Смоей точки зрения современное преподавние физики должно прикладным. Только в том случае когда учащийся будет видеть возможности практического применения изучаемого материала, только тогда у него возникнет мотивированный интерес и только тогда он сможет достичь определённых успехов. Причём этот интерес может быть разным - как практического характера связанного с умениями и навыками изготовления и ремонта технических устройств, так и теоритического - сдача экзамена по физике для поступления в ВУЗ. Если учащийся считает что данный предмет ему не нужен, особенно в старших классах, то знать его он не будет несмотря на все старания преподавателя. Самая главная трудность в преподавании как физики, как и любого другого предмета, это так называемый "человеческий материал". Если в классе есть хотябы несколь душ проявляющих предмету интерес, значит уже можно работать. Причём возникает вероятность что они "заразят" и других. За мою почти тридцатилетнюю работу в школе был даже случай эпидемии физики в классе, возникшей от одного ученика. К сожалению это было один раз и очень давно.
Комментарий был изменен с момента создания (genadii, пн, 18/01/2010 - 16:46).
Абсолютно согласна с автором статьи "В каком обновлении нуждается школьный курс физики" Грабиленковым М.С. в том плане, что физика должна стать, в первуюочередь, частью общей культуры человека, а для этого надо выделить в курсе главное, ведущие идеи физики отделить от второстепенного. Необходимо усилить воспитательную роль физики через примеры из жизни учёных-физиков. Учебники физики должны отражать больше её практическую направленность. Конечно, в школу должен прийти учитель, владеющий новыми технологиями, а значит необходима реформизация и высшего образования.
Проблема развития интереса учащихся к физике на сегодня очень актуальна. К среднему звену дети подходят, плохо владея логикой мышления, со слабой математической базой, со скучающими глазами. С чем я согласна с автором статьи "Развитие интереса уч-ся к физике" Недодаевой Т.А., так это использование в преподавании элементов опережающего обучения, использование блочного принципа изложения и постепенного погружения в вопрос. Это позволит не вкладывать в умы учеников уже готорые знания, а будет побуждать их к самостоятельной мыслительной деятельности. Но вот методы, предложенные автором, на мой взгляд, это методы 80-90-х годов прошлого века (многократное повторение, игровая деят-сть, экскурсии, карточки и т.п.). Мне больше по душе отталкиваться от эксперимента (когда есть такая возможность), желательно проводимого самими учениками и поиск решения и объяснения.
Почему же так получается: физика - интереснейший предмет по определению, а к нему нужно специальными приемами развивать интерес у учащихся? Может быть, не так учим, не интересны учебники, не учитываеи возрастные особенности детей и др. После введения 4-х летней начальной школы в 7 класс, когда начинается изучение физики, учащиеся приходят уже с другими интересами, для них в этом возрасте главное - общение друг с другом, а не учебная деятельность. На мой взгляд, надо обязательно вводить пропедевтические курсы физики в 5-6 классах, тем более, что для реализации этой идеи созданы очень хорошие курсы Гуревича А..Е. "Физика и химия. 5-6 кл.", Степановой Г.Н. Физика. 5-6 кл.".В основе этих курсов - экспериментальный метод изучения явлений природы. Но при этом возникает проблема с часами. Е.А. Пуденкова
Соглашусь с тем, что система образования должна учитывать индивидуальные способности и интересы ребенка. Необходимо иметь доступную библиотеку фильмов на все учебные темы. Нужны и минимальные стандарты знаний, обязательные для каждого ученика. Приходится большой объем информации изучать в сжатые сроки. Необходимо обеспечить кабинет физики современным учебным оборудованием.
Я считаю, что в школьном курсе физики особое внимание экологическому воспитанию не следует уделять, так как существует межпредметная связь (природоведение-химия-биология-экология-физика) и можно увлекать детей во внеурочное время (кружки, факультативы, проекты).
В практической деятельности главная проблема - нехватка времени, хочется уделить больше внимания решению задач. В профильной подготовке учащиеся иногда не могут определиться в выборе профиля обучения и лишь в 11 классе решают сдавать экзамен при минимальной нагрузке.
Эти проблемы хотелось бы поднять в ходе семинара-тренинга.
Я считаю, что действительно на учителя влияет лишение мотивации в работе - не хочется затрачивать много усилий, не наблюдая положительных результатов своей работы. И для учителя не подходит фраза: отрицательный результат - это тоже результат.
А. Гин очень чётко указывает противоречия образования. Я согласна, что условием реализации идеальной системы образования является развитая инновационная экономика. Но мне кажется что это похоже на утопию. По-моему нужно учитывать изменения, происходящие в обществе и человеческий фактор. Это как раз то сопротивление, о котором пишет автор статьи.
Мне понравилась статья об обновлении школьного курса физики за подробно рассмотренные конкретные направления обновления.
Хотелось бы обсудить с коллегами как решают они проблему нехватки времени на изучение такого объёма учебного материала по предмету. Поэтому я полностью согласна с М. С. Грабиленковым, который указывает на необходимость углубления вариативности содержания образования.
На сайте Лаборатории образовательных технологий http://www.trizway.com/art/form/ можно прочитать и другие интересные статьи Анатоля Гина и его коллег по проблемам современного образования. Согласна с тем, что объем содержания стандарта по физике, особенно в основной школе, не соответствует выделяемому количеству часов. Практически на каждои уроке изучается новый материал, а еще нужно порешать задачи, организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, провести лабораторные и практические работы и др. Кроме того, если учитель использует проблемно-диалоговые, деятельностные, развивающие технологии обучения, вренени нужно еще больше. Одним и путей решения данной проблемы, на мой взгляд, является согласование программ по предметам естествнно-математических дисциплин. Межпредметные связи на практике не реализуются. Другой путь - эффективное использование ИКТ. Хороший видеофрагмент или анимация, компьютерная модель позволяют сократить время при объяснении материала, при этом качество его усвоения выше. Но ведь далеко не в каждом кабинете физики в школах нашей области есть компьютер и проектор. Е.А. Пуденкова
Комментарий был изменен с момента создания (pudenkova, вс, 24/01/2010 - 01:50).
Кроме вопросов указанных Пуденковой Е. А, которые решает учитель на уроке физики, приходится обращать внимание на знание (незнание) детьми некоторых вопросов математики: векторы, действия с ними, степень числа, действия со степенями и др. в 9-7 классах. В старших же классах при решении задач больше времени уходит на преобразование выражений, вычисления, т. е. опять на математику. И что же остаётся на физику? Согласна с Пуденковой Е. А. о необходимости пересмотра и согласования программ естественно-математических предметов. И если уровень математического образования школьников невелик к моменту изучения физики, значит, на начальных ступенях изучения должна преобладать практическая составляющая курса.
Комментарий был изменен с момента создания (Olga Orlowa, вс, 24/01/2010 - 12:12).
С большим удовольствием прочитала все статьи. Особый интерес вызвали две:" В каком обновлении нуждается школьный курс физики" и "Развитие интереса учащихся к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе". Согласна с тем, что содержание образование должно учитывать психологические и возрастные особенности. Изучение физики должно восприниматься всеми школьниками как жизненно значимое и интересное. Действительно физика должна преподаваться как наука экспериментальная, но не все свои задумки учителю удается воплотить, т.к. не позволяет материально-техническая база кабинета физики. Хотелось бы отметить высокую активность методических служб ПОИПКРО, которая всегда информирует наших учителей со всеми новинками в учебно-методической литературе. Это существенно облегчает проблему выбора учителем учебного пособия для работы на уроках. Наша гимназия уже на протяжении 5 лет использует учебник под редакцией Пинского А.А. "Физика и астрономия"в 7 - 9 классах. Данный учебник полволяет решить вопросы поднятые в статье Недодаевой Тамары Александровны. Есть экспериментальные домашние задания; большое количнство дополнительной литературы, которую ученик может рассматривать на более продвинутом уровне; часть вопросов возможно изучать на самостоятельной основе (Природа тел солнечной системы) - ребята готовят презентации по каждому параграфу по выбору и происходит совместное обсуждение наблюдаемых явлений...
Бурю эмоций вызвала статья Анатолия Гина. Именно в этой статье я увидела те проблемы, которые возникают последнее время у учителей физики: "Из 100% прошедших школьный курс физики менее 10% усваивают его на приличном уровне. Остальные 90% оказывают пассивное (в лучшем случае) или активное сопротивление обучению. Отвлекают учителя от работы с теми учениками, которые действительно заинтересованы в предмете. Лишают учителя мотивации в работе..." Какие только приемы и методы я не пыталась использовать в своем 8 классе (даже учитывая переходный возраст), положительный результат составляет всего 8 - 10 %. Плохой помощник - телевидение, а именно показ фильмов "Школа", "Все умрут, а я останусь". Может быть в этом глобальная проблема нежелания современного ученика иметь хорошую базу знаний и сопротивление быть компетентным в современном мире?
Комментарий был изменен с момента создания (NatalyHoroshka, вс, 24/01/2010 - 13:20).
Уважаемые коллеги!!!
Этот форум посвящен обсуждению проблемам преподавания физики в современней школе.
Выскажите свое мнение по поводу изученных статей:
С уважением, Антонина Александровна