Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Пшонко В.А. Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»

Автор: 
Пшонко Валентина Алексеевна
Место работы: 
учитель физики I квалификационной категории, МОУ «Кандатская средняя общеобразовательная школа» Красноярский край Тюхтетский район

 

Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»


При планировании данного урока я учитывала особенности памяти, внимания, мышления 12-летних детей, в частности то, что:

  • у детей данного возраста появляется логическое мышление;
  • становится осмысленным восприятие, т.е. проявляется обобщенность, категориальность его;
  • появляется рефлексия познавательной деятельности.

Тип урока – комбинированный. Этот тип урока был выбран мною для того, чтобы актуализировать полученные ранее знания детей и объяснить новый материал.

На уроке были поставлены следующие цели:

1.Сформировать понятие инерция;
2.Учить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
3.Подготовить учащихся к восприятию 1 закона Ньютона;
4.Развивать логическое мышление, культуру речи.

На уроке были  использованы такие методы обучения:

1. Методы получения новых знаний:
-объяснение;
-организация наблюдения;
-демонстрация;

2. Метод выработки учебных умений:
-тест;

3. Методы актуализации знаний:
-беседа;
-повторение;

4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-создание ситуаций успеха в обучении;
-формирование готовности восприятия учебного материала;
-предъявление учебных требований;

5. Методы контроля:
-наблюдение за учебной работой учащихся;
-устный фронтальный опрос.

При выборе этих методов были учтены особенности содержания урока: объяснение нового материала и актуализация полученных ранее знаний.
Структура урока (организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся, объяснение нового материала, формирование умений и навыков учащихся, домашнее задание, подведение итогов) была выбрана в соответствии с целями и типом урока.

Этапы выражены. Присутствовали поэтапное обобщение и плавные переходы к новым этапам.

Экономия времени на уроке осуществлялась разумно. Домашнее задание было дано во время, прокомментировано. Итоги были подведены, оценки выставлены объективно, прокомментированы.
Цели были реализованы: дети познакомились с новой темой, вспомнили все изученное ранее о механическом движении, научились объяснять явление инерции. Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и при этом избежать перегрузки учащихся.
Вообще, работоспособность всего класса осуществлялась за счет повышенного интереса учащихся к материалу.
Высокая психологическая атмосфера в классе обеспечивалась за счет доброжелательного тона. Он звучал в голосе учителя и в голосах учеников.

Причины успехов данного урока заключаются в доступности материала и интереса учащихся к предмету.

Также следует отметить важную роль в применении информационно-коммуникативных технологий и ЦОР на уроке:

  • во-первых, привлечение внимания детей к предмету и, непосредственно, к теме урока;
  • во-вторых, информационно-коммуникативные технологии и ЦОР позволяют учителю развивать умения и навыки  применения новых знаний детьми;
  • в-третьих, информационно-коммуникативные технологии и ЦОР  позволяют существенно расширить формы работы на уроке.

Из данного урока на будущее можно сделать следующие выводы:

  • необходимо поддерживать в учащихся интерес к важному для них предмету;
  • следует чаще использовать информационно-коммуникативные технологии и ЦОР на уроках;
  • новый материал дети лучше воспринимают, если использован метод организации наблюдения.

 

Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе

Цели: 1) сформировать понятие инерции
2) учить умению находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
3) подготовить учащихся к восприятию I закона Ньютона;
4)развивать логическое мышление, культуру речи.

Оборудование: прибор для демонстрации законов механики на воздушной подушке, воздуходувка желоб, шар листы бумаги, молоток, рубанок, стакан, 2 ореха, репродукция картины ВЕ Перова «Тройка», разборный
деревянный молоток.

Ход урока
1. Вступление. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
 Притрагивайтесь к родникам —
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так и все — не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
II. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.
Провожу фронтальный опрос по вопросам: что такое механическое движение? Какие физические величины характеризуют механическое движение? Какое движение называют равномерным и прямолинейным?

Подборка вопросов и заданий "Механическое движение и его относительность
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eb872ba-e2f8-4c37-b938-a692297f6f19/7_36.swf

Затем  проецирую кодограмму (рис. 1) и предлагаю предположить, что автомашина движется равномерно и прямолинейно.

 

На кодопленку перед машиной помещаю изображение камня. Спрашиваю: Что произойдет с цыпленком, если автомашина встретит на пути препятствие?»

1. Движение по инерции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4276d23-978f-9094-be33-0aaf46810ed5/00144676369483595.htm

 

При обсуждении этого ввожу понятие инерции (определение) и приглашаю совершить путешествие в страну «Инерция».

III. Изучение нового материала.
Итак, мы начнем наше путешествие с посещения научного центра страны « Инерция».

2. Инерция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf

Я — магистр точных наук и приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит выяснить при каком условии тела движутся. Посмотрите на платформу, находящуюся на столе. Она находится и состоянии покоя. Действую на платформу рукой. Что происходит? Перестаю действовать. Что вы наблюдаете? Так при каком же условии движется тело?

Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
— Рад за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IУ в. до н.э. (Проецируется кодограмма с портретом Аристотеля и его Высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»)

— Утверждения Аристотеля согласуются с повседневным опытом- Посмотрите на  репродукцию картины ВЕ Перова «Тройка».. Как бы вы прокомментировали происходящее с точки зрения Аристотеля? Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. В ХYII в. гениальный итальянский ученый Галилео Галилей, используя опыт как способ получения знаний, пришел к иному суждению. Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. давайте и мы сделаем то же- (демонстрирует: шар скатывается, продолжает движение, но вскоре останавливается.) Почему? Уменьшим трение, и шар катится дальше. А если бы трения не было совсем, то как бы тогда двигался шар?

У ч е н и к. Шар совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).
— Именно такое предположение высказал Галилей в ХYII в. Отметим это в путевых заметках (рис. 2).

 

4. Видеоролик "Инерция покоя
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%ED%E5%F0%F6%E8%FF&context=
current&interface=pupil&class%5B%5D=49&subject%5B%5D=30

Сейчас мы будем наблюдать за движением тела при отсутствии трения. Перед вами прибор, который позволит сделать это. В трубе прямоугольного сечения просверлено множество отверстий, через которые с помощью воздуходувки подается поток воздуха. Он создает воздушную прослойку (подушку) и приподнимает над поверхностью трубы находящиеся на ней тела. Таким образом устраняется трение. Я включу воздуходувку, сообщу платформе скорость, а вы наблюдайте за ее движением. (демонстрирует: платформа непрерывно движется между двумя упорами, находящимися на концах трубы). Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения. Что вы можете сказать о скорости тел, если на них не действуют другие тела?

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела движется с постоянной скоростью.
— Умник! Именно так Галилей сформулировал закон инерции. Отметим это в путевых заметках.
Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие. Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 37) определение инерции.
Давайте подведем теперь итоги работы в научном центре, дополните мои предложения:
• Инерция — это……
• Первым ввел Понятие инерции ,. в ХУII в…...
• Если бы не было трения. то шар в опыте Галилея двигался бы…..

IУ. Развитие знаний при решения творческих задач. Продолжим наше Путешествие. Давайте поедем на автомобиле. (демонстрируется видеосюжет. На экране телевизора появляется девочка  на фоне автомобиля и говорит: «Всем привет. Меня зовут Саша, Я учусь в 6 классе. Мы с папой часто ездим на машине к бабушке в деревню. Я люблю ездить на переднем сиденье. Когда я оказываюсь на своем любимом месте, я пристегиваюсь ремнем безопасности и чувствую себя уверенно, комфортно». Как вы думаете, почему Саны пользуется ремнем безопасности?

Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров вовремя поездки в автомобиле. Представьте, что я — водитель. Я:
• резко трогаюсь с места.
• поворачиваю направо,
• поворачиваю налево,
• резко торможу.

Проанализируем, что произошло бы в этих случаях (Учащиеся подводятся к выводу: инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или ее направление, В путевых заметках делается запись,)
— Теперь заглянем в столярную мастерскую. (Надевает рабочий фартук.) Я — столяр. Предлагаю вам изготовить киянку. Это деревянный молоток, который используют для обработки древесины. Возьмите его детали и насадите молоток на рукоятку. Молодцы! Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция».
Ребята! Во время работы у моего рубанка затупился резец. Как извлечь его из колодки? Кто может проделать ту операцию и объяснить происходящее? Рассмотрите рисунок на с. 38 вашего учебника, возможно, там вы найдете подсказку.
Как видите, явление инерции помогло нам подготовить для работы инструменты. Я думаю, в жизни полученные знания обязательно вам пригодятся. А сейчас я приглашаю вас посетить музей вместе с героями мультфильма «Ну, погоди!» При просмотре мультфильма, заметив проявление инерции, надо крикнуть: «Стоп-кадр!» — встать и пояснить происходящее, (демонстрируется 12-й выпуск мультфильма

«Ну, погоди!» — в музее.)

У. Закрепление знаний.
Недавно в стране «Инерция» побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. (демонстрируется кодограмма — рис. 3.) Какие ошибки допустил Незнайка?

 

 

УI. Проверка знаний.
Мы покидаем страну «Инерция», но на выходе нас ждет испытание. (Звучит музыка. Идет самостоятельная работа учащихся.)
Тест к уроку "Инерция"

Проверяет усвоение учебного материала
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b044a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

YII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Наше путешествие в страну «Инерция» завершается. Подведем итог.
А теперь я покажу вам еще опыт. В одной руке я держу стакан и 2 ореха и хочу забросить орехи в стакан. (демонстрирует. Опыт не удается.) Ребята! Предлагаю вам проделать этот опыт дома и объяснить происходящее с использованием термина «инерция». Но сначала прочитайте § 17. Желаю успехов!

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

На: Пшонко В.А. Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»


Здравствуйте, Валентина Алексеевна. Мне очень понравился Ваш урок. Удачно подобраны ресурсы. В данный момент я обучаюсь на дистанционных курсах "Использование ЭОР в образовательной деятельности". Ваш урок мне помог при написании зачетной работы. Спасибо!



Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн