Место работы:
младший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ГНУ ИСМО РАО
Школьная газета как средство воспитания патриотизма у старшеклассников
,
В последние десятилетия с экранов телевизоров, с высоких трибун, от родителей и учителей часто приходится слышать, что современные подростки – это потерянное поколение… Почему и где потерялось это поколение? Впервые этот термин был упомянут в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». В начале XX века потерянным поколением называли на Западе молодых ребят, которые вернулись с фронтов Первой мировой войны морально и физически искалеченными. Многие из них так и не смогли приспособиться к мирной жизни.
В конце прошлого столетия этот термин зазвучал вновь и относился к поколению 80-х, 90-х годов. Актуален он и сейчас… Социальное расслоение общества, резкое снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования, а как следствие – девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на неокрепшее сознание подрастающего поколения конца XX – начала XXI столетия. Эгоизм, равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность, широко распространены сегодня в молодежной среде.
Еще одна серьезная претензия к нынешнему потерянному поколению – практически полное отсутствие уважения и любви к своей стране. Раньше военно-патриотическим воспитанием молодежи занимались пионерская и комсомольская организация, но в последние десятилетия эти традиции были практически забыты.
Сегодня о патриотизме и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения говорят все чаще, а любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании. В отечественном искусстве, в том числе, в кинематографе, наблюдается повышенный интерес к отечественной истории, к национальным героям. Пример жизни лучших людей нашей Родины развивает в подростках и молодежи представление об идеальных образах людей, на которых они хотели бы быть похожими. Так средствами искусства формируется устойчивая система нравственных идеалов и принципов, которые становятся постоянно действующим нравственным побудителем, определяющим все последующее поведение человека.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты - интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей. В 2000 г. российское государство, остро осознавая эту потребность, приняло государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы».
Огромную роль в военно-патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют средства массовой информации. Однако органы государственной власти и общественные организации явно недооценивают мощный информационный потенциал подростковой журналистики и многочисленных школьных СМИ. По данным статистики ежегодно в России выходит более трех миллионов школьных газет.
Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов.
Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания – это издания особые. Они радикально отличаются от тех красочных и глянцевых изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Далекие по форме от совершенства и зачастую наивные по содержанию, они рассказывают о жизни школы, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная – просветительская, педагогическая и воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а те качественные изменения, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
По своей сути любое школьное печатное издание является творческой лабораторией, в которой происходит то, о чем когда-то говорил Адольф Дистервег – «связывание знаний и умений» будущих журналистов. Здесь на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей будущих «акул пера». Здесь создается уникальная творческая обучающая среда, которая помогает будущим журналистам систематизировать и закреплять приобретенные ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и активную мобилизацию творческих сил. Обучающий результат такой работы выражается в накоплении будущим журналистом фактического материала и профессионального опыта.
Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно заключается не только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм – это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе.
Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях боевой славы, о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно-патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма.
Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
Уже семь лет в лицее № 1548 г. Москвы издается газета «Н.А.Ш.Е.» («Независимое авторское школьное единство»). Одна из приоритетных задач этого школьного издания – патриотическое воспитание лицеистов. Изначально газета была ориентирована на интересы интеллектуальной и продвинутой молодежи, которая понимает, что сидение на лавочке с бутылкой пива – не самое лучшее занятие для заполнения своего досуга…
Большинство статей в газете «Н.А.Ш.Е.» посвящено интересным событиям, которые происходят в родной школе. Такие патриотические мероприятия, как открытие музея фронтовых кинооператоров, смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества, встречи лицеистов с ветеранами, которые происходят регулярно, широко освещаются на страницах «нашей» газеты. Для того, чтобы подростки понимали, как страшны любые проявления национализма, целый ряд статей был посвящен скинхедам – ложным патриотам – и их идеологии. Автор статьи «Бритоголовые идут!» десятиклассник Семен Б. написал, что «настоящий патриот – это не бритый под бильярдный шар человек, а человек, знающий и любящий свою страну, ее культуру и народ. А всех скинов на самом деле вместо любви к Родине объединяет любовь к насилию, тяжелому року, пиву и футболу…».
Но не только о лицее пишут юные корреспонденты: их еще интересуют молодежные проблемы, выставки, качественное кино, хорошая музыка, книги. Глубокой любовью к своему Отечеству пронизаны фотоработы лицеистов, которые представлены на ежегодной выставке «От созерцания – к творчеству». Рубрика «Кинолента» посвящена отечественным фильмам и творчеству известных режиссеров.
Одним из приоритетных направлений работы школьного издания может стать патриотическое воспитанияшкольников на основе отечественной художественной культуры, впитавшей в себя опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений людей. Такие темы позволяют открыть широкий простор для патриотического воспитания и творчества учащихся.
В качестве примера хотелось бы привести выдержки из статьи, опубликованной в лицейской газете «Н.А.Ш.Е.» № 2 (11) в апреле 2007 г. Эта публикация является ярким примером того, как можно воспитывать чувство патриотизма силами маленькой школьной газеты.
Плач по «Стене плача»
С 6 по 16 марта в Третьяковской галерее было особенно много посетителей: все они пришли посмотреть на картину знаменитого русского художника Василия Верещагина «Стена Соломона» (известную также как «Стена Плача»).
В данное время это полотно находится в своем «прощальном» турне Нью-Йорк - Москва - Тель-Авив - Нью-Йорк. После того, как картина побывает во всех этих странах, 18 апреля она будет представлена на американском аукционе русского искусства Christie's, где, скорее всего, и будет продана по оценкам экспертов за 3-5 миллионов долларов.
«Стена Плача», которую до сегодняшнего дня никогда не видели русские зрители, была написана Верещагиным под впечатлением от поездки в Палестину, и стала частью «палестинской серии» полотен художника. Василий Верещагин, который по всему миру славился, как непревзойденный баталист, чаще всего на своих картинах изображал ужасы войны (одно из его самых известных полотен - «Апофеоз войны»). Поэтому серия картин, посвященных Востоку, выглядит довольно непривычно на фоне творчества этого неординарного художника.
Немалый интерес у посетителей «Стена Плача» вызывает еще и потому, что на ней изображено одно из самых известных священных мест в Иерусалиме. Миллионы паломников каждый год приезжают в Иерусалим, чтобы помолиться и покаяться в своих грехах около стены Соломона. Многие считают, что картина Верещагина, также как и реальная стена Плача, обладает мистической силой.
Всякий раз, проходя по залу № 27, где была выставлена эта удивительная картина, я с большим удивлением для себя замечала, что количество людей около нее не уменьшается, а только прибавляется. В Третьяковку не успевали привозить брошюры с информацией о картине, так как их тут же разбирали взволнованные любители искусства. Буквально все, посетившие галерею в эти дни, стали непосредственными участниками дальнейшей судьбы холста, ведь организаторы выставки рассматривали любого посетителя как потенциального покупателя. Все с надеждой ждали и до сих пор ждут появления «второго русского Третьякова», который бы выкупил картину и оставил ее в России.
Неужели нашей стране не нужны памятники искусства? Ведь теряя даже маленькие крупинки своей культуры, мы теряем великое будущее всей России. Картина «Стена Плача» стала еще одним доказательством того, что меценаты, по-настоящему ценящие русское искусство, стали большой редкостью для нашего государства.
Дарья Л., 11 класс
Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма не стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в издании школьной газеты или читая ее, наши дети учатся любви – любви к своей семье, друзьям, школе, стране. И, как справедливо написал в своей статье десятиклассник Семен Б.: «Родина не вокруг тебя, она - внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У нее героическое прошлое и, по истине, великое будущее». Если наше подрастающее поколение будет это осознавать, значит, оно больше не будет потерянным поколением…
|