Всё начинается с семьи. Ни для кого не секрет, что всему хорошему и плохому в нас мы обязаны, в первую очередь, своей семье. Известно, что воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и для семьи, и для страны в целом.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия, для достижения более высоких результатов.
Напомню , что основными функциями работы образовательного учреждения с родителями являются:
Изучение семьи
Информирование родителей (информирование о разных аспектах жизнедеятельности учреждения, о проблемах образования в целом).
Просвещение родителей (цель психолого-педагогического просвещения родителей – формирование оптимальной родительской позиции).
Обучение родителей.
Консультирование родителей и поддержка семьи.
Совместная деятельность (участие в мероприятиях, праздниках; помощь в организации социально-развивающей среды; привлечение к оценке и контролю за деятельностью школы; совместное решение организационно-режимных вопросов; совместное (коллективное) планирование жизни класса, школы).
Таким образом, одна из главных задач педагогов и воспитателей - это создание условий для развития отношений в семье.
Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.
Уважаемые педагоги и воспитатели! Как вы организуете работу с родителями и какие формы совместной работы являются наиболее значимыми и эффективными в организации!
Уважаемые родители! Что для вас является актуальным в совместной работе с педагогами для решения главной задачи - воспитание и развитие личности собственного ребенка!
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Дни творчества детей и их родителей;
● Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
● Помощь в организации и проведении
внеклассных дел и укреплении материально-
технической базы школы и класса.
нетрадиционные формы работы с родителями, всегда помогают достичь более тесного сотрудничества.
Проблема взаимодействия семьи и школы досконально решина никогда не будет. Да, существуют различные вариации работы с родителями, однако не все эффективны. В качестве фундамента работы с родителями используютс традиционные формы. Если же с первым вариантом работы мы достигаем результат, то соответственно можно вводить нетрадиционные формы работы.
Я, как молодой педагог, а также классный руководитель использую следующие формы работы с родителями:
-это однозначно родительские сорания,
-индивидуальную консультацию педагога провожу в системе социальных сетей,
-тренинги для родителей имеют место. Обычно это глобальная тема: взаимоотношения родителей и детей.
-дискуссии с родителями в форме чаепития, эта форма позволяет наиболее лучше расположить к себе родителей учеников.
На некоторых семинарах с родителями, педагог может допускать присутствие самих детей. И, возможно, не стоит злоупотреблять наличием неформальных обставок, так как это повредит образовательному процессу.
В МБОУ "ООШ с. Первая Ханеневка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области" мы организуем работу с родителями в виде лекториев, индивидуальных бесед, родительских собраний, консультируем, если есть такая необходимость, привлекаем к проведению мероприятий. Формы совместной работы, являющиеся наиболее значимыми и эффективными в организации - проведение мероприятий, так как совместная деятельность сплачивает, появляется возможность обсудить с детьми, сделать что-то совместно.
Согласна полностью с Вами, Ирина Александровна. Действительно одна из важных задач классного руководителя состоит в том, чтобы устранять и сглаживать противоречия между школьным и семейным воспитанием, способствовать сплочению семьи, взаимопониманию детей и родителей, созданию комфортных условий для развития ребенка в семье и школе. Эта задача наиболее успешно решается в процессе творческого сотрудничества педагога, воспитанников и их родителей, когда в действиях родителей и педагогов четко прослеживается единство требований, заинтересованность и понимание детей, их поступков.
Эффективность совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя зависит от соблюдения следующих условий:
1) положительный настрой участников на совместную работу, осознание ее цели и личностной значимости;
2) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
3) тактичность и ненавязчивость педагогического воздействия;
4) поддержание и укрепление родительского авторитета в глазах детей;
5) стремление педагога показать родителям лучшие качества их детей;
6) совместная деятельность. Реализация творческих проектов.
Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей, не должно быть тягостной обязанностью для каждой из участвующих сторон. Это время и место, где будут названы достижения каждого обучающегося, выявлены проблемы, совместно выработаны пути их решения.
Родители с интересом идут на собрание, зная, что их ждет сюрприз, приготовленный детьми, ученики ждут окончания собрания, т.к. родители подготовят творческий ответ. Совместное творчество объединяет детей, родителей и классного руководителя, делает их единомышленниками.
Собрание может быть, как родительским (на нем присутствуют только родители обучающихся), так и общим, когда в нем участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
На собрании обязательно ведется протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол, но каждое собрание должно иметь свою изюминку, позитивное окончание, которое заставит участников с нетерпением и интересом ждать следующей встречи.
На личном сайте на странице "Галерея" Вы можете увидеть примеры творческих работ родителей и детей моего класса: https://infourok.ru/user/maksimova-polina-alekseevna
Комментарий был изменен с момента создания (mpa19621910, пн, 22/05/2017 - 19:20).
Я с Вами согласна. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия учителя и родителей ставят одну общую цель - вырастить счастливым ребёнка, подготовить его к взрослой жизни конкурентноспособной личностью. При этом очень важно соблюдать простые правила:
1. Родитель и учитель делают одно общее дело, они партнёры в воспитании ребёнка
2. Никогда не обсуждайте ребёнка в присутствии других родителей. Помните: ребёнок для родителей всегда самый лучший.
3. Постоянно информируйте родителей об их ребёнке, о его успехах и достижениях
4. Привлекайте родителей к участию в школьной жизни
5. Установите доброжелательные отношения с родителями
6. Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах. Если не скажете, топроблема не разрешиться сама собой
Мы организуем работу с родителями в виде лекториев, индивидуальных бесед, родительских собраний, консультируем, если есть такая необходимость, привлекаем к проведению мероприятий. Формы совместной работы, являющиеся наиболее значимыми и эффективными в организации - проведение мероприятий, так как совместная деятельность сплачивает, появляется возможность обсудить с детьми, сделать что-то совместно.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
Изучение семей учащихся;
Педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
Индивидуальная работа с родителями;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.
Работа всех классных руководителей нашей школы по данным направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.
Были поставлены следующие задачи:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;
6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;
8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.
Для решения поставленных задач работа была организована в лицее по следующим направлениям:
психолого-педагогическое и информационное обеспечениеродителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие родителей в управлении лицеем;
изучение семей обучающихся.
В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы работы.
В МОУ "СОШ № 2 р.п. Дергачи" взаимодействию с родителями уделяется большое внимание. Родители - постоянные члены жюри всех внутришкольных конкурсов и соревнований, без родителей не обходится ежегодный фестиваль народной культуры "Мы россияне", родители - участники рейдов по школе с целью проверки состояния дневников, учебников, наличия школьной и спортивной формы и т.д. Даже на защиту проектов в рамках работы НОУ приглашаются родители. Каждую учебную четверть проходят общешкольные родиельские собрания, а классные - чаще.
Ежегодно в школе проходит конкурс "Семья года", этапы которого - конкурс стенгазет, семейных альбомов, спортивные состязания семей. Кроме того, каждый май, ко Дню семьи, проводим семейный спортивный праздник. В рамках Дней здоровья родители вместе с детьми сдают нормы ГТО.
Но, всё равно, проблем остаётся много: недопонимания между родителями и педагогами, между родителями внутри класса и т.д. Часто родители обращаются за помощью к педагогам, так как не могут влиять на своих повзрослевших детей.
Считаю, подобный форум может быть полезен как педагогам, так и родителям.
Для эффективной совместной деятельности администрации школы, детей, родителей и педагогов необходимо соблюдение условий:
1) положительный настрой участников на совместную работу, осознание ее цели и личностной значимости;
2) совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учетом из желаний и возможностей;
4) создание педагогами условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
5) тактичность и ненавязчивость педагогического воздействия;
6) поддержание и укрепление родительского авторитета в глазах детей;
7) стремление педагогов показать родителям лучшие качества их детей;
8) четкая общественно-педагогическая позиция администрации и классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.
Алгоритм взаимодействия «Школа – семья»
Школа
Семья
Информирует семью о планах работы
Оценивает влияние данной работы на детей
Раскрывает сложные проблемы
Определяет меру содействия их решению
Приглашает принять участие в чем-либо
Откликается на приглашение, участвует
Сообщает о необходимости помощи
Предлагает помощь, выдвигает предложения
Организует общее дело
Участвует в общих делах
Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей.
1. Изучение семей учащихся – для этого используем личные беседы с родителями, организуем посещение семей социальным педагогом и классными руководителями
2. Родительское собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. В нашей школе практикует 4 общешкольных собрания, которые продолжаются классными родительскими собраниями.
3.Познавательная деятельность:
– общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
– открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
– праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т.д.);
4. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, благоустройство и озеленению пришкольной территории.
Некоторые родители считают, что учит детей школа, а самим им некогда. Но успехи ребёнка во многом зависят от того, как налажен диалог между учителями и семьёй.
В основу совместной деятельности семьи и нашей школы заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.
Родительские собрания до недавнего времени были единственным способом связи школы с семьёй ученика. Несмотря на появление телефонов и социальных сетей, этот вариант взаимодействия не перестаёт быть актуальным: обмениваться сообщениями хорошо, но обсудить проблемы в личном общении тоже необходимо.
Ничто так не объединяет семью и школу, как праздники и мероприятия, не связанные напрямую с учёбой. Конечно, речь идёт не о том, чтобы мамы с папами привели своего ребенка на школьную ёлку и подождали в коридоре, пока праздник закончится. Как и в случае с родительским собранием, родители должны чувствовать свою значимость в достижении результатов и иметь возможность проявить свои способности.
Комментарий был изменен с момента создания (andrejlesnov, пн, 22/05/2017 - 10:33).
Всё начинается с семьи. Ни для кого не секрет, что всему хорошему и плохому в нас мы обязаны, в первую очередь, своей семье. Известно, что воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и для семьи, и для страны в целом.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия, для достижения более высоких результатов.
Напомню , что основными функциями работы образовательного учреждения с родителями являются:
Изучение семьи
Информирование родителей (информирование о разных аспектах жизнедеятельности учреждения, о проблемах образования в целом).
Просвещение родителей (цель психолого-педагогического просвещения родителей – формирование оптимальной родительской позиции).
Обучение родителей.
Консультирование родителей и поддержка семьи.
Совместная деятельность (участие в мероприятиях, праздниках; помощь в организации социально-развивающей среды; привлечение к оценке и контролю за деятельностью школы; совместное решение организационно-режимных вопросов; совместное (коллективное) планирование жизни класса, школы).
Таким образом, одна из главных задач педагогов и воспитателей - это создание условий для развития отношений в семье.
Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.
Уважаемые педагоги и воспитатели! Как вы организуете работу с родителями и какие формы совместной работы являются наиболее значимыми и эффективными в организации!
Уважаемые родители! Что для вас является актуальным в совместной работе с педагогами для решения главной задачи - воспитание и развитие личности собственного ребенка!