Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 53», г. Магнитогорск Челябинская обл.
Я и компьютер. История взаимоотношений
1. Движение вперед из прошлого
В школе я работаю давно, у меня педагогический стаж 37 лет. И все эти годы я учу детей и учусь сама. Для меня всегда примером был мой отец, который получал свое третье высшее образование в знаменитой «Плешке», когда я уже заканчивала пединститут. На всю жизнь я запомнила его слова: «Интересно только с интересными людьми, а значит – учись, читай, думай». Самое сложное, но и самое главное в работе учителя – это общение с ребятами в учебной деятельности и во внеурочное время. Споры, разногласия, компромиссы, стремление к взаимопониманию, поиски и маленькие открытия – вот основа нашей дружбы. Но лет пять назад я заметила, что ребята от меня «убежали» куда-то вперед. Компьютеры, программы, сайты, файлы, гигабайты, глобальная сеть, «юзеры», «флэшки», «мыло» - это был их новый мир, из которого я, учительница литературы, просто выпала, стала для них вчерашним днем. Это сегодня могу признаться, что я благодарна своим ученикам за то, что они заставили меня освоить компьютер. А тогда, пять лет назад, мне было не до смеха: я не могла позволить себе остаться в «каменном» веке. Именно так говорили свысока мои ученики. Весной, ко дню рождения, муж подарил мне компьютер, ноутбук, как я просила. И началось мое «хождение по мукам».
2. «Хождение по мукам»
Начало. Несколько уроков по работе с компьютером мне дал сосед - студент. А еще я купила учебники по информатике, самоучитель А.Жугина, книги А.Левина, обложилась ими и начала работать – у меня впереди было целое лето. Выход в Интернет стал настоящим прорывом в ту информацию, которая помогла мне освоить «машину». Вот адреса некоторых сайтов, которые я использовала: Лига образования http://eleague.ru Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках http://www.klyksa.net . Еще я благодарна моим коллегам-учителям информатики. Молодые, увлеченные, они и меня заражали своей энергией. Достаточно было прийти к ним в кабинет, где практический показ тех или иных операций снимал все трудности в моем (иногда очень медленном) постижении «умной машины». Я и теперь в этот кабинет часто забегаю с вопросами, а в ответ предлагаю свою помощь в качестве корректора при создании очередной информации на наш школьный сайт.
3. Встреча с «КМ-Школой»
В свое время мои ученики восторженно отзывались об энциклопедии Кирилла и Мефодия. Я тоже захотела узнать о ней побольше. Так состоялась моя встреча с «КМ. RU», с их обучающими программами. Я тут же выписала все виртуальные уроки и репетиторы по своему предмету, а главное – диск «Интенсивный курс обучения Windows XP». Я была счастлива! Тогда, четыре года назад, это было так ново, так необычно. Я приносила в школу свой ноутбук, ставила на стол стул, сверху – компьютер, и мы с ребятами на уроках стали работать гораздо интереснее. Наше общение стало другим: мы обменивались интересной информацией не только о литературе, но и о жизни, о мире, о компьютерах и программах. Мне помогла информация с сайтов:
- http://www.nmg.ru
- Библиотека Максима Машкова http://lib.ru .
- Электронные энциклопедии http://www.academi.it.ru
Я восстановила свой пошатнувшийся учительский авторитет
4. Моя гимназия – почва для саморазвития
А потом мы первыми в школе получили в кабинет литературы «Рабочее место учителя» (ноутбук, сканер, принтер, проектор). Это было здорово, это был стимул к дальнейшим поискам новых форм и методов учебной деятельности. Мы с ребятами понимали, что это некий аванс на будущие наши успехи в учебе и во внеурочной работе. Я работаю в гимназии, коллектив которой под руководством кандидата педагогических наук Попиковой Натальи Юрьевны получил сначала Губернаторский грант, а затем и Президентский. Для гимназии приобрели столько техники, оборудования. И этой новой техникой нужно было овладевать, а значит снова учиться. Здесь помогла информация с Интернета с сайтов:
- http://www.eidos.ru/journal Интернет-журнал «Эйдос». Модернизация образования. Дистанционное образование. Эвристическое образование.
- http://www.edunews.ru
- http://www.metodika.ru
- http://ege.edu.ru
5. Поиски и сомнения
Очень скоро пришло понимание того, что нужны другие формы и методы работы, другие уроки. Раздумья и поиски не пугали, потому что я самоуверенно считала, что, работая с компьютером, с Интернетом, получила почти неограниченные возможности для организации учебного процесса по-новому. Но появились вопросы и сомнения: все ли я делаю правильно? Насколько эффективно? Не упускаю ли чего-то важного в своей работе? Остро ощутила необходимость сравнить свою работу с работами коллег. На том же сайте «КМ.RU» я нашла информацию о «Сети творческих учителей» (http://www.it-n.ru), из которой рассылки получаю третий год, а значит имею возможность повышать свой профессиональный уровень, сопоставлять свою работу с тем, что делают мои коллеги. От самоуверенности мало что осталось: пришло понимание того, что работать нужно еще больше, а что учиться нужно непрерывно – это аксиома нынешнего времени. В прошлом году я была на курсах в ММЦ по освоению ПК. Эти две недели интенсивной практики под руководством опытных преподавателей помогли мне лучше понять, особенности каких компьютерных программ в моей учительской деятельности наиболее приемлемы: Microsoft Office (2007) Word, Power Point, Excel, Publisher, One Note. Но это совсем не значит, что я этими программами в совершенстве овладела. Этот процесс обучения для меня оказывается совсем не таким быстрым, как мне хотелось бы.
6. В класс с новыми знаниями
Постепенно прошел восторг от первого знакомства с виртуальными уроками, которые оказались такими неравнозначными по глубине информации, отбору иллюстративного материала. Иногда в этих уроках мне не хватало опорных схем, таблиц, просто фрагментов фильмов.
Я стала подбирать медиатеку: какие-то диски покупала, что-то «качала» из Интернета, помогали ребята, которые работают на компьютере запросто. Вновь помогли материалы с сайтов:
- Музеи России. Музеи мира http://www.museum.ru
- Шедевры живописи и информация о наиболее известных именах в истории http://vshapes.bip.ru
- Виртуальная картинная галерея Алексея Петрова. Особенность сайта – сопровождение просмотра музыкой, удачно подобранной http://petrov-gallery.narod.ru
- Библиотека изобразительных искусств http://www.artlib.ru
- http://www.periodicvideos.com
На сайте «КМ-Школа» я узнала о дистанционных курсах «Использование ИПП «КМ-Школа» в учебном процессе».
Снова училась, выполняла контрольные, получала консультации, вспомогательные методические материалы. Теперь хочу попробовать внести изменения и дополнения в виртуальные уроки. Это мне нужно прежде всего для того, чтобы вызвать у ребят интерес к урокам литературы, а значит и к чтению. Сегодня у учащихся есть счастливая возможность открыть и почитать любую книгу на компьютере. В кабинете мы организовали стенд «Литературные ресурсы Интернета»:
- Русская справочная библиотека – специализированная поисковая система. www.openweb.ru/windows/stepanov/library.htm
- «Кладовка» - коллекция ссылок. Подборка ссылок на сайты, публикующие научно-фантастическую литературу и литературу в стиле фэнтези. http://sci-fi.hut.ru/
- «Букинист» - поисковая система- система поиска книг и других электронных текстов, имеющихся в свободном доступе в Интернете. Описание языка запросов. http://bukinist.agava.ru, что привлекло внимание ребят с самыми разными «книжными» пристрастиями: классика, научно-фантастическая литература, произведения начинающих авторов, литература в стиле «фэнтези», конкурсы любителей коллективного творчества и сетевой литературы. Обмен мнениями о прочитанном, споры, критика того или иного произведения из сети стали для нас той литературной средой, в которой мы пытаемся представить объективную (на наш взгляд!) картину современной литературы.
А как много материала можно взять из Интернета для внеклассной воспитательной работы. Знаете, как мои ребята откликнулись на акцию «Георгиевская ленточка», проводимую впервые к 60летию Победы?! Мы прочитали в Интернете все об этой акции, были первыми ее пропагандистами и в школе, и в городе. А новые интерактивные материалы о войне с сайта стали предметом бурных обсуждений трудного пути к Победе. И ленточки наши первые были сделаны на компьютере, из бумаги. Но это ничуть не умаляло вдохновенного единения, которое мы с ребятами ощутили в эти памятные дни.
7. Некоторые успехи и снова сомнения
Сегодня с высоты некоего опыта я могу констатировать, что мой путь к компьютеру и Интернету вписался в процесс модернизации образования. Компьютеры, программное обеспечение, содержательное наполнение – это основа информатизации образования. Я теперь это четко для себя определила, а когда-то эти три составляющие я постигала на уровне интуиции, методом «тыка», методом проб и ошибок. Эффективность работы на компьютере и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Я даже поделилась своим проектом с коллегами. (http://www.zavuch.info). А еще приняла участие в общественно-государственной экспертизе учебников и не удержалась от критики одного учебника литературы для 10 класса и похвалы другому. (http://www.fsu-expert.ru). Отмечая сегодня неоспоримый эффект от информатизации образования, я позволю себе высказать некоторые опасения, возникшие в ходе сегодняшней моей работы. Для себя я сформулировала это так:
- возникла проблема информационной перегруженности учащихся;
- проблема ориентировки в избыточном количестве информации;
- темп приращения знаний стремителен, а возможности усвоения ограничены не только у учащихся, у любого человека.
Во всем этом есть некое противоречие. Отчасти его может разрешить форма дистанционного обучения. Свое отношение к дистанционному обучению высказали на форуме учителя и учащиеся нашей гимназии.
Не смогла удержаться от полемики с некими юными максималистами, которые восторженно высказали свое понимание ДО: в нем не нужен учитель. Но все ли учащиеся по своим личностным качествам, силе воли и характера способны самостоятельно организовать свою учебную деятельность? Так мы определили то, что на сегодняшний день является актуальным: развитие саморегуляции и самообразования. Об этом сказано и в новом Проекте образования. (Российские общеобразовательные порталы: http://www.alleng.ru/edu/school.htm ).
И еще есть одно, что меня тревожит как учителя литературы, и что могу определить пока на уровне ощущений: не произойдет ли распыление, рассеивание по глобальной сети того бесценного духовного опыта, без которого не может обойтись ни одна национальная культура? Я стараюсь этому противостоять, определив культурологический подход к преподаванию литературы основополагающим. Именно так можно создать для учащихся некие ориентиры, которые помогут «не утонуть» в глобальной сети.
8. Я и Интернет
Сегодня кто-то неуважительно говорит об Интернете, что это «большая помойка»! А для меня – нет! Все зависит от того, что ты ищешь, каков твой выбор. Мои поиски целенаправленны и осознанны: это новые книги, новые методики, картины и выставки, виртуальные экскурсии по памятным местам, музеям; это новости науки и интересные статьи по психологии; поэзия, классическая музыка и джаз; переписка с коллегами и друзьями. Я прекрасно осознаю, что компьютер и Интернет дали мне возможность получать знания из самых разных областей наук и окружающего мира. Я сегодня познаю этот мир, открываю его для себя вновь на пятьдесят восьмом году жизни. Я учусь и расту как личность и как педагог.
P.S. Кому-то может показаться, что все у меня получалось и получается по ВОСХОДЯЩЕЙ с большей или меньшей скоростью. Но вирусы, сетевые атаки, хакеры, недобросовестные провайдеры, просто любители заглянуть в чужой компьютер для «поживиться» - вот еще один (и существенный) мотив узнавать компьютер и программы не поверхностно, а очень глубоко. Как говорится: «… да несчастье помогло!». Пусть мой опыт кому-нибудь пригодится.
|