Автор:
Кондратенко Елена Борисовна
Место работы:
Заместитель директора по УВР, Учитель математики Калужская область, Малоярославецкий район, С. Детчино
Урок-игра по мотивам мультфильма «Остров ошибок»
Урок-игра в форме соревнования по математике для 5 класса по мотивам мультфильма «Остров ошибок».
По уровню дидактических задач может считаться мини-технологией, так как замена содержания слайдов позволяет использовать разработку при изучении любого предмета и темы. Ориентирована на учащихся 7-12 лет.
Сценарное описание урока
Тема урока: Урок-игра по мотивам мультфильма «Остров ошибок»
Цели и задачиурока:
Образовательная – повторить изученный материал по теме «Натуральные числа и действия с ними», помочь учащимся актуализировать знания, необходимые для выполнения с/р на следующем уроке, а также, в дальнейшем, и итоговой К/р за курс 5 класса, продолжить работу по совершенствованию навыков работы с натуральными числами, решения уравнений, текстовых задач, геометрических заданий, и закреплению вычислительных навыков;
Развивающая – развитие сообразительности, умения работать в команде, коммуникативных навыков, умения обосновывать свой ответ и внимательно выслушивать ответы других участников учебного процесса, ИКТ – компетентности, способствовать развитию математической речи, а также познавательной активности учащихся, творческих способностей (при составлении макета корабля, либо составлении аппликации), продолжить работу над формированием культуры тестирования;
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности перед командой, уважение к сопернику.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методические средства:
Мультимедийная интерактивная презентация, раздаточные материалы (карта команды, сигнальные знаки, наборы геометрических фигур из бумаги для аппликации кораблей каждой команды, клей, индивидуальные карточки с Д/З).
Тип урока: урок-повторение
Форма проведения урока: игра-соревнование.
Предварительная подготовка: перед началом урока учитель проветривает помещение, выводит презентацию на экран, настраивает интерактивную доску, выполняет калибровку, проверяет работу звуковых колонок, готовит класс для проведения игры: 4 игровых стола для команд на которые раскладывает карты команды и сигнальные карточки, заранее разбивает класс на равносильные команды с учетом индивидуальных особенностей учащихся, дети перед началом урока садятся за столы согласно распределению по командам.
Используемые технологии: сочетание игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий, ИКТ. Сама по себе данная разработка по своему уровню дидактических задач, временным характеристикам может выступать мини-технологией (подробнее см. Пояснительную записку).
Некоторые используемые технологические приемы при разработке мультимедийной презентации: технологии «горячих зон» (когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление текста на том же слайде с применением триггеров в Power Point), прием анимационной ретроспекции (мини-тесты), «Мордашки» (на этапе рефлексии) и др.
Технологическая карта (ход) урока.
№ п/п |
Этапы урока
|
Слайд
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Примечание
|
1.
1 мин
|
Органи-зацион-ный момент
|
|
Приветствует учащихся, спрашивает, как дела, успехи и т.п.
|
Приветствуют учителя, делятся впечатлениями.
|
С целью положитель-ного эмоцио-нального настроя (прием «коммуни-кативной атаки»)
|
2.
5 мин
|
Мобили-зующее начало игры, знаком-ство с прави-лами
|
Слайд №1
|
Говорит: « А знаете ли вы, что сегодня у нас с вами будет не обычный урок, а урок-игра по мотивам м/ф «Остров ошибок», герой которого – ученик Коля Сорокин, который очень плохо учится, имеет «двойки» по математике. Наверное, кто-то из вас смотрел этот м/ф? Тогда будете мне помогать. Итак, что же произошло с нашим героем… Переходит на новый слайд щелчком по стрелке в нижнем правом углу.
|
Смотрят на доску, читают название игры, кто-то отвечает, что смотрел этот м/ф
|
С целью заинтересо-вать деятель-ностью. (Если в классе есть ученик Коля Сорокин, то лучше заменить имя или фамилию героя, либо за основу взять мотив другого м/ф, чтобы не обидеть ученика и не вызвать насмешки других учащихся)
|
Слайд №2
|
Продолжает: «А случилось так, что попал он на остров ошибок. Как? Смотрите сами. Щелкает по гиперссылке «Как Коля Сорокин попал на остров» - идет демонстрация фильма, составленного из фрагментов м/ф и соответствующим звуковым сопровождением, которая заканчивается словами «Неужели никто не спасет нас?»
Затем учитель в стихотворной форме зачитывает идею игры (написано на слайде)
Задает вопрос: «Что же вы должны сделать?»
«Чтобы его спасти с острова, что нужно сделать?»
Затем учитель кратко объясняет правила игры. С призывом «Спасатели, вперед!» переходит к следующему слайду.
|
Смотрят фрагмент м/ф
Слушают и читают на слайде стихотворение
Отвечают на вопросы учителя «Спасти Колю»
«Построить корабль»
Слушают правила игры, задают уточняющие вопросы
Выбирают название команды и капитана.
|
Переходы от слайда к слайду выполняются щелчком по стрелке в нижнем правом углу с целью недопущения случайного перехода на новый слайд незаплани-рованным прикоснове-нием к интерактив-ной доске.
|
3.
3 мин
|
Актуализация знаний
|
Слайд №3
Слайд №3 после выполнения задания
|
Говорит: «Любой спасатель для допуска к работе должен продемонстрировать необходимые знания. Поэтому сейчас каждый из вас попробует пройти такой допуск – принять участие в задании «Волшебная цепочка». Почему волшебная? Это мы узнаем, когда доделаем задание до конца.
По окончании выполнении задания задает вопрос: «Почему же цепочка волшебная?» Приступаем к спасению! Выполняет переход к следующему слайду.
|
По очереди выходят к доске для выполнения задания. Первый ученик с числом, записанным в первом овале выполняет преобразование, указанное над стрелкой, идущей вслед за числом. Полученный ответ вписывает с первый пустой овал и садится. Следующий ученик выполняет следующее преобразование с тем числом, которое вписал предыдущий ученик, и полученное число вписывает в следующий пустой овал и так по цепочке. Ученик, заполнивший последний пустой овал, нажимает на кнопку «Проверить». В случае совпадения ответов, щелкает по кнопке «Равенство верно».
Отвечают: «Начало и конец совпадают, цепочка замыкается»
|
На слайде появляется верный ответ.
На этом же слайде появляется поздравление
|
4.
25-30 мин
|
Проведение игры
В среднем по 2 мин на каждое задание
|
Слайды № 4,5,6,7,8,9, 10,11,12,13,14
(см. описание)
|
Ведение игры в соответствии с изложенными правилами: читает задание слайда №4, дает 1 мин. на обсуждение. Сообщает, какая команда отвечает первой.
Оценка: в случае верного ответа дает «деталь» для «строительства» корабля. По необходимости коротко подводит итог, по необходимости комментирует ответы учащихся, осуществляет переход к следующему слайду-заданию.
В середине игры осуществляет переход на презентацию с физкультминуткой, ссылка на которую заложена на слайдах 8,9,10,11 (т.е. тех, задания которых будут выполнятся приблизительно в середине урока): данный переход учитель осуществляет в зависимости от конкретного класса, условий проведения игры и т.п.)
|
Слушают и читают задание, записанное на слайде, обсуждают, по мере готовности капитан показывает сигнальную карточку. Один из учеников команды, поднявшей карточку первой, выходит к доске, щелкает по кнопке с ответом, который его команда считает верным, делает необходимые пояснения.
|
При выборе ответа на слайде появляется информация о его истинности: либо сообщение «ответ не верный», либо изображение корабля. Работа со слайдами №5, №6 аналогична. Задания, размещенные на слайдах № 7,8,9,10,11,12,13,14 предполага-ют запись
решения с последую-щей проверкой, либо выбором верного ответа.
На слайдах №8,13 содержатся ссылки на кадры из м/ф, чтобы учащиеся могли посмотреть результаты решения задач Колей Сорокиным, а также чтобы не терять нить игры и поддержи-вать интерес к игре
Физкультми-нутка делит игру на 2 этапа, длительность которых определяет ведущий
|
Физ-минутка
2 мин
|
Другая презентация
|
Запускает презентацию «Физкультминутка», щелчком по изображению спортсмена, расположенного над стрелкой перехода к следующему слайду (слайды 8,9,10,11), читает стихотворение, выполняет те действия, о которых в нем говорится. Последняя фраза стихотворения – плавный переход к дальнейшему ходу игры, учитель переходит к следующему слайду
|
В процессе звучания песенки встают, готовятся к физкультминутке. Выполняют упражнения вместе с учителем
|
При переходе к слайду начинается песенка «Веселая зарядка» с целью снятия напряжения, улучшения эмоциональ-ного фона, привлечения внимания учащихся, переключе-ния на другой вид деятельности
|
5.
5 мин
|
Подведение итогов игры, оценивание,
рефлек-сия, д/з
|
Слайд № 15
|
Говорит: «Вот и закончилась игра! Итоги подводить пора!»
Подводит итоги игры, демонстрирует карты команд, выставляет отметки (каждый выигравший получает «пятерку» не только в журнал, но и модель из бумаги напамять).
Задает вопросы: «Что понравилось на уроке?», «Что вызвало сложности?», «Была ли интересна такая форма игры?» Пожелания на будущее. Предлагает желающим посмотреть м/ф полностью во внеурочное время.
Затем щелкает по картинке с изображением Коли Сорокина и появляется текст, в котором от имени Коли высказываются слова благодарности за спасение и обещание исправить все свои ошибки
|
Сообщают учителю свое впечатление об уроке, отвечают на вопросы учителя, высказывают пожелания.
Читают текст слайда, просматривают еще один кадр м/ф
|
Слайд №16 также содержит ссылку на кадр из м/ф
|
|
Раздает о карточки с дифференцированным д/з каждому учащемуся, дает пояснения, благодарит за участие в игре
|
Получают задания, задают уточняющие вопросы
|
Задания подобны тем, что были в игре. Есть задания обязательные для выполнения и для выполнения по желанию. Обязательная часть Д/з готовит учащихся к
с/р, запланированной на следующем уроке
|
Слайд №16 (заключительный)
|
В завершении урока предлагает нарисовать свое настроение.
Прощается с учениками до следующего урока, желает успехов в выполнении д/з, напутствует не быть такими, как «Коля Сорокин»
|
По очереди подходят к доске и рисуют «мордочку», соответствующую своему настроению.
|
Щелчок по картинке обеспечивает появление надписи «Нарисуй настроение!»
|
Правила игры: Формируются 4 команды спасателей, которые будут «спасать» Колю Сорокина (а также в дальнейшем и других учеников, которые не делают домашние задания и не относятся серьезно к изучаемым наукам, поэтому тоже могут попасть на «Остров Ошибок» или в «Страну невыученных уроков», так как планируется проведение серии подобных игр). Эта игра – соревнование команд.
У каждой команды на столе лежит карта (лист сложенный вдвое). В ней записаны фамилии членов команды, нужно придумать и вписать название команды и капитана. На внутреннем обороте карты - номера заданий и пунктирное шаблонное изображение корабля (максимальное количество фрагментов = количеству заданий). Нужно «построить» (формально «закрасить») корабль путем составления аппликации корабля из бумажных разноцветных геометрических фигур (треугольников, квадратов, и др.), приклеивая их на соответствующее место шаблона, либо самостоятельно придумать аппликацию корабля. Получить «детали» можно путем правильного решения математических заданий, которые представлены на слайдах. На обсуждение – 1 мин. (либо чуть больше в зависимости от сложности задания), чья команда первой поднимет сигнальный знак, лежащий на столе, той команде предоставляется право ответить первой. В случае верного ответа на слайде появится изображение корабля, и команда получает «деталь» для своего корабля (вид нужной детали определяет команда) и вклеивает ее в соответствующее место карты команды, а в случае не верного ответа, отвечает следующая команда. Ответ дается у доски, либо путем выбора из предложенных ответов верного, либо с полным написанием решения и последующей проверкой с помощью интерактивной доски. Победит та команда, у которой корабль будет иметь наибольшее количество деталей, будет самым «закрашенным», той команде выставляются «пятерки» и каждый член победившей команды получает вырезанную из красной бумаги «материальную пятерку» (которой он может похвастаться перед родителями, друзьями и рассказать подробно что он сделал для того, чтобы ее получить). Построение корабля означает, что Коля спасен, ведь ему есть на чем уплыть с острова! В процессе работы пользоваться микрокалькулятором нельзя!
Рекомедации ведущему (учителю): По усмотрению ведущего за некоторые задания можно выдавать «детали» для кораблика сразу нескольким командам, одновременно верно решившим задания. Можно выдавать детали в виде дополнительно «бонуса» за выполнение задания раньше отведенного времени, либо за дополнение к ответу другой команды. Даже если корабль победившей команды будет «закрашен» не полностью, то спасение Коли объясняется так: если все спасатели объединят свои усилия (собранные детали), то как раз и получится корабль спасателей. Желательно иметь несколько вопросов для устных ответов на смекалку, в случае разрешения спорных ситуаций, либо более скорого окончания игры, чем планировалось, либо такими заданиями можно заменить слайд №3 - разминку и т.п.
Используемая литература:
- Аствацатуров Г.О. «Дизайн мультимедийного урока», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2009
- Интернет-ресурсы
- Учебник математики Н.Я. Виленкин «Математика 5 класс»
- Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 г.
|