Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сулима А.Ю. Методическая разработка по теме урока: «Живописность искусства»

Автор: 
Сулима Александра Юрьевна
Место работы: 
учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г.Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.
Контакты: 

 

Методическая разработка по теме урока: «Живописность искусства»

 

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Образы живописи в музыке».

 

Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока, список используемой литературы, приложения.

 

Тема: «Живописность искусства».
Класс: 5.
Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

 

Задачи урока:
Дидактические (образовательные):
– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
– сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;
– побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающие:
– развить интерес к музыке через творческое самовыражение;
– развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;
– развить наглядно- образное мышление;
– развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.
Воспитательные:
– воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
– воспитать эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: организационный.
Вид урока: урок-прелюдия.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, «Синквейн», метод «пластического интонирования».
Оборудование урока:

  • репродукции картин: А.Васнецов «Богатыри»,М.Врубель «Лебедь», И.Левитан «Вечерний звон»;
  • интерактивная доска, видеодвойка, центр «Караоке»,
  • таблица «Говорим о музыке», тексты песен, тексты стихов: К.Бальмонта, Ф.Тютчева Поплянова «Начинается урок» (пение); Г.Струве «Музыка» (пение);
  • фрагменты из музыкальных произведений: Р.-Корсаков «Три чуда», А.Бородин «Богатырская симфония», А.Алябьев «Вечерний звон» (слушание);
  • С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание);
  • А.Ермолов «Волшебный мир искусства» (слушание);
  • Трубачёв «Журавли» (пение);
  • видеоматериал.

Эпиграф:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь! (Г.Гессе.)

Ход урока.
I.Организационный момент.
Музыкальное приветствие: песня Попляновой «Начинается урок».

СЛАЙД 1.
II.Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:
– Что же роднит музыку с литературой?
– Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
– Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
И придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах.
Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тест (2 варианта).

СЛАЙДЫ 2-3.
Вариант №1.
1. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
1) песня;
2) опера;
3) балет;
4) мюзикл;
5) романс;
6) симфония.

СЛАЙД 4.
2. Литература дружит с музыкой в:
а) опере «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова; +
б) «Курских песнях» Г.Свиридова; +
в) романсе «Жаворонок» М.И. Глинка; +
г) Концерте №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского;
д) «Песне без слов» Ф.Мендельсона.

Вариант №2.
1. Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
1) поэма;
2) стихотворение;
3) сказка;
4) рассказ;
5) повесть;
6) былина.
2. Литература дружит с музыкой в:
а) балете-сказке «Щелкунчик» П.И. Чайковского; +
б) опере-былине «Садко» Н.А. Римского- Корсакова; +
в) симфонической миниатюре «Кикимора» А.К. Лядова; +
г) « Романсе » Г.Свиридова;
д) «Баркароле» П.И. Чайковского.

Учитель собирает выполненные работы и вместе с учениками заполняет лепестки цветка названиями музыкальных жанров, в которых «дружат» музыка и литература: опера, песня, былина, романс, балет, мюзикл.

III.А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.
Учитель предлагает спеть песню Г.Струве « Музыка» (с солистом). Спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию).
В первой строке песни стоит проблема – Я хочу увидеть музыку!
– С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь разобраться в этом?

СЛАЙД 5.
Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме автора Г.Гессе.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке.

Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения ИЗО, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
Тема нашего урока: « Живописность искусства».
Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

СЛАЙД 6.
Учитель: Что помогло вам правильно определить вид искусства?
Дети: Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.
Учитель: Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?
Дети: «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
Учитель: Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?
Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.
Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?»

СЛАЙД 7.
Предлагается собрать всю информацию в таблицу, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература».


Элементы

Музыка

ИЗО (живопись)

Произведения искусства

А.Бородин «Богатырская симфония».
Р.-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда».
Стихи Козлова песня «Вечерний звон».

А.Васнецов «Богатыри».
М.Врубель «Лебедь».
И.Левитан «Вечерний звон».

Темы и образы

Лирические, эпические, драматические

Образ богатырей.
Сказочный образ.
Родины.
Образы природы.
Духовная культура (колокольные звоны).
Портрет.

Средства воплощения

Мелодия,
ритм,
гармония,
динамика,
тембр (окраска звука),
лад.

Линия,
ритм,
колорит,
перспектива,
цвет (цветовая гамма),
краска.

СЛАЙД 8.
В соответствии с элементами, выделенными в первом столбце, учащиеся вспоминают произведения и их авторов.
А.Васнецов «Богатыри».

СЛАЙД 9.
М.Врубель «Лебедь».

СЛАЙД 10.
Б. Кустодиев «Масленица»;
И. Левитан «Вечерний звон».

СЛАЙД 11.
– Ребята, а какая музыка возникает в вашем сознании, когда вы рассматриваете эти картины?
Звучат фрагменты из музыкальных произведений.

СЛАЙД 12.
А.Бородин «Богатырская симфония»;
Р.- Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда»;
И. Стравинский Балет «Петрушка»; Р.-Корсаков Опера «Снегурочка»;
Песня «Вечерний звон», звон колоколов.

Вывод.
Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений ИЗ разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот- сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?

Дети:Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.
Учитель: Однако, среди названий музыкальных произведений встречаются не только произведения, навеянные литературными образами – такие, как, «Шахерезада» Н.Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э.Грига. В музыке давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстампы. Не редко живописность присутствует уже в названиях музыкальных произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», а так же «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок»...
Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?

«Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - писал немецкий поэт Людвиг Тик. Он имел в виду,  что каждое искусство выражает своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.

СЛАЙДЫ 13-14.
– Ребята, давайте, сопоставим настроение стихов К. Бальмонта и Ф. Тютчева с картинами художников: В.Борисова – Мусатова «Водоём» и А.Рылова «Буйный ветер».
Дети читают стихи.
– Если бы вы были композиторами, то какие бы средства выразительности использовали для передачи образа?
– Попробуем сочинить мелодии на эти стихи.
Дети импровизируют.
– А сейчас - Загадка. Мы прослушаем музыкальный фрагмент и каждый из вас мысленно нарисует себе образ (используем метод метод «пластического интонирования»).
Звучит «Вариация Феи Зимы» из балета С.Прокофьева «Золушка»,в конце звучания которого дети замирают в разных формах.
– А теперь свои образные фантазии запишите в форме «Синквейна».
Повторное прослушивание фрагмента. Дети зачитывают свои работы.
Вывод: Какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке! Мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением - лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.

Учитель: Существуют так же жанры искусств, в которых встречаются  музыка, литература, живопись (ребята называют эти жанры.)
– На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер. Дружба звука и цвета – дала новые плоды.
– Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. (Видеоматериал).
– Дети находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения.

Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.
Но союз музыки и ИЗО, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, Ф.Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.

IV. Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню Трубачёва «Журавли» (слушание).
– О чём поётся в песне? (Дети читают слова.)
– Каков её характер?
– Какие чувства вызывает она?
– Какая картина возникает в вашем сознании?
– Что роднит между собой песню с репродукциями картин? (Рассматриваем картины природы, видеоклипом.)

СЛАЙДЫ 15-16.
– Можно ли провести точную грань между искусствами?
Итак: «искусства переходят одно в другое», «один род искусства находит своё продолжение в другом».
Вывод: Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту.
Разучиваем 1 куплет.

V. Итог урока.
Учитель: Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и ИЗО?
Дети: Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.
– А теперь выделим особенности « жизни» ИЗО и музыки.
Я выделила особенности жизни ИЗО, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.


Музыка

Живопись

Слышимое;
живёт во времени;
устремлено к отображению внутреннего мира

Зримое;
неподвижно, статично;
обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний

СЛАЙДЫ 17-18.
– Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой - «стенографией чувств», а В.Шекспир – «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».
СЛАЙД 19.
Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.

Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку с радостью такой?

Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упрёком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
(перевод С.Маршака).

СЛАЙД 20.
– Друзья или соперники музыка и живопись?
– Так смогли ли мы увидеть музыку? (Услышать музыку?)

VI. Оценивание учащихся.

VII. Д/з:
а) нарисовать рисунок к песне «Журавли»;
б) составить кроссворд на тему: «Музыка и ИЗО»;
в) выполнить задание в ДМН с.24-25 (задания выполняются по выбору учеников).

СЛАЙД 21.
VIII. Наш урок подходит к завершению. Предлагаю послушать песню «Волшебный мир искусства» в исполнении  вашей одноклассницы. Анны Стрельцовой. Припев, по вашему желанию, споём вместе.

Материалы к уроку

  • Тест. Варианты №1 и №2.
  • Слова песен: Поплянова «Начинается урок», Трубачёв «Журавли», А.Ермолов «Волшебный мир искусства»; Г.Струве «Музыка».
  • Репродукции картин: А.Васнецов «Богатыри»; М.Врубель «Лебедь»; И.Левитан «Вечерний звон».
  • Таблицы: «Говорим о музыке», алгоритм «Синквейна».
  • Словарик музыкальных терминов по Ражникову.
  • Презентация урока.

 

Список используемой литературы


1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа,2004.
2. Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
3. Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.: .Академ А, 1998.
4. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.
5. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.
6. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.

 

Прикрепленный файл Размер
sulima.ppt 852 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Любовь Григорьевна Иванова

На: Сулима А.Ю. Методическая разработка по теме урока: «Живописн


Уважаемая Александра Юрьевна! С большим интересом познакомилась с вашей методической разработкой урока. Спасибо.




Фото пользователя Евгения Михайловна Рага

На: Сулима А.Ю. Методическая разработка по теме урока: «Живописн


Здравствуйте, уважаемая Александра Юрьевна. Я так же работаю по програме В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка». Мне очень понравился конспект и презентация разработанного вами урока.
araevmi


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн