Автор:
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы:
к.п.н., зав. лаборатории медиаобразования ГНУ Институт содержания и методов обучения РАО
Модели патриотического воспитания в современных условиях
Системный анализ материалов по проблеме патриотизма и патриотического воспитания молодежи на различных этапах исторического развития России, а также опыт патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности позволяет уточнить сущность, содержание и роль патриотизма, причин, механизмов и условий его развития. Данный феномен проявляется как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, в основе которой лежит высший уровень развития всех макрохарактеристик личности, воплощаемых в ее активно-деятельностной социально-значимой самореализации в интересах Отечества. Патриотизм, как важнейшее психическое образование защитника Родины выражается в чувстве любви к ней, неразрывности с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, постоянном и последовательном стремлении к вершинам в развитии и самореализации, определяя его гражданскую позицию, духовно-нравственную основу, потребность в достойном самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине.
Анализ методологической и информационной базы по патриотическому воспитанию граждан способствует определению основных направлений деятельности системы патриотического воспитания молодежи в новых социально-экономических условиях, ее содержания, организационно-педагогическиие основ функционирования, направлений ее совершенствования.
Разработка моделей реализации основных направлений деятельности соответствующих государственных учреждений и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан в регионах страны, включая анализ применяемых технологий и методов, обобщение результатов ее апробации основаны на группах направлений, представленных ниже:
- Первая группа – направления, определяющие содержание деятельности субъектов формирования патриотизма в обществе в целом.
- Вторая группа – направления, определяющие характер усилий всего общества и, прежде всего, государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование патриотических настроений и поведения.
- Третья группа – направления непосредственного патриотического воспитания российских граждан (в семье, школе, вузе, армии, предприятии, учреждении, организации и т.д.).
Первую группу направлений формирования патриотизма составляют следующие:
- Идеологическое направление - утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших социально-политических ценностей граждан России. Это подразумевает:
- всемерное возрождение и ориентированность патриотической идеи на связь с интересами общества, государства, каждого человека;
- более активное применение элементов патриотического воспитания; привлечение к этой работе СМИ, преодоление при этом некоторых сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;
- недопущение попыток различных политических сил использовать патриотическую идею в целях "завоевания" на свою сторону различных слоев общества (особенно армии и ее офицерского корпуса);
- воспрепятствование попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи со стороны государственных и общественных деятелей в СМИ, литературе и искусстве, обладающих огромными возможностями интеллектуального и эмоционального воздействия на массовое сознание; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идеи патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми гражданами страны при активном участии общественных и государственных институтов и др.
- Научно-теоретическое направление – активизация теоретических исследований основ формирования патриотизма как научной проблемы и как практической деятельности в целях его качественного наполнения в контексте важнейших изменений, происшедших и происходящих в обществе. Это предполагает: обоснование и обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, нравственного, психологического и др. компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; приобщение граждан России посредством этого к патриотическим ценностям, созданным в основных сферах жизни общества, их духовное освоение; разработку моделей гражданина-патриота с набором интерсоциальных качеств личности и т.д.
- Педагогическое и методическое направление, включающее в себя:
- фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания с учетом особенностей той или иной категории граждан РФ;
- постоянное обобщение результатов этой работы и целенаправленное информирование субъектов формирования патриотизма, и, прежде всего, учебных заведений, организаторов массовой патриотической работы и др.;
- развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания, оптимизация воспитательной работы со всеми категориями граждан; регулярное издание соответствующей литературы, содержащей педагогические основы организации и проведения этой деятельности с учетом инноваций, передовой учебно-воспитательной практики (отечественной и зарубежной);
- организацию подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком качественном уровне решать задачи патриотического воспитания и др.
- Организационное направление – создание соответствующих механизмов для последовательного осуществления целого ряда мер по активизации процесса формирования патриотизма у российских граждан. Реализация этого направления подразумевает:
- значительное повышение уровня организации, функционирования как отдельных элементов системы формирования патриотизма, так и всей системы в целом;
- обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой всего комплекса воспитания (нравственного, физического, экологического, воинского и т.д.), с другими элементами государственной структуры и социальными институтами;
- создание организационных основ управления процессом формирования патриотизма в целях оформления и реализации общей стратегии такой деятельности, объединения усилий между ее различными субъектами, а также оказания им необходимой помощи и поддержки, особенно в решении конкретных проблем и т.д.
- Нормативно-правовое направление - создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства и других субъектов формирования патриотизма. Это направление включает в себя:
- определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие годы и происходящих в настоящее время;
- создание конкретной нормативно-правовой базы патриотического воспитания; разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов формирования патриотизма в общей системе этой деятельности и др.
- Финансово-экономическое направление предполагает соответствующее ассигнование из государственного бюджета и средств органов исполнительной власти субъектов РФ всех органов и организаций, непосредственно занимающихся работой по формированию патриотизма.
Вторая группа направлений формирования патриотизма реализует усилия общества и государства в создании необходимых условий для оптимизации этого процесса во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической, социально-политической, духовной и военной. Только на основе выхода из современной экономической и социально-политической ситуации, возвращения России статуса великой державы возможно формирование общенациональной гордости за свою страну, а значит, и истинно патриотической деятельности каждого члена российского общества.
- В сфере экономики основной задачей является создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения, повышения их материального благосостояния.
- В сфере социально-политических отношений основной задачей является создание подлинно демократического государства, функционирующего наравне с высокоразвитым гражданским обществом.
- В духовной сфере основной задачей является возрождение достоинства и духовного потенциала нации, которые в самые тяжелые годы испытаний спасали Россию, консолидировали все политические силы, все слои общества, способствовали преодолению тяжелейших кризисов.
- В сфере международных отношений основной задачей является возрождение статуса России как великой державы.
Безусловно, указанные направления являются общими для формирования патриотизма у всего народа, но в силу своей общности они затрагивают и военную сферу, основной задачей в которой является материально-техническое усиление Вооруженных Сил, повышение их боеспособности и готовности к защите Родины, внесение идеолого-патриотических ориентиров в выполнение военнослужащими своего конституционного долга по защите Отечества, поднятие международного авторитета Российской армии, когда при решении всех международных проблем будут вынуждены считаться с реальным существованием и возможностями таковой.
Третья группа направлений формирования патриотизма включает в себя основные приоритеты воспитательной работы со всеми категориями российского общества. Среди них: формирование ценностных ориентаций и приоритетов подростков и молодежи в формальном и неформальном образовании; вооружение граждан России глубокими знаниями сущности и истории Отечества; формирование патриотических чувств; воспитание волевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности.
Таким образом, государственно-патриотическая идеология – это теоретическая система, не навязанная сверху по субъективной воле правящей элиты. В целом это система знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание Отечества, утверждение и укрепление демократических и правовых основ российской государственности, обеспечение прочного положения страны в мире.
Процесс патриотического воспитания является естественным продолжением существующих традиций и не начинается заново, «с нуля», на каждом этапе развития общества. Поэтому оптимальный путь для коррекции системы патриотического воспитания – выявление наиболее важных факторов влияния на процесс воспитания патриотов своей страны, разработка моделей патриотического воспитания на основе учета этих факторов и разработка рекомендаций по обеспечению условий реализации данных моделей.
На основе анализа предложена следующая общая структура моделей патриотического воспитания для современных условий в РФ:
- Информационные компоненты модели (информационные базы, информационная поддержка, источники информации и т.п.);
- Структурно-системные связи компонентов (дерево целей, иерархия источников информации;
- Организационные компоненты (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы творческих/общественных объединений).
- Методические компоненты (методики/комплексы методик, оптимальных для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном и т.п.).
В качестве условий реализации данных моделей предложены механизмы взаимодействия субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ.
Региональная модель патриотического воспитания молодежи и подростков
- Сохранение и трансляция традиционных ценностей в процессе воспитания патриотизма на основе имеющейся информационной базы на примере региона;
- Структурно-системные связи различных видов информации/ текстов СМИ в процессе воспитания патриотизма молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ;
- Вариативность региональных субъектов патриотического воспитания молодежи и уточнение их роли в реализации культурных, этнокультурных, экономических и правовых аспектов самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания;
- Комплекс методик, наиболее эффективных для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания в современных условиях, и принципы его отбора применительно к типологической специфике региона.
В качестве условий реализации данной модели предложены механизмы взаимодействия региональных субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ (учреждений культуры, культурно-досуговых организаций, различных организационных форм неформального образования).
Структурно-системное взаимодействие
информационных компонентов модели:
Медиапространство региона |
Нормативные документы
|
Конкурсы, проекты, школы патриотического воспитания
|
Информационно-методические
ресурсы
|
Государственные программы, региональные программы патриотического воспитания, базовые инструктивные материалы
|
Положения о конкурсах,
уставы школ патриотического воспитания и содержание их работы, формы и содержание творческих проектов
|
Методические пособия и рекомендации,
материалы семинаров и конференций,
обмен опытом, текущие материалы (публикации) по проблематике патриотического воспитания
|
Региональные субъекты патриотического воспитания:
- учреждения культуры,
- культурно-досуговые организации,
- общественные объединения,
- военно-патриотические объединения;
- спортивно-патриотические объединения;
- школы/кружки патриотического воспитания при ОУ,
- неформальные общественные объединения,
- творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);
- временные проектные коллективы.
Предлагаемая иерархия региональных субъектов патриотического воспитания предполагает как развернутую горизонталь конкретных реализаторов задач патриотического воспитания в регионах, так и вертикаль их отношений – общее взаимодействие на уровне медиапространства региона, где каждый субъект имеет равные права как на информационное обеспечение, так и на информационное освещение своей деятельности. Единство процесса патриотического воспитания задается нормативными информационными базами, определяющими комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного региона. Информационно-методические ресурсы предлагают конкретный спектр деятельности (исходя из возможностей и потребностей конкретного региона) и производят отбор и распространение методического опыта.
Принципы отбора и формирования комплекса методик, наиболее эффективных для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания в современных условиях, применительно к типологической специфике региона:
Подходы и принципы отбора, применительно к типологической специфике региона |
Методические аспекты самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания, предлагаемые для комплексного использования методики
|
Регионы с ярко выраженной этнокультурной (мононациональной) спецификой:
Комплексный подход, принципы локализации постановки задач патриотического воспитания (принцип ценностей «малой Родины»), итоговые обобщения процесса патриотического воспитания
|
Этнокультурные аспекты самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания.
Методики:
Национального самоопределения,
Формирования национально-культурной специфики;
Формирования эмоционально-ценностных ориентаций и осознания общего поля региональных и федеративных патриотических ценностей в процессе самореализации личности
|
Регионы с ярко выраженной этнокультурной многонациональной спецификой:
Комплексный подход, принципы универсализации постановки задач патриотического воспитания, принцип формирования толерантности, уважения к национальным обычаям и различным религиозным конфессиям
|
Этнокультурные аспекты самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания.
Методики:
Национального самоопределения на основе диалога культур,
Формирования национально-культурной специфики на основе локальных проектов;
Формирования эмоционально-ценностных ориентаций и осознания общего поля региональных и федеративных патриотических ценностей в процессе самореализации личности
|
Вариативные условия формирования регионального бюджета:
Целевые подходы, принципы частично выделенного финансирования, принципы стимулирования системы спонсорства
|
Экономические аспекты самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания.
Методики:
Социологического исследования и анализа областей экономического знания, задействованных в воспитании патриотизма детей и молодежи;
Разработки и реализации проектов по патриотическому воспитанию на основе целевого/частичного/спонсорского финансирования
|
Регионы, образованные по административному комплексу признаков
Регионы, образованные по принципу национально-культурной автономии (субъекты РФ)
Комплексный подход, принципы соответствия регионального законодательства Конституции и законам РФ, обеспечения единства пространства формирования ценностных ориентаций
|
Правовые аспекты самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания.
Методики:
Формирования информационной культуры личности;
Формирования административно-правовой культуры детей и молодежи;
Выделения профилей административно-правового воспитания на основе экономической структуры района/города/региона;
Социализации детей и молодежи в региональном культурно-правовом поле.
|
Деятельностные аспекты взаимодействия региональных субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ:
Учреждения культуры
|
Обеспечение культурных метоприятий, фестивалей и конкурсов патриотической направленности, инициативы по проведению методических семинаров
|
культурно-досуговые организации
|
Стимулирование патриотического компонента реализации различных форм культурно-досуговой деятельности
|
общественные объединения
|
Пропаганда патриотических ценностей, содействие в проведении культурно-досуговых мероприятий
|
школы/кружки патриотического воспитания при ОУ
|
Формирование общей информационной культуры, патриотических убеждений, борьба с национализмом и религиозной нетерпимостью, поиск конкретных форм реализации проблемного обучения с патриотическим аспектом, формирование толерантности, освоение механизмов реального диалога культур
|
Военно-патриотические и спортивно-патриотические объединения
|
Пропаганда патриотических ценностей, содействие в проведении спортивных и культурно-досуговых мероприятий
|
неформальные общественные объединения
|
Формирование патриотических убеждений, поиск конкретных форм проявления патриотизма, борьба с национализмом и религиозной нетерпимостью, формирование толерантности, освоение механизмов реального диалога культур
|
творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.)
|
Информационное обеспечение процессса патриотического воспитания, выявление проблем региона и поиск путей их разрешения
|
временные проектные коллективы
|
Реализация конкретных программ и проектов патриотической направленности, формирование толерантности, освоение механизмов реального диалога культур
|
Этнокультурная модель патриотического воспитания молодежи и подростков включает в себя:
- Информационные компоненты: информационные базы по этнокультурному воспитанию, этнокультурным аспектам процесса глобализации, диалогу культур, национальной/этнической специфике, традициям и т.п.
- Структурно-системные связи компонентов модели (дерево целей: уровни взаимодействия организаций, занимающихся воспитания патриотизма с учетом этнокультурных аспектов; вариативность перехода от этнокультурного воспитания патриотизма по отношению к определенному этносу к воспитанию российского гражданина, осознающего себя полноценным членом многонационального государства;
- Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы творческих/общественных объединений).
- методики/комплексы методик, посвященных этнокультурным аспектам воспитания патриотизма; воспитательные методики на основе диалога культур (на основе методики В.С.Библера и его последователей), оптимальных для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном и т.п.).
В качестве условия реализации данной модели предложены: формы этнокультурного патриотического воспитания, механизмы их обеспечения (программы повышения квалификации для педагогов КДЦ и воспитателей, спектр программ воспитания патриотизма в этнокультурных аспектах), механизмы взаимодействия субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ.
Специфика этнокультурной модели патриотического воспитания молодежи и подростков заключена в следующем:
Данная модель является локальной по области реализации и предназначена для реализации в социокультурном пространстве единого этноса (кружка, творческого коллектива, образовательного учреждения, автономного региона и др.).
Структурно-системное взаимодействие
информационных компонентов модели:
Этнокультурное пространство региона
|
Нормативные документы по патриотическому воспитанию
|
Фестивали, конкурсы, проекты этнокультурной и культурологической направленности
|
Информационно-методические
ресурсы
|
Государственные программы, региональные программы патриотического воспитания, базовые инструктивные материалы, концепции этнокультурного развития региона
|
Положения о фестивалях и конкурсах,
формы и содержание творческих проектов, локальные мероприятия этнокультурного значения
|
Методические пособия и рекомендации,
материалы семинаров и конференций,
обмен опытом, текущие материалы (публикации) по проблематике патриотического воспитания в этнокультурном аспекте
|
Региональные субъекты патриотического воспитания:
- учреждения культуры,
- культурно-досуговые организации,
- общественные объединения,
- школы/кружки патриотического воспитания при ОУ,
- неформальные общественные объединения,
- творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);
- временные проектные ученические/молодежные коллективы.
- военно-патриотические объединения;
- спортивно-патриотические объединения.
Предлагаемая иерархия региональных субъектов патриотического воспитания в этнокультурном аспекте предполагает равную роль как «официальных» инициаторов проведения мероприятий (учреждения культуры, культурно-досуговые организации, общественные объединения), так и остальных субъектов патриотического воспитания. В связи с особыми механизмами функционирования в современном обществе национальной культуры, наименьшую роль в данной модели играют спортивно-патриотические и военно-патриотические объединения, хотя они вполне могут быть участниками этнографических фестивалей и других мероприятий этнокультурной направленности. Тем не менеее ведущая роль в данной модели – за творческими коллективами, неформальными общественными объединениями, кружками и студиями культурно-досугового направления.
Единство процесса патриотического воспитания в этом случае задается не столько нормативными информационными базами, определяющими комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного региона, но и культурными корнями этноса, культурологической спецификой образных форм восприятия мира и социальных традиций этноса. Информационно-методические ресурсы предлагают конкретный спектр деятельности (исходя из возможностей и потребностей региона), производят отбор и распространение методического опыта. Особо важными являются матриалы, посвященные народным обычаям, национальным традициям, истории формирования этнокультурной специфики региона и ее значения для многонациональной культуры Российской Федерации.
Принципы отбора и формирования комплекса методик, наиболее эффективных для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания в современных условиях, применительно к этнокультурной специфике региона:
Подходы и принципы отбора методик в регионах с ярко выраженной этнокультурной спецификой |
Методики, применяемые в процессе патриотического воспитания
|
Комплексный подход, принцип локализации постановки задач патриотического воспитания (принцип ценностей «малой Родины»),
Принцип формирования общего поля эмоционально-культурных ценностей «Большой Родины» - РФ
Итоговые обобщения процесса патриотического воспитания
|
Методики:
Выделения этнокультурных аспектов самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания;
Национального самоопределения,
Формирования национально-культурной (этнокультурной) специфики;
Диалога культур;
Формирования общей информационной культуры личности;
Формирования эмоционально-ценностных ориентаций и осознания общего поля региональных и федеративных патриотических ценностей в процессе самореализации личности;
Социализации детей, подростков, молодежи с учетом этнокультурных традиций (исторически сложившихся ценностных ориентаций этноса).
|
Сетевая модель патриотического воспитания молодежи и подростков выделена в связи с формированием новых условий жизнедеятельности человека в постриндустриальном обществе – открытого информационного пространства, информационной «перегрузки» личности и т.д.
Данная модель является универсальной по области реализации и предназначена для работы в едином информационном социокультурном пространстве.
Выделяя информационные компоненты модели, отметим, что ее специфика – в огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве. Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор – как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.
Структурно-системное взаимодействие
информационных компонентов модели:
Открытое информационное пространство
(сеть Интернет)
|
Доступные в открытом информационном пространстве информационные базы (Нормативные документы по патриотическому воспитанию
|
Сайты учреждений, организаций, общественных объединений;
Творческие проекты (как коллективные, так и индивидуальные);
Личные информационные страницы;
Блоги, форумы, чаты и т.п.
|
Информационно-методические
ресурсы
(информационная методическая поддержка, рекомендуемые источники информации в Интернет)
|
Информационное насыщение
Государственные программы, региональные программы патриотического воспитания, базовые инструктивные материалы, концепции этнокультурного развития региона и др.) |
Помимо объективных информационных материалов – так называемая «независимая» информация, которая с равными шансами может формировать как патриотическое, так и антипатриотическое мышление.
|
Методические пособия и рекомендации,
материалы семинаров и конференций,
обмен опытом, текущие материалы (публикации) по проблематике патриотического воспитания, статьи в электронных СМИ
|
В качестве субъектов патриотического воспитания в данной модели следует выделить четыре основных категории: коллективы авторов сайтов – административных; учреждений и организаций; электронных СМИ; и индивидуальных пользователей (детей, подростков, молодежь).
Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы культурно-досуговых центров; формы творческих/общественных объединений); предлагаемые организационные формы работы – курсы, свободные дискуссии, форумы, патриотические игры, творческие форумы, литературные сетевые конкурсы на патриотические темы и т.п.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию «объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышления, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию – первоочередная задача в реализации данной модели. Весьма существенным является также и то, что данная модель, при всей своей значимости, лишь частично затрагивает собственно процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «визита» в открытое информационное пространство и прордолжается после него. Однако пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь равно важно как предоставить информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т.п.
Принципы отбора и формирования комплекса методик, наиболее эффективных для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического воспитания в открытом информационном пространстве:
Подходы и принципы отбора методик |
Методики, применяемые в процессе патриотического воспитания в сетевой модели
|
Комплексный подход, принцип локализации постановки задач патриотического воспитания (принцип ценностей малого информационного пространства),
Принцип интерактивности;
Принцип независимости выбора индивидуальной информационной траектории;
Принцип анонимности выражения собственного мнения;
Принцип «объективности» представляемой информации.
|
Методики:
Формирования ифномационной культуры;
Формирования информационной компетентности личности;
Формирования коммуникативных компетенций;
Формирования критического мышления;
Медиаобразования (трактовки получаемой информации с точки зрения природы электронных СМИ);
Информационного самоопределения личности в открытом информационном пространстве;
Диалога культур;
Формирования комплекса эмоционально-ценностных ориентаций и осознания общего поля региональных и федеративных патриотических ценностей в процессе самореализации личности в сетевых информационных пространствах;
Социализации детей, подростков, молодежи через сетевые формы коммуникации;
дистанционного бучения/телекоммуникаций, сетевого общения в аспекте формирования ценностных ориентаций и патриотических устремлений,
организации дискуссий, методики проведения конкурсов и патриотических игр с включением новых информационных/сетевых технологий.
|
В качестве условий реализации данной модели предложены механизмы взаимодействия сетевых субъектов патриотического воспитания молодежи (как коллективных, так и индивидуальных), оптимальных для современного этапа развития и становления информационного общества в РФ.
Ведущая роль в данной модели – за индивидуальными пользователями. За творческими коллективами, неформальными общественными объединениями, кружками и студиями культурно-досугового направления остается функция организации дискуссий, требующих обращения к открытому информационному пространству, формирования основ критического мышления.
Единство процесса патриотического воспитания в этом случае задается как нормативными информационными базами, определяющими комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного информационного пространства, но и информационно-методическими ресурсами, определяющими механизмы информационного взаимодействия в локальных областях Интернет (русскоязычной сети; региональных сетевых ресурсах и т.п.)
|