Автор:
Долгачева Елена Аркадьевна
Место работы:
учитель истории, обществознания и краеведения Малоярославецкий район Калужская область
Возможности ИКТ в исследовательской деятельности школьника
На современном этапе развития образования невозможно не использовать информационно-коммуникационные технологии. ИКТ позволяют привлечь широкую базу исторических источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках истории и краеведения.
Используя ИКТ на уроках истории и краеведения, решаются следующие задачи:
- стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- придать обучению творческий, проблемный, исследовательский характер;
- способствовать обновлению содержательной стороны предмета;
- развивать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Организация работы на уроках с использованием ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности компьютерной техникой школы и кабинета. Для плодотворной работы в этом направлении хорошо, если в кабинете есть персональный компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска и сетевой доступ в Интернет. С их помощью я организую такие формы работы, как: уроки изучения нового материала с использованием фоно- и фотодокументов, кинохроник, карт, диаграмм и т.д.; закрепление изученного материала; проведение опроса и контроля знаний учащихся; защита учащимися творческих работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время – подготовка учащихся к олимпиадам, создание презентаций к творческим работам, работа с историческими источниками в Интернете.
На современном этапе развития учащимся необходим навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. С целью реализации данных подходов наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень тесно связан с Интернет - технологиями.
Проектная деятельность является в настоящее время одной из перспективных технологий в образовании. Она позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью компьютерных технологий.
В первую очередь исследовательская деятельность на основе ИКТ используется на уроках. Например, в 11 классе урок по теме «Гражданская война в России: противоборствующие силы». На реализацию проекта ушло 10 дней. После того как была поставлена проблема: захват большевиками власти в октябре 1917 года вызвал несогласие различных общественных сил, что привело к столкновению различных позиций и появлению альтернативных путей развития; класс разделился на три группы, были определены последовательные шаги реализации проекта, направленные на поиск доказательств особенностей «своего» движения: 1. Собрать информацию. 2. Оформить презентацию. 3. Подготовить защиту презентации. 4. Написать эссе: «Если бы «наше» движение одержало победу в гражданской войне…». 5. Подготовить вопросы противостоящим силам. Каждая группа результаты поиска оформила в виде презентации и защиты своего движения. Данный проект можно отнести не только к исследовательским, но и ролевым, так как учащиеся выступали от имени исторических персонажей и реальной социальной силы гражданской войны. Проделав большую поисковую работу, одиннадцатиклассники не только сумели выстроить материал и защитить позиции своего движения, но и проникнуться духом той эпохи, используя стихи, песни, плакаты гражданской войны, используя в первую очередь источники Интернета.
Данная форма урока возможна не только в старших классах. В 5 классе ролевой проект-исследование был проведен по теме «В театре». Проект средней продолжительности (10-14 дней), интегрированный, групповой, цель – подготовить как можно более полную характеристику древнегреческого (1 группа) и современного (2 группа) театра. Также были поставлены задачи: изготовить билеты, афиши, декорации, маски и костюмы, представить небольшой спектакль, подготовить слайды для презентации. Результатом данной работы стал урок – представление выполненной работы. В данном случае на учителя и родителей ложится роль координаторов данной работы для направления и оказания помощи пятиклассникам в организации работы с ресурсами Интернета и другими источниками информации, создании слайдов презентации. В ходе осуществления проекта в старших классах учитель выполняет роль консультанта деятельности учащихся.
Конечно, подготовка к такому уроку со стороны и учителя и учащихся занимает гораздо больше времени, чем обычно. Но здесь есть несомненные плюсы – проект с использованием ИКТ позволяет погрузиться в тему, вызывает у детей интерес, даже некий азарт в получении новой информации, в первую очередь он ориентирован на самостоятельную подготовку учащихся и, естественно, результативнее. Постоянное использование исследовательских проектов на уроках невозможно, в первую очередь необходимо учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие источников информации и многое другое. Более полноценное использование исследовательской деятельности возможно в курсах по выбору и внеурочной деятельности.
Информационные технологии стали основой для реализации внеурочного информационного проекта «Краеведческий туризм». Целью данного проекта является не только активная экскурсионная деятельность учащихся, но главное - просветительская работа среди школьников. Собирая информацию по истории Калужского края, дети её анализируют, обобщают и представляют для широкой аудитории через ежемесячную печатную газету «Вестник краеведа», устные журналы, конкурсы и викторины об историческом прошлом нашего края и наших земляках. Обучение с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Экскурсионная деятельность является дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, нравственности, в целом гармоничного развития. в этом случае информационные технологии дают возможность совершать виртуальные экскурсии и ярко, наглядно представлять результаты деятельности.
Исследовательская деятельность с учащимися по истории и краеведению несет в себе большой воспитательный потенциал. Например, проект для учащихся 5 класса «Георгиевская ленточка», реализованный ко Дню Победы, открыл для многих участников проекта неизвестные страницы семейного архива. Позволил им по-новому взглянуть на своих прабабушек и прадедушек, приблизил к ним события Великой Отечественной войны. Индивидуальный проект, главной целью которого мы считаем сохранение памяти о людях, прошедших Великую Отечественную войну. Перед пятиклассниками была поставлена задача – собрать и оформить в виде электронного слайда информацию о своих родных, участвовавших в войне. Вся собранная информация была оформлена в виде презентации. Также учениками было подготовлено поздравление для ветеранов в форме концерта, поздравительных открыток и цветов.
Проект «История города в его гербе» рассчитан на учащихся 8-9 классов, межпредметный (история, краеведение, изо и технология), продолжительность проекта – средней длительности. Учащимися были изучены изображения гербов городов Калужской области. Исследуя символику герба, учащиеся изучали важнейшие исторические события, связанные с прошлым города, в контексте истории всей страны. Используя различные ресурсы и исторические источники, учащиеся составляли геральдические описания и рисунки гербов. Затем из природных материалов был выполнен сам герб. Для выполнения проекта учащиеся были разбиты на группы. В ходе работы над проектом обозначилось ещё одно направление для исследования, которое вылилось в индивидуальную исследовательскую работу «Гербы Малоярославецкого края и его история». Результаты проектной деятельности были представлены в виде VCT – проекта, выставки гербов из природного материала «Моя малая родина», устного журнал для младших школьников, исследовательской работе «Гербы Малоярославецкого края и его история».
Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ старшеклассников, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. Как правило, материалы проведенных исследований используются не только для участия в конкурсах и конференциях, но и проведения внеурочных мероприятий с учащимися школы.
Проект «Гербы Малоярославецкого края Проект: «Точки соприкосновения в биографиях
и его история» и научной деятельности Д.И. Менделеева и
Цель: рассмотреть историю города К.Э. Циолковского»
Малоярославца с помощью геральдического Цель: выявить взаимосвязь между основными
языка. этапами жизни и научной деятельностью
Реализация: областная краеведческая двух ученых, на их примере показать значение
конференция памяти А.Д. Юдина. личности ученого в истории.
Реализация: Всероссийский конкурс
исследовательских работ учащихся им. Д.И. Менделеева
Эффективность использования современных образовательных технологий вполне очевидна. Внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Учащиеся с интересом обучаются на уроках, сами включаются в подготовку информационных материалов на цифровой основе.
|