В обсудении новостного блока за 7 июля завязалась интересная, на мой взглад, дискуссия.
Началось с читаты из блога Б.Бим-Бада, где он привел слова психолога В.Рослова: "Первостепенной ценностью нашего школьного воспитания является послушание. "Хороший ученик" – это, прежде всего, послушный ученик. Послушные люди востребованы обществом, государством. Они нужны и школе. С послушными легче жить. Пусть эти «послушники» не хватают звёзд. Пусть их творческий потенциал развивается в ограниченных рамках. Не они обеспечивают прогресс общественного развития. Но они не «треплют» нервов. Они не бегают и не прыгают, где им ни заблагорассудится… Они не задают трудных, не разрешимых для учителя, вопросов, не создают для взрослых дядей и тётей каждодневных проблем, не вызывают у них головных болей и повышения давления. На воспитание именно таких паинек и настроена наша школа.
И лучшим признаётся тот учитель, у которого ученики ведут себя наиболее послушно."
Начало обсуждения можно увидеть здесь [#49863]. Приглашаю продолжить обсуждение, в более привычном формате форума для чего копирую два последних поста:
Представляете, что должна испытывать Муза, когда ее заставляют быть послушной?
Мне кажется, все дело в сложившейся системе. Системе образования, системе воспитания и т.д.
Любая система дает положительный результат, только если все ее элементы работают в соответствии с определенными соглашениями, как было задумано. Допустимые отклонения, естественно, есть всегда. И они хороши,когда разумны. Солдаты в армии ходят строем и выполняют команды, и это хорошо, потому что это в том числе обеспечивает положительный результат функционирования системы. Ученики послушно выполняют указания учителя и поднимают руку, желая выразить желание что-то сказать. И это НОРМАЛЬНО. Это игра по правилам. Ничье достоинство от этого не страдает. Мы так себя ведем, потому что мы так договорились и приняли условия игры. И мы понимаем, что только выполнение соглашений обеспечит нам положительный результат и достижение нашей цели.
Другое дело, если какие-то элементы системы начинают нарушать соглашения и правила. Учитель, врач или командир, указанию которого нельзя доверять, - это несоответствующий системе элемент. Конечно, поведение элемента ассоциируется со всей системой, но надо уметь отличать плохое от хорошего. Плоха не система, предполагающая доверие и послушание ученика, а плох учитель, которому нельзя доверять.
Характер соглашений в системах образования разный. Восточные системы предполагают абсолютное послушание и жесткое обращение с учениками. Западные - напротив, допускают максимально раскованнное поведение учащихся и сверхлояльное с ними обращение. Надо понять, какой должна быть вся система, а не только отдельный ее элемент. Наша отечественная система образования предполагала осознанное послушание ученика. И была лучшей в мире.
Внедрять элементы одной системы в другую, наверное, следует осторожно. Как бы ни была хороша шестеренка в одной машине, в другую она может никак не подойти.
Я думаю, в нашей системе образования разрешение стоять во время урока на голове и слушать рев в наушниках вместо объяснения учителя может дать несколько иной результат, чем, например, в американской школе.
С уважением, Иванчева Н.А.
Комментарий был изменен с момента создания (Александра Серова, Sat, 01/08/2009 - 13:23).
Все, что касается системы и принятых правил - абсолютно согласна! просто нечего возразить, - да в этом случае и не хочется возражать. Меня задевает, когда послушность есть единственный (или главный) критерий оценки "хорошести" ученика. Может быть, если учитель смог добиться послушания (повиновения? сотрудничества? принятия правил?) от всех своих учеников, он и вправду хороший учитель. Но вот "хороший ученик=послушный ученик"? Сомневаюсь.
Тем более, когда мы говорим о нашем образовании как о лучшем в мире, тоже нужно добавлять: лучшем в смысле эффективном, лучшем для нашей страны, для нашей системы, для того-этого времени, для науки или производства.... Т.е., наверно, не бывает образования лучшего для всех вообще, на все времена - в полном согласии с принципом действия системы.
Потому что вносить "новые шестеренки" в сложившуюся систему заставляет даже не сравнение с другими системами или тренд в сторону западных свобод. Дети индиго - это не миф, это свершившийся факт. Мне очень часто приходится слышать от знакомых работников детского сада (так просто сложилось, что они входят в ближний круг общения) - воспитателей очень хороших, с огромным опытом работы, любимых детьми и пользующихся авторитетом у родителей - так вот, они жалуются: какие стали тяжелые дети! раньше с группой в тридацать человек было легче, чем с десятью теперешними, не слушающимися, во вем своевольными, не желающими ходить строем... Даже сделав скидку на то, что раньше просто была молодость и трава зеленее, и солнце ярче - приходится признать, что таких детей все больше. Для них нет "правил априори"; есть праила, которые они приняли или создали сами... А мы ждем, что, переступив порог школы, они автоматически станут учениками, т.е впишутся в НАШУ систему, примут НАШИ правила - умные, хорошие, отработанные и эффективные - но НЕ ИХ. Наша проблема в том, что мы не умеем договариваться и делать послушными таких детей. Пока чаще всего их просто ломают...
Спасибо, Наталья Александровна, что позволили мне подробнее подумать про это и яснее сформулировать...
Теперь понятно. Просто никогда не сталкивалась с тем, что хороший - это тот, который просто послушный. От нас всегда требовали еще и некоторые знания предмета. Конечно, Вы правы во всем, кроме одного, моя фамилия пишется без "и" посередине и на этом, извините, я буду настаивать.
А что значит послушный ученик- тот кто не нарушает дисциплину или тот кто слушает учителя и отвечает? У меня были примеры, когда ученики могли отвлекаться, но при опросе домашнего задания повторяли почти слово в слово, то что я рассказывала на уроке. С другой стороны у ученика по 5-6 уроков и высидеть спокойно все уроке не возможно, а мы знаем, что у всех учеников разные психические особенности. Есть учащиеся не отличающиеся примерным поведением, но могут знать предмет на отличную оценку.
Я соглавная с мнение Ольги Николаевны Донцовой. Ученики все разные, темперамент у каждого человека (и ребенка!) свой. Кто-то настолько активен, что готов выдавать дже неправильные отчвеы, лишь бы высказаться. К тому же сейчас так часто говорят про гиперактивных детей, которым трудно и сидеть на одном месте, и сдерживатся, когда хочется сказать что-то по теме и без. У меня есть такой ребенок в клсассе. Нужно отметить, что часто именно он диктует правила поведения на уроке остальным детям (отвлекает их, разоваривает). Ему я часто даю самостоятельны задания. Это очень помогает.
С другой стороны, когда у меня начались подобные проблемы с дисциплиной, я представила, что все дети сидят "как по струнке" ходят, не мусорят, не кричат на уроках и в коридоре, все учат, слушают выполняют, и ... ужаснулась. Получаются не дети, а роботы. :) И все же нужно ребенка сначала усмирить, а потом научить. Хоть не долго, но все-таки работая в школе я поняла, что это проблема не только нашей школы (моих уроков), но и государства. Дети не знают элементарной культуры поведения (не тольо на уроке). Порой хочется кричать родителям: "Да, я их учу, но и вы ОБЯЗАНЫ их учить!"
Я считаю,что хороший ученик это не всегда послушный ученик. Иногда послушный ученик- жуткая посредственность. С ним не всегда интересно, хотя его исполнительность облегчает жизнь. Но скоро это может стать очень скучным. А вот "живчики" часто бывают творческими, интересными, они заставляют "расти учителя", не находиться в болоте Спокойствия.
С Денисовой А. А. я абсолютно согласна. По своему опыту знаю, что есть дети очень неусидчивые, подвижные, поэтому с поведением у них проблемы. Но память хорошая. Они успевают и своими делами заниматься, и слушать, легко пересказывают, что рассказал учитель, хотя на первый взгляд вроде и не слушал. Когда дети заканчивают школу, то большего добиваются именно те кто не был послушным учеником в школе. Потому что они мобильны и легко приспосабливаются, их ум более изворотлив.
В обсудении новостного блока за 7 июля завязалась интересная, на мой взглад, дискуссия.
Началось с читаты из блога Б.Бим-Бада, где он привел слова психолога В.Рослова: "Первостепенной ценностью нашего школьного воспитания является послушание. "Хороший ученик" – это, прежде всего, послушный ученик. Послушные люди востребованы обществом, государством. Они нужны и школе. С послушными легче жить. Пусть эти «послушники» не хватают звёзд. Пусть их творческий потенциал развивается в ограниченных рамках. Не они обеспечивают прогресс общественного развития. Но они не «треплют» нервов. Они не бегают и не прыгают, где им ни заблагорассудится… Они не задают трудных, не разрешимых для учителя, вопросов, не создают для взрослых дядей и тётей каждодневных проблем, не вызывают у них головных болей и повышения давления. На воспитание именно таких паинек и настроена наша школа.
И лучшим признаётся тот учитель, у которого ученики ведут себя наиболее послушно."
Начало обсуждения можно увидеть здесь [#49863]. Приглашаю продолжить обсуждение, в более привычном формате форума для чего копирую два последних поста: