
Работа с файлами и папками. Программа «Проводник». Программа «Проводник»: интерфейс, приемы работы. Создание, переименование, перемещение, копирование файлов и папок. Работа с контекстным меню. «Корзина».
|
Справочная система. Гипертекстовая структура справки, указатель, содержание, поиск.
Поиск файлов и папок средствами операционной системы Поиск файлов и папок по имени, по дате, по содержимому. Поиск с использованием маски имени.
Работа с файлами и папками. Свойства папок. Групповые операции: приемы последовательного и выборочного выделения файлов в списке.
Инсталляция новых программ
|
Уход за операционной системой
Приемы и утилиты настройки операционной системы. Различные твикеры.
Временные файлы, их удаление.
Деинсталляция программ. Очистка реестра.
Дефрагментация диска. Разбиение диска на логические диски. Установка нескольких операционных систем на один компьютер.
«Сетевое окружение». Ресурсы локальной сети, организация доступа, поиск в сети
Создание архивной копии информационного пространства
|
Стандартные приложения операционной системы
|
Знакомство со стандартными приложениями: Блокнот, Калькулятор. Возможно, в этом разделе Paint, как стандартное приложение. Знакомство с интерфейсом программ. Представление о стандартизации интерфейса.
|
|
|
Приемы работы с приложениями
|
Операции с файлами в приложениях (на примере стандартных приложений): «Создать» (New), «Открыть» (Open), «Сохранить» (Save), «Сохранить как» (Save As).
Понятие буфера обмена на уровне файлов, операции «Копировать» (Copy), «Вырезать» (Cut) и «Вставить» (Paste).
|
Работа с несколькими приложениями. Приемы переключения между окнами приложений.
Запись данных на компакт-диск.
|
|
"Офисные" технологии
|
Тексты - Создание и редактирование текстовых документов (Работа в программе типа MS Word)
|
Запуск программы, открытие, создание и сохранение документа. Основные меню и панелями инструментов.
Ввод текста. Перемещение по тексту. Редактирование текста. Проверка орфографии и грамматики.
Форматирование текста. Использование шрифтов. Выбор гарнитуры, кегля. Цвет текста.
Форматирование абзацев: режим выравнивания, межстрочный интервал, отступы слева, справа, абзацный отступ.
Команды копирования, вставки, перемещения выделенного фрагмента. Команды «Отменить» (Undo), «Вернуть» (Redo).
Создание нумерованных и маркированных списков.
Создание простых таблиц. Основные навыки редактирования таблиц.
Вставка графических изображений. Положение рисунков относительно текста. Изменение видимых размеров изображения.
Печать документов. Предварительный просмотр.
|
Форматирование по образцу
Язык документа. Расстановка переносов
Заголовки. Изменение уровня заголовка. Автоматическое создание оглавления (содержания). Схема документа.
Установка параметров страницы
Колонтитулы
Гиперссылки на другие документы
Закладки
Стили. Изменение стилей.
Шаблоны документов
Форматирование и редактирование сложных таблиц. Формулы в таблицах.
Построение диаграмм. Сложные диаграммы.
Автофигуры. Надписи. Форматирование надписей и автофигур.
Поиск в документе. Автоматическая замена фрагментов
|
Сноски, перекрестные сноски. Указатели.
Сложные документы. Связанные документы
Слияние документов
Коллективная работа над документами. Примечания рецензентов и др.
Макросы. Создание новых панелей инструментов. Создание новых меню.
Надписи с перетеканием.
Сохранение документа как Веб-страницы
|
Презентации - Создание и редактирование презентаций (Работа программе типа MS PowerPoint)
|
Общие представления о презентациях
Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации, Использование презентаций в учебном процессе.
Запуск программы создания презентаций. Интерфейс, основные меню и панели инструментов. Сохранение презентации.
Слайд - структурный элемент презентации. Удаление, копирование, вставка, перемещение слайдов.
Оформление слайдов
Создание презентации на основе шаблона оформления. Разметка слайда. Заголовок и подзаголовок слайда.
Тексты на слайдах
Добавление текста на слайд. Форматирование и оформление текста на слайде.
Списки на слайдах
Списки (нумерованные и маркированные).
Таблицы на слайдах Добавление простых таблиц.
Иллюстрации на слайдах Добавление изображений из Коллекций картинок и из файлов.
Режимы работы с презентацией
(режим слайда, режим структуры, режим сортировщика, режим заметок). Показ слайдов.
Печать презентации
|
Надписи на слайдах Создание и настройка надписей, как контейнеров: шрифты, выравнивание и ориентация текста. Оформление надписи: заливка, рамка. Размер, положение.
Списки Маркированные списки с графическим оформлением. Изменение уровня текста в списке.
Таблицы Форматирование и оформление таблиц.
Диаграммы Создание слайдов, содержащих диаграммы. Изменение типа и настроек диаграммы. Изменение рядов данных для диаграммы.
Автофигуры
Понятие автофигуры. Способы изменения формы автофигуры: маркеры изменения формы. Произвольные автофигуры и текст.
Порядок расположения объектов на слайде
Заливки
Фон слайда, заливка надписей и автофигур, различные способы заливки. Прозрачность заливки.
Обработка изображений
Поворот, изменение размеров, яркость-контрастность, отражение
|
Переходы слайдов
Настройка времени и способа (вида) перехода (анимация перехода) слайдов.
Анимация объектов на слайде Стандартные эффекты. настройка анимации входа, выхода, выделения и перемещения объекта.
Гиперссылки
Ссылки на внешние файлы и веб-узлы, на слайды внутри презентации. Навигация внутри презентации.
Дополнительные возможности Произвольные показы. Триггеры. Экспорт в текстовый редактор. Сохранение как Веб-страницы.
Мультимедиа эффекты
Добавление аудио и видеоклипов на слайд. Управление проигрыванием клипов.
Демонстрация презентации
Использование средств навигации во время демонстрации. Рисование на слайде. Навигатор слайдов. Горячие клавиши.
Графические возможности Векторная графика (рисование). Сохранение слайда как рисунка.
|
Электронные таблицы - создание, редактирование и использование электронных таблиц (Работа в программе типа MSExcel)
|
Знакомство с программой создания электронных таблиц Запуск программы, открытие, создание и сохранение документа. Знакомство с меню и панелями инструментов.
Начальные приемы работы Структура книги. Приемы работы с рабочими листами. Выделение ячеек, строк, столбцов, произвольных диапазонов. Вставка и удаление ячеек. Изменение размеров ячеек. Копирование и перемещение данных.
Ввод и форматирование данных Типы данных. Ввод и форматирование текстовых, числовых данных, даты и времени. Автозаполнение. Построение последовательностей и пользовательских списков. Приемы оформления таблиц.
Простейшие вычисления Правила ввода формул. Вставка функций. Категории функций.
Использование простейших функций СУММ, СРЗНАЧ. Использование автосуммы. Ошибки в вычислениях.
|
Приемы создания диаграмм
Создание диаграмм. Автоматическое и ручное задание рядов диаграммы. Типы и виды диаграмм. Редактирование и форматирование объектов диаграммы. Создание диаграмм на основе данных, расположенных в несмежных диапазонах.
Приемы анализа данных
Приемы сортировки и фильтрации данных. Автофильтр. Использование статистических функций для анализа данных.
|
|
Базы данных - создание, редактирование и использование баз данных (Работа в программе типа MS Access)
|
На «базовом уровне» изучение баз данных не предусматривается.
|
Понятие о реляционных базах данных, как способах хранения и управления разнообразных массивов данных.
Пример: школьная библиотека, учет книжного фонда и выдач книг. (То же самое – как учет фонда наглядных материалов, ценностей, других единиц хранения).
Заполнение таблиц данными. Контроль правильности типа вводимых данных.
Ключевые поля: представление, использование.
Установление связей между таблицами. Целостность данных.
Использование базы данных. Запросы. Формы. Отчеты. Наглядное представление отчетов. Диаграммы. Печать отчетов.
|
Расширенные представления о реляционных базах данных.
Работа с большими таблицами, представление об индексах.
Сложные запросы: на выборку, на обновление. Построитель выражений.
Формы, элементы управления. Главная форма.
Отчеты.
Коллективная работа с базой данных. Защита информации в базе данных от несанкционированного вмешательства, от утраты и др.
Элементарное администрирование БД (распределение полномочий и др.).
Экспорт и импорт данных.
|
Интернет-технологии
|
Основные представления о сети Интернет
|
Интернет как глобальная компьютерная сеть. Интернет как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации.
|
Основные понятия: среда передачи, топология сети, сетевая технология, протокол, пакетная коммутация. Устройства передачи данных: сетевой адаптер, модем.
Локальные и глобальные сети.
История развития Интернета.
|
Уровни сетевого взаимодействия. Модель OSI. Модель DOD
|
Протоколы сети
|
Представление об IP-адресе
|
Основы стека протоколов TCP/IP
Протокол IP: понятие IP-адреса. Понятие маршрутизации.
Протоколы транспортного уровня.
|
Настройка протоколов TCP/IP
Система доменных имен (DNS)
Организация пространства имен. Домены первого уровня. Доменное имя. Полностью определенное доменное имя (FQDN). Понятия «DNS-сервер» и «Зона ответственности». *Порядок разрешения имен.
|
Организация доступа к сети Интернет
|
Понятие провайдера. Понятие качества связи.
|
Понятие провайдера. Подключение по выделенным и коммутируемым телефонным каналам.
|
.
|
Сервисы Интернет
|
Общие представления о сервисах
|
Понятие о сервисах Интернет
|
Технология клиент-сервер. Протоколы прикладных сервисов. Понятие и структура сервиса. Возникновение и регистрация протоколов и сервисов. Основные сервисы Интернет.
|
|
Сервис WWW
|
Представление об адресации в сети Интернет. Доменные имена.
Браузеры. Интерфейс. Переходы по гиперссылкам. Перемещение "вперед"-"назад". Сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком.
Работа с папкой «Избранное»: добавление и удаление ссылок, создание вложенных папок и перемещение ссылок.
|
Понятие гипертекста. Гипертекст как способ организации данных. Структура Web-документа. Адресация в WWW: понятие URL. Понятие Web-сайта. Протокол HTTP. Понятие и функции Web-клиента и Web-сервера.
Основные панели инструментов броузера. Работа с «Журналом». Настройки броузера.
|
|
Электронная почта
|
Назначение электронной почты. Понятие и структура почтового сообщения. Понятия почтового ящика и почтового адреса. Почтовые протоколы SMTP, POP3, IMAP4.
Сервисы бесплатной почты. Работа с почтой с помощью Веб-интерфейса. Отсылка писем. Прием корреспонденции. Прикрепление и получение файлов.
Адресная книга для ящика с Web-интерфейсом.
|
Функции почтового сервера.
Функции почтового клиента.
Интерфейс программы почтового клиента. Настройка учетных записей. Чтение, создание и отправка сообщений. Управление сообщениями: создание папок, перемещение и удаление сообщений. Управление сообщениями с помощью правил. Консультирование учащихся по электронной почте. Работа с адресной книгой.
|
Списки рассылки. Подписка на рассылки образовательной (методической) информации. Протокол FTP и особенности передачи файлов. Использование Web-броузеров для доступа к FTP-серверам, программы-клиенты FTP.
Программы «перекачивания» файлов; создание и использование FTP-хранилищ для обмена учебной и методической информацией.
Структура и принципы организации телеконференций. Протокол NNTP. Web-форумы. Правила работы с конференциями учебного назначения
Работа с телеконференциями в почтовом клиенте. Подписка на группы новостей. Чтение и отправка сообщений в конференции. Работа с сообщениями конференций: поиск, группировка и удаление сообщений. Управление сообщениями с помощью правил. Организация обсуждений с учащимися учебных тем.
Аудио- и видеоконференции в работе с учащимися. Характеристика сервисов. Область использования в учебной работе и дидактические возможности.
Методические аспекты работы с учащимися в WebChat-ах и технологиях Instant Mesenger (ICQ и другие) WebChat-ы, общедоступные чаты образовательного назначения. Правила работы в чатах. Создание чата, организация обсуждений с учащимися учебных тем в чате. Технологии Instant Mesenger, сообщество пользователей ICQ, поиск партнёров, формирование «сетевой» команды учителей и учащихся для решения конкретных образовательных задач.
Технологии Web 2.0 в образовательной деятельности.
|
Общение в Интернет
|
Web-форумы. Правила работы с конференциями учебного назначения
|
Структура и принципы организации телеконференций. Протокол NNTP.
Работа с телеконференциями в почтовом клиенте. Подписка на группы новостей. Чтение и отправка сообщений в конференции. Работа с сообщениями конференций: поиск, группировка и удаление сообщений. Управление сообщениями с помощью правил. Организация обсуждений с учащимися учебных тем.
Методические аспекты работы с учащимися в WebChat-ах и технологиях Instant Mesenger (ICQ и другие) WebChat-ы, общедоступные чаты образовательного назначения. Правила работы в чатах. Создание чата, организация обсуждений с учащимися учебных тем в чате. Технологии Instant Mesenger, сообщество пользователей ICQ, поиск партнёров, формирование «сетевой» команды учителей и учащихся для решения конкретных образовательных задач.
Технологии Web 2.0 в образовательной деятельности.
|
Аудио- и видеоконференции в работе с учащимися. Характеристика сервисов. Область использования в учебной работе и дидактические возможности.
|
Обмен файлами в сети Интернет
|
Представление о скачивании файлов с сайтов Интернет.
|
Протокол FTP и особенности передачи файлов. Использование Web-броузеров для доступа к FTP-серверам, программы-клиенты FTP.
Программы «перекачивания» файлов; создание и использование FTP-хранилищ для обмена учебной и методической информацией.
|
|
Поиск информации
|
Основы поиска информации в WWW
Информационные ресурсы для учителя и учащихся. Информационно-поисковые системы в Интернет: поисковые каталоги и поисковые машины; глобальные и локальные информационно-поисковые системы.
Представление о ресурсах на компакт-дисках, как обучающих пособиях, библиотеках наглядных ресурсов и энциклопедиях (справочниках).
Основные источники образовательной информации
Информационные и аналитические материалы о российском образовании; Распорядительные и нормативные документы. Электронные библиотеки, сайты, периодика; Аннотации сайтов;
Каталог образовательных ресурсов на www.edu.ru; Образовательные CD-DVD; Российский образовательный портал и др.
Энциклопедии и словари: Рубрикон, Мегабук, Кругосвет, Грамота.ру, Википедия
Обзор электронных изданий, поставленных в рамках проекта ИСО: Библиотеки электронных пособий, Физико-математический цикл, Гуманитарный цикл, Естественнонаучный цикл, Информатика. Подготовка к ЕГЭ.
|
Технология поиска информации.
Использование возможностей браузера: «поиск из адресной строки» и панель «Поиск». Основы поиска с помощью глобальных и локальных каталогов. Основы поиска с помощью глобальных и локальных поисковых машин. Понятие расширенного поиска. Сравнение результатов, полученных от разных информационно-поисковых систем.
Образовательные ресурсы Интернет как информационно-поисковые пространства. Характеристика образовательных ресурсов Интернета как информационно-поисковых пространств. Особенности поиска на различных ресурсах Интернета. Использование средств поиска информации в деятельности учителя и учащегося.
Представление о двухступенчатой системе подбора информации и ресурсов. Методика двухступенчатого подбора информации и ресурсов.
Представление о «свободном поиске», как о навигации по каталогам ссылок на ресурсы.
Представление о «целенаправленном поиске», как о поиске в поисковых машинах и энциклопедиях конкретных фактов с одновременной проверкой адекватности соответствующей информации.
Целенаправленный поиск информации, подбор Интернет-ресурсов и ресурсов на CD.
|
Понятие и структура языка запросов. Общая структура языков запросов современных информационно-поисковых систем Интернета: логические операторы, операторы расстояния, операторы учета особенностей естественного языка.
Поиск в поисковых машинах: актуализация ранее полученных знаний, приемы поиска, проверка умения искать с помощью целенаправленного описка тех ресурсов, что найдены ранее в свободном поиске.
|
Образовательные ресурсы
российского сегмента сети Интернет
|
Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Образовательные интернет-проекты негосударственных учреждений. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов.
Информационные порталы общего назначения в образовании
|
Энциклопедические и новостные порталы: общий обзор, их значение в образовании. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы (обзор).
Обзор и тематический поиск ресурсов по предмету
Обзор и классификация предметных ресурсов Интернета. Знакомство с иностранными и международными ресурсами.
|
|
Сетевые образовательные сообщества и проекты
|
Представление об Интернете как о пространстве информационных коммуникаций.
Сетевые сообщества как возможная форма человеческих сообществ ближайшего будущего
Представление о сетевом сообществе, как о виртуальной форме человеческого общения; представления о сообществе типов «один ко многим», «многие ко многим», «многие ко всем».
Определение сетевого сообщества. Представление об устойчивых (стационарных) и неустойчивых (временных сообществах).
|
Сетевые журналы и рассылки Читатели сетевого журнала, получатели рассылок – члены сетевых сообществ. Примеры – Вопросы Интернет-образования, рассылки на subscribe.ru, специализированные рассылки.
Форумы, телеконференции, чаты, «живые журналы» Сходные и различающиеся черты. Образовательные возможности. Примеры: http://uchim.info, http://pedsovet.org,
Дистанционное обучение как форма организации временного сетевого сообщества
Представление о дистанционном обучении с формированием групп.
Сообщества авторов и посетителей сетевых хранилищ ресурсов
Примеры: Сеть творческих учителей (http://it-n.ru), Интернет-государство учителей (http://intergu.ru), виртуальные методические объединения.
|
Сетевые проекты
Дистанционные олимпиады. Конкурсы и фестивали. Поддержка и «раскрутка» сетевых сообществ и проектов. Представление о сетевых сообществах и проектах, как о форме пассивного, активного и интерактивного общения, обмена информацией и обучения.
Умение выбрать форму сетевого сообщества для реализации своих профессиональных интересов.
Умение предложить форму сетевого сообщества для обучения и развития школьников.
|
Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании
|
Основные законодательные акты РФ: УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене», Федеральные законы и другие нормативные акты регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет.
|
Лицензионное и нелицензионное программное обеспечение - основные виды лицензий. Проверка лицензионности используемого ПО
|
|
Мультимедиа-технологии
|
Просмотровщики и организаторы изображений (viewers)
|
Достаточно встроенных средств операционной системы
|
Просмотровщики сторонних производителей. Организация собственных коллекций изображений (формирование информационного пространства изображений).
Фотоальбомы и т.д.
|
|
Обработка растровых изображений
|
Достаточно возможностей обработки в текстовом редакторе и в редакторе презентаций.
|
Программы для редактирования растровых изображений. Загрузка изображения. Поворот на произвольный угол. Обрезка. Изменение размеров изображения.
Настройка яркости и контрастности. Простая корректировка цветового баланса. Сохранение в стандартных форматах tiff, jpeg, gif, png.
Элементарные приемы ретуши.
Оптимизация изображений для создания графики хорошего качества, сохраняемых в файлах не слишком большого размера. Работа с редакторами создания растровых изображений ("рисовалки")
|
Тонкая настройка контраста и яркости, цветового баланса.
Резкость, размытие, локальная ретушь.
Использование плагинов.
Создание коллажей.
Шаржи.
Анимированные изображения (формат gif)
|
Обработка векторных изображений
|
Достаточно возможностей обработки в текстовом редакторе и в редакторе презентаций.
|
Работа с редакторами создания векторных изображений ("рисовалки")
|
|
Аудио-технологии
|
Достаточно стандартных средств операционной системы
Умение вставить аудиоклипы в документы.
Аудиоплееры – общие представления
|
Простейшая звукозапись. Простое редактирование аудиоклипов.
Программы "text-to-speech"
Аудиоплееры – настройка (например, Winamp). Скины
|
Представление о цифровой форме звука. Управление частотой дискретизации сохраняемых клипов. Сложное редактирование и монтаж аудиозаписей. Сжатые форматы звука. Midi-форматы. Конвертация аудиоформатов.
|
Видео-технологии
|
Достаточно стандартных средств операционной системы
Умение вставить видеоклипы в документы.
Видеоплееры – общие представления
|
Захват видео. Нарезка видео. Простой видеомонтаж. Windows Movie Maker. Видеоплееры – настройка. Скины.
|
Сжатые форматы видео. Кодеки. Видеоэффекты.
Конвертация видеоформатов. Например, DVD в divX или Xvid.
|
Сайтостроение
|
Представления о Веб-сайтах образовательного назначения
|
Личные страницы, информационные Web-сайты (сайты учебных заведений, сообществ по интересам, фирм и др.), коммерческие сайты (сайты Интернет-магазинов и т.п.), Web-сайты дистанционного обучения и консультирования.
|
Представления об инструментальных средствах для создания Web-сайта. Инструментальные средства для создания элементов страниц. Инструментальные средства для публикации Web-сайта.
|
История создания Интернет и WWW.
|
Представление о языке HTML
|
Не надо перегружать учителя. На данном уровне компетентности это не обязательно.
|
Назначение HTML-документов. Понятие элемента и тега. Структура HTML-документа.
|
Умение написать простой HTML-документ.
|
Создание сайтов поддержки учебной деятельности.
|
Не надо перегружать учителя. На данном уровне компетентности это не обязательно.
|
Назначение визуального Web-редактора, (WYSIWYG) его компоненты. Инструментарий программы.
Создание новой страницы и нового сайта. Ввод текста. Шрифты, типы шрифтов, особенности шрифтов в HTML. Форматирование текста. Списки. Маркированные списки, нумерованные. Выбор кодировки. Установка параметров страницы. Фон. Проверка орфографии. Создание гиперссылок. Метки, создание гиперссылок внутри страницы. Создание гиперссылок типа «mailto». Связь страниц сайта с помощью гиперссылок.
Создание и редактирование таблиц. Работа с таблицами: добавление и удаление ячеек, объединение и разбиение ячеек. Установка параметров таблицы и ячеек. Особенности использования таблиц для компоновки страниц. Размещение изображений на странице. Создание альтернативного представления изображений. Изображения и гиперссылки.
|
Формирование структуры сайта
Понятие структуры сайта. Разработка структуры сайта поддержки учебной деятельности. Особенности добавления и включения в структуру Web-страниц. Навигация. Панели навигации. Создание и редактирование навигации по сайту. Проверка структуры по гиперссылкам.
Представление о CSS. Слои.
Публикация сайта в Интернете
Услуги хостинга. Платный и бесплатный хостинг. Услуги хостинга НП «Школьный сайт» (http://www.edusite.ru). Способы публикации сайта.
Сетевые редакторы сайтов (Конструктор сайтов)
Представления о системах управления сайтом (Content management system) -Конструктор сайтов, Сайткрафт, CMS в разных воплощениях, в том числе некоммерческих, и другие/
Представления о PHP, My SQL и др.
Некоммерческие системы на PHP
Сайты-портфолио учителя и ученика.
|
Вспомогательные программы и утилиты
|
Работа с файловой системой
|
Не надо перегружать учителя. На данном уровне компетентности это не обязательно.
|
Файловые менеджеры
|
|
Архиваторы
|
Не надо перегружать учителя. На данном уровне компетентности это не обязательно. Для разархивирования файлов, скачанных из Интернет, достаточно стандартных средств операционной системы.
|
Работа с архиваторами. Общие представления об архивировании данных. Использование программ архивирования (на примере WinZIP, WinRAR или 7-zip).
Создание и распаковка архивов и многотомных архивов. Самораспаковывающиеся архивы.
|
Особенности посылки по почте самораспаковывающихся архивов. Паролирование архивов
|
Дополнительные программы и утилиты, расширяющие и дополняющие сферу офисных технологий
|
Работа с полезными программами, такими как Punto Switcher и другие.
|
Работа с электронными книгами, создание PDF-файлов и другие возможности.
|
Макросы, создающие "брошюру" из текстового документа, и другие.
|
"фасетные" задания, то есть, задания, имеющие варианты. С помощью этих заданий тестируемые получают вопросы в случайном порядке, что практически исключает их повторение и возможность списывания. Число вариантов ("фасетов") может быть более одного. Для отвлечения внимания тестируемых используются ответы-дистракторы (от англ. to distract - отвлекать). Подбор дистракторов влияет на качество теста.
|