Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Максим К., 8 лет.
Не самостоятелен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и её целей, затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядно - практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито.
Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе; занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом; организация средовых условий.
Данному ребенку с ОВЗ необходимо давать конкретные инструкции, постепенно усложняя их.Занятия проводить в игровой форме, развивать коммуникативные способности, давать выполнять доступные поручения, чтобы у ребенка появился стимул доводить начатое дело до конца, помочь ребенку повысить самооценку В коррекционной работе использовать доступную наглядность, постепенно ее усложняя ( от конкретных предметов, предметных картинок, иллюстраций к схематичному изображению, символам и т.д.), Я думаю такому ребенку необходимо медицинское сопровождение.
В данной ситуации необходимо оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Логопедическая работа будет проводиться по следующим направлениям:
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование морфологической и синтаксической системы языка;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
• формирование анализа структуры предложений;
• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность.
В первую очередь нужно выяснить, не является ли подобное поведение результатом воспитательного процесса в семье. Так же обследовать на психологический возраст ребенка. Выработать совместную тактику воспитания вместе с родителями, специалистами и классным руководителем, чтобы сказанное дома и в школе не противоречило друг другу, тем самым приучать к правилам поведения.
Доступно объяснить Максиму кто такой ученик, мотивы учебной деятельности и ее цели. Закрепить объяснения тренингами. Работать с мальчиком в игровой форме, постепенно переводя к стандартным занятиям, тем самым включая Максима в учебную деятельность с соблюдением школьных требований. Проводить развивающие занятия на память, мышление, внимание. Так же занятия на адаптацию и социализацию в обществе.
Подключить одноклассников, проведя с классом беседы и тренинги без присутствия Максима на взаимопомощь, толерантность. Предложить ребятам помочь Максиму в учебе. Проводить совместные тренинги класса и Максима на сплочение коллектива.
Составить индивидуальную программу по сопровождению Максима, контрольные диагностики для выявления изменений.
Современные исследования результатов практической работы с различными категориями детей показали, «...что классические концепции психического развития ребенка в целом, формирование отдельных функциональных систем и сфер недостаточно учитывают собственную, внутренне присущую ребенку активность в амплификации образовательных воздействий. Кроме того, оправданным в коррекционной работе оказался системный подход Л.М. Беккера, согласно которому психические функции и процессы рассматриваются целостно без принципиального деления на низшие и высшие» (М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго, 2005, стр. 220). Учитывая данный взгляд на ребенка, важно большое значение в коррекционной работе придавать собственной активности ребенка к развитию, а так же единству методологии, диагностики и коррекционной деятельности.
При этом, учитывая многоуровневую психическую организацию психических процессов и функций, необходим дифференцированный подход к психологическому анализу структуры когнитивного, произвольного и аффективного компонентов деятельности ребенка с задержанным развитием, обеспечивающий индивидуальный подход в коррекционном процессе. Отсюда, основная цель программы - это выявление и преодоление дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств у ребёнка с ЗПР.
Таким образом, для достижения оптимальной эффективности при проведении коррекционной работы необходимо учитывать:
выявленный актуальный уровень развития ребенка (двигательного, когнитивного, эмоционально-личностного),
общие законы и закономерности нормативного развития,
последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития,
ведущий тип мотивации деятельности,
поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина,
особенность социальной среды, в которой находится ребенок.
Для коррекционной работы предлагается разработанная Хайдуковой Е. С. Коррекционно – развивающая программа «Формирование компонентов эмоционально – волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности»
В основу курса положены авторские программы М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Программа формирования и гармонизации базовых составляющих психического развития: формирование произвольной регуляции»; А.В. Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»; С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, радуюсь», «Учусь владеть собой»; И.В. Вачков «Психологическая азбука»; методика драматической психоэлева- ции И.Я. Медведевой, Т.Л. Шишовой «Театр - не горькое лекарство»; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».
Эти программы предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими проблемы в психическом развитии и эмоциональной сфере.
Задачи:
Обеспечение и регуляция общего энергетического фона, на котором развиваются все психические функции;
Формирование мотивации социально значимой деятельности.
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие критичности сознания по отношению к себе и способности к адекватной самооценке.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Система психолого-педагогических воздействий предлагаемого курса включает в себя современные психологические технологии. Это: телесноориентированные (двигательные) методы - варианты нейропсихологической (сенсомоторной) коррекции, арт-терапевтические и поведенческие, игровые психотехнологии.В работе с Максимом использовала описанную выше коррекционную программу.
Возраст от 7 – 8 лет является важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Если на начальных стадиях рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование словесно-логического мышления .
У детей с задержкой психического развития все познавательные процессы снижены. Для успешного обучения дети с ЗПР направляются в 1 специальный (коррекционный) класс VII вида. Работа с данной категорией детей носит системный характер: занятия проводятся учителем начальных классов, логопедом, педагогом- психологом. Младшим школьникам с задержкой психического развития требуются занятия по коррекции и развитию основных психических процессов.
Наиболее пристального внимания заслуживает коррекция процессов памяти и мышления т. к. развитие процессов памяти способствует лучшему сохранению и воспроизведению пройденного материала, а мыслительные операции позволяют перерабатывать пройденный материал. К тому же возрастное развитие этих процессов происходит линейно, то есть при повышении уровня развития мышления повышается уровень развития памяти.
Коррекция познавательных процессов детей 7 – 8 лет. проходит в несколько этапов: 1. Первичная диагностика детей 1 специального (коррекционного) класса. 2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми. 3. Итоговая диагностика детей 1 специального (коррекционного) класса.
Комментарий был изменен с момента создания (Давыдочкина Анна, Fri, 29/01/2016 - 08:55).
Анализируя ситуацию Максима К,можно с уверенностью сказать,что,как у большинства детей с ЗПР,у мальчика резко снижена учебная мотивация, ведущей деятельностью продолжает оставаться игра,ребёнок нуждается в постоянной развивающей помощи педагога,в организации поисковых действий,в стимуляции суждений,умозаключений.Недостаток развития словесно-логического мышления отчетливо проявится в трудностях овладения навыками письма и чтения,в усвоении грамматических правил.Скорее всего,Максим,не дослушав до конца задание,начинает его выполнять,либо,на-оборот,отказывается его выполнять, аргументируя свой отказ тем,что не знает, что и как надо делать.Для преодоления трудностей в обучении необходима согласованная работа учителя,педагога-психолога,учителя-дефектолога,учителя-логопеда.На логопедических занятиях педагог должен реализовать "пошаговый"принцип построения учебного материала с отработкой необходимых умственных и практических действий.Логопедическая работа будет вестись по направлениям: а)фонетика и фонематика(если это необходимо); б)формирование грамматического строя речи; в)развитие словарного запаса; г)развитие связной речи; д)устранение нарушений чтения и письма. Ребёнок будет заниматься 3 раза в неделю в группе детей с нарушениями чтения и письма.
У данного ребенка с ОВЗ отмечаются трудности различного характера.
Коммуникативные трудности проявляются в неумении общаться со сверстниками, частыми конфликтами с ними. Поскольку мальчик чувствует себя прекрасно в игре, учителю-дефектологу следует организовывать игры в парах, игры по методу телефонного разговора, организовывать взаимопроверки при выполнении заданий, а затем учить взаимодействовать в небольших группах.
Личностные трудности проявляются в неосознанности важности и необходимости учения. Учителю-дефектологу следует проводить работу, направленную на формирование внутренней позиции школьника, на осознание целей учения. Это могут быть рассказы о школе из личного опыта, рассказы по картинкам и серии сюжетных картинок, игры с буквами и цифрами и др.
Регулятивные трудности проявляются в неумении организовать свою деятельность в соответствии с целью. Учителю-дефектологу следует учить ребенка планировать свои действия, развивать произвольное внимание как умственное действие самоконтроля. Данные процессы развивают такие игры как «Кто внимательный?», «Найди и обведи», «Послушай, ответь и расскажи» и др. Перед каждым игровым упражнением полезно будет проговаривать с ребенком план выполнения задания.
Информационные трудности проявляются в неумении обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. Учителю-дефектологу следует формировать предпосылки для развития логического мышления.
Комментарий был изменен с момента создания (ludmila_zhamoida, Wed, 03/02/2016 - 08:21).
Ребёнку 8 лет. Его особенности развития говорят о том, что у него есть проблемы в обучении в общеобразовательной школе, так как на лицо присутствует преобладание игровой деятельности в 8 лет его развития.
По адаптированной основной образовательной программе необходимо ликвидировать образовательный пробел в 1,5 года, если ребёнок пришёл в 1 класс общеобразовательной школы. Хотя где был ребёнок до этого возраста? Имеется в виду какое образовательное учреждение посещал? Почему в заключении ПМПК нет варианта обучения? В какую образовательную среду его поместить?
Выполнение рекомендаций учителю-дефектологу, педагогу-психологу, учителю-логопеду.
Выполнение рекомендаций ПМПК с уточнением направления деятельности педагога-психолога.
Если же рассуждать в общем, то задержка психического развития может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе-недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затруднённость пространственной ориентированности. В познавательной сфере-отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим. В эмоционально-волевой сфере-неустойчивость эмоционально-волевой сферы (что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности); проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Существуют значимые связи между уровнем вербального иетеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоцинально-волевой сферой детей с задержкой психического развития. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребёнка с задержкой психического развития к систематическому обучению.
Основной целью психологической коррекции младших школьников с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счёт стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Задачами психокоррекционной помощи в данном случае будут:
1. формирование познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем;
2. формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, оценка);
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
3. развитие учебных и познавательных мотивов, формирование устойчивой учебной мотивации.
Выполнение рекомендаций ПМПК с уточнением направления деятельности педагога-психолога.
Если же рассуждать в общем, то задержка психического развития может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе-недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затруднённость пространственной ориентированности. В познавательной сфере-отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим. В эмоционально-волевой сфере-неустойчивость эмоционально-волевой сферы (что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности); проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Существуют значимые связи между уровнем вербального иетеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоцинально-волевой сферой детей с задержкой психического развития. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребёнка с задержкой психического развития к систематическому обучению.
Основной целью психологической коррекции младших школьников с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счёт стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Задачами психокоррекционной помощи в данном случае будут:
1. формирование познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем;
2. формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, оценка);
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
3. развитие учебных и познавательных мотивов, формирование устойчивой учебной мотивации.
Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Максим К., 8 лет.
Не самостоятелен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и её целей, затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядно - практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито.
Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе; занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом; организация средовых условий.
Назаренко Оксана Владимировна