Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебная ситуация: нарушения слуха

24 replies
Оксана Владимировна Назаренко
Фото пользователя Оксана Владимировна Назаренко
На сайте с: 09/09/2014
Баллы: 932
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 16 недель 4 days назад.

Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):

 

 

Кристина С., 7 лет.

Кристина С., из семьи глухих. У нее слышащая бабушка, которая оказывает практическую помощь. Состояние слуха соответствует II степени тугоухости. Познавательные способности Кристины С. соответствуют высокому уровню развития. Программу детского сада до поступления в школу усвоила полностью. Развитие речи Кристины С. снижено, хотя понимание смысла речи вполне достаточное. Правильно усваивает содержание прочитанного, устанавливает причинно-следственные связи, может самостоятельно, без помощи учителя, составить план по прочитанному, пересказать текст. Сюжетную картинку описывает самостоятельно и пользуется при этим распространенными предложениями, хотя встречаются аграмматизмы. В устной речи отмечаются ошибки в звукопроизношении. У Кристины С. хорошая память, устойчивое внимание. По характеру она спокойная, уравновешенная, аккуратная, старательная и прилежная, владеет навыками самообслуживания, однако, малоконтактная и упрямая.

Рекомендации ПМПК: обучение в общеобразовательной организации по адаптированной образовательной программе; занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом- психологом; обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. 

Назаренко Оксана Владимировна

Анна Николаевна Давыдочкина
На сайте с: 21/10/2014
Баллы: 56
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 15 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Психолог со слабослышащими детьми проводит психологические тренинги, индивидуальные занятия.

Занятия должны проводиться два раза в неделю по 20 минут.

Задачами адаптированной образовательной программы являются :

- коррекция процесса усвоения тех тем, которые вызывают затруднения в овладении материалом общеобразовательной школы;

- коррекция внимания, памяти, сравнения, сопоставления, формирование суждений, умозаключений и т. д.

Для обеспечение условий оптимального развития ребенка, успешной интеграции ребенка в социум проводятся совместные мероприятия для детей с нормой и детей с ОВЗ (декада толерантности, Всемирный день объятий, Всемирный день "Спасибо" и т.д.).

Комментарий был изменен с момента создания (Давыдочкина Анна, пн, 25/01/2016 - 09:24).

Давыдочкина Анна
 

Ольга Сергеевна Шмигельская
Фото пользователя Ольга Сергеевна Шмигельская
На сайте с: 21/01/2016
Баллы: 18
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 13 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Работа психолога в данной ситуации может осуществляется по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК
  2. Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)
  3. Отслеживание динамики развития ребенка
  4. Взаимодействие со специалистами, родителями и особенно с бабушкой, которая компенсирует отсутствие речевой среды в семье ребенка

Слуховой анализатор сможет развиваться, если будет постоянно получать информацию из внешнего мира. Другими словами органы слуха требуют регулярной тренировки. Интенсивные занятия с педагогами и включение такого ребенка в групповые занятия позволят эффективнее развивать слуховое восприятие, речь, коммуникативные способности ребенка.

Так же помощь должна заключаться в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность (к примеру школьные мероприятия).

Таким образом, коррекционно-развивающая работа психолога должна  быть направлена на: 1. Коррекцию эмоционально-волевой сферы  2.Развитие потенциальных возможностей ребенка.

Ольга Сергеевна Шмигельская
Фото пользователя Ольга Сергеевна Шмигельская
На сайте с: 21/01/2016
Баллы: 18
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 13 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

   

Комментарий был изменен с момента создания (OlgaS, Tue, 26/01/2016 - 03:02).
Светлана Александровна Лобанова
На сайте с: 19/01/2016
Баллы: 40
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 17 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Для начала логопед  выявляет особенности речевого развития для решения основной коррекционной задачи: полноценного речевого общения ребенка с нарушением слуха в среде слышащих людей. На основе полученных данных выявляется уровень связной речи, планируется последующая коррекционно-развивающая работа.

     Логопед проводит работу по выработке  движения органов артикуляционного аппарата, в этом помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются целенаправленно в зависимости от дефекта.

     У таких детей наблюдаются определенные трудности с речевым дыханием. Поэтому на занятии проводится работа по дифференциации носового и ротового выдоха, работа над длительным, правильным речевым дыханием.

     Также, важным является формирование навыков восприятия устной речи.

     Речевой материал для слуховой тренировки должен быть наиболее употребительным, нужным в общении. Используем фразы, которые несут смысловую нагрузку, словосочетания, слова. Отбор речевого материала проводится с учетом возрастных особенностей и материала изучаемого на уроках по разным дисциплинам.

     Таким образом, можно выделить важные направления в работе: формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза, расширение и обогащение активного словаря.

Екатерина Александровна Рябец
На сайте с: 19/01/2016
Баллы: 64
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 14 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Беседуем с бабушкой Кристины, выясняем: причины возникновения тугоухости – врожденные (связанные с заболеванием среднего уха, рубцы или сращивания в области барабанной перепонки) или приобретенные (патологические изменения во внутреннем ухе или нанесенный вред слуховому нерву в результате осложнений после перенесенных инфекционных заболеваниях). Так же нужно выяснить вид тугоухости. Наладить доверительный контакт с ребенком, аккуратно выявить, как девочка относится к недугу (тот же вопрос задать и бабушке Кристины), что помимо заболевания ее беспокоит (для выяснения причин малоконтактности ребенка).

Далее составляем программу индивидуального сопровождения. Проводим беседы и консультации с классным руководителем, чтобы подготовить учителя к работе с Кристиной и выработать совместный план учебной деятельности, учитывая физические и психологические особенности ребенка. Провести беседы и тренинги отдельно с классом, без присутствия Кристины на толерантность, взаимопомощь, принятие детей с ОВЗ в классе. Так же, провести ряд тренингов и занятий по сплочению класса совместно с Кристиной.  

При беседах и консультациях с родственниками девочки настроить их на позитивное будущее ребенка и семьи. Объяснить, что Кристина нуждается в положительной поддержке со стороны семьи, мотивации.

Что входит в индивидуальную работу с Кристиной педагога-психолога уже написала Анна Николаевна.  От себя могу добавить, что необходимы также занятия по адаптации, социализации и поднятии самооценки, занятия на мотивацию к успеху.

Алёна Алексеевна Давиденко
Фото пользователя Алёна Алексеевна Давиденко
На сайте с: 22/10/2014
Баллы: 4
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 12 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Как психолог, я бы сделала акцент на таких особенностях девочки как "малоконтактная и упрямая". И выстраивала бы работу в двух направлениях:1. работа с бабушкой и 2.работа с девочкой.

1.С бабушкой хорошо бы провести серию консультаций по обсуждению способов взаимодействия с девочкой в различных ситуациях, особенно в ситуациях проявления упрямства.

2.С девочкой я бы проводила индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использоваинем арттерапии с целью снижения внутреннего напряжения, самораскрытия. А затем бы включила бы её вкоррекционно-развивающую группу сверстников по отработке навыков сотрудничества, взаимодействия. 

И, конечно же, хорошо провести консультацию с педагогом (или педагогами) с целью обсуждения подходов к взаимодействию с девочкой и приёмов по включению ребёнка во взаимодействие со сверстниками.

Елена Владимировна Якубова
Фото пользователя Елена Владимировна Якубова
На сайте с: 23/10/2014
Баллы: 28
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 16 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Как педагог-психолог в данном случае я бы работала над развитием коммуникативных навыков, повышением самооценки, умением организовывать и контролировать своё поведение. Для этого, помимио индивидуальных занятий, целесообразно включить Кристину в группу детей, в которой с помощью игр и тренингов будут создаваться условия товарищества, взаимопомощи, командная деятельность, соответствующие возрасту. Планируемый результат - формирование в группе нравственных норм поведения, толерантности, что поможет Криситине раскрыться не только в учебной деятельности, но и в межличностном общении. Рекомендации учителю: хвалить Кристину, особенно перед другими ребятами, за сделанные успехи (тем более, что познавательные способности у неё на высоком уровне), давать ей поручения, включать в микро-группы для выполнения учебных заданий. Не позволять ребятам смеяться над ошибками в звукопроизношении, желательно провести на эту тему беседу с классом отдельно от Кристины и объяснить, почему девочка иногда произносит те или иные слова не правильно и в чём её особенность. Можно также поиграть с ребятами в "Сломаный телефон", чтобы дети поняли, что без полноценного слуха трудно воспринимать окружающий мир. 

Светлана Николаевна Моисеева
На сайте с: 20/01/2016
Баллы: 6
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 26 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха
В данной ситуации у Кристины может и не быть нарушенного звукопроизношения.А вот смешения акустически близких звуков и букв возможны. Также обязательно будут аграмматизмы в устной и письменной речи.После тщательного логопедического обследования,консультации с педагогом-психологом,изучения рекомендаций врача-отоларинголога, Кристина будет включена в группу детей с нарушением чтения и письма.Логопедические занятия будут включать: - развитие фонематической стороны речи (дифференциацию акустически сходных звуков и букв); - развитие грамматического строя речи; - развитие связной речи; - расширение словарного запаса; - предупреждение и устранение нарушений чтения и письма. При работе с таким ребенком необходимо учитывать, что нарушение слуха приводит к затруднению применения полученных знаний на практике,следовательно нужно больше времени уделить отработке навыков в различных упражнениях и играх.
Елена Викторовна Лавренко
Фото пользователя Елена Викторовна Лавренко
На сайте с: 09/12/2015
Баллы: 31
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 15 недель назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

 Работа с учащимися с нарушениями слуха в общеобразовательной школе включает в себя ряд направлений, которые взаимосвязаны между собой: формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза, расширение и обогащение активного словаря.

 Отбор речевого материала проводится с учетом возрастных особенностей и материала изучаемого на уроках по разным дисциплинам.

 Игры, которые использую на занятиях с нормально слышащими детьми, такие игры полезно проводить с тугоухими детьми, для развития слуха и слухового внимания (глаза у детей закрыты):

 1. «Где звонили?» Дети указывают место.

 2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.

 3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).

 4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.

 5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).

 6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».

 7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.

 8. «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.

 9. «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.

 10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.

 11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот - рот — крот, мяч — мак и т. п.).

 12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).

 13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его. Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.


 

Татьяна Владимировна Воронина
На сайте с: 03/10/2014
Баллы: 19
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 46 недель 3 days назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации. У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обеднённость эмоциональных проявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия. У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых. Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников. Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными. Для слабослышащего ученика построить межличностные отношения особенно важно с педагогом, который является ведущим в формировании оценки одноклассников и самооценки на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов. Приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками может привести к нарушению социальной коммуникации, повышенной раздражительности, невротическим реакциям. Слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое. При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Если мы рассмотрим нашу ситуацию, то Кристина поступает в 1 класс. Образовательный процесс в массовой школе основан на взаимодействии учителя и ученика, а также ученика и других учеников. Это взаимодействие базируется на речевом общении участников образовательного процесса. С самых первых дней школьного обучения ребенок с нарушенным слухом может испытывать специфические трудности в установлении и поддержании такого взаимодействия. В основе возможных трудностей лежит то, что ребенок не может в новых условиях учебной коммуникации реализовать раннее усвоенные способы речевого общения. Для того чтобы помочь ребенку полноценно включиться в сложную образовательную среду массовой школы, необходимо развивать у него следующие способности:  воспринимать речь в разных акустических условиях;  понимать обращенную речь и верно оценивать действия собеседника;  образовывать продуктивные речевые высказывания, отвечающие общей теме и ситуации общения;  устанавливать товарищеские и дружеские отношения со слышащими сверстниками;  накапливать собственный жизненный опыт и активно использовать его в процессе общения и обучения. Для активизации речевой и познавательной активности слабослышащего ребенка необходимо использовать не только различные ежедневные ситуации, но и собственные ресурсы, формировать умение находить самостоятельный выход из проблемы (задавать вопросы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, уточнять сказанное). Постоянное облегчение условий коммуникации и своеобразная гиперопека со стороны учителя мешает развитию у слабослышащего ребенка способности к успешному речевому общению в разных коммуникативных ситуациях. Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение слабослышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками. Интерес нормально развивающихся школьников к однокласснику с нарушением слуха естественен. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира слабослышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. Неправильное произношение слова ребенком с нарушенным слухом может вызвать бурную эмоциональную реакцию, при этом аналогичная ошибка у слышащего ученика остается незамеченной, поскольку она не связана с дефектом, глухотой. В этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека (педагога, родителей), так как представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Если учитель испытывает страх за здоровье слабослышащего учащегося, пытается оградить его от возможных травм, держит во время перемены за руку, в то время, когда все остальные дети играют, то и другие школьники будут поддерживать постоянную дистанцию в отношениях с ребенком, не включая его в свои игры. Для того чтобы позволить ребенку с нарушениями слуха быть успешным в среде слышащих сверстников и помочь преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности, его необходимо активно включать в коллективные формы игровой и предметной деятельности, во внеурочные мероприятия. На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога, учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе. Эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с нарушениями слуха является организация взаимопомощи слышащих слабослышащим детям, поощрение даже за малейшие успехи в учебе и положительные поступки, которое способствует развитию в них веры в собственные силы и возможности. Учитель должен соблюдать профессиональную этику, не использовать замечания в некорректной форме, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку. Для успешного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо соблюдение следующих условий: - предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя); - своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания; - создание оптимальных условий для выявления и реализации особых образовательных потребностей детей; - повышение статуса слабослышащего ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности. Достаточно высокий результат при этом достигается только в совместной целенаправленной работе всех, кто причастен к процессу обучения и социализации ребенка. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей, выявляет особенности интеллектуального развития, личностные и поведенческие реакции, оказывает помощь в создании психологически комфортной среды; предупреждает проявления дезадаптации детей; разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей; проводит развивающие занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения. Большое внимание психолог должен обращать на формирование межличностных отношений между ребятами с нарушениями слуха и их сверстниками. Для этого на занятиях педагог-психолог должен использовать игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кисти рук.

Воронина Татьяна.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн