Современные исследования результатов практической работы с различными категориями детей показали, «...что классические концепции психического развития ребенка в целом, формирование отдельных функциональных систем и сфер недостаточно учитывают собственную, внутренне присущую ребенку активность в амплификации образовательных воздействий. Кроме того, оправданным в коррекционной работе оказался системный подход Л.М. Беккера, согласно которому психические функции и процессы рассматриваются целостно без принципиального деления на низшие и высшие» (М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго, 2005, стр. 220). Учитывая данный взгляд на ребенка, важно большое значение в коррекционной работе придавать собственной активности ребенка к развитию, а так же единству методологии, диагностики и коррекционной деятельности.
При этом, учитывая многоуровневую психическую организацию психических процессов и функций, необходим дифференцированный подход к психологическому анализу структуры когнитивного, произвольного и аффективного компонентов деятельности ребенка с задержанным развитием, обеспечивающий индивидуальный подход в коррекционном процессе. Отсюда, основная цель программы - это выявление и преодоление дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств у ребёнка с ЗПР.
Таким образом, для достижения оптимальной эффективности при проведении коррекционной работы необходимо учитывать:
выявленный актуальный уровень развития ребенка (двигательного, когнитивного, эмоционально-личностного),
общие законы и закономерности нормативного развития,
последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития,
ведущий тип мотивации деятельности,
поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина,
особенность социальной среды, в которой находится ребенок.
Для коррекционной работы предлагается разработанная Хайдуковой Е. С. Коррекционно – развивающая программа «Формирование компонентов эмоционально – волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности»
В основу курса положены авторские программы М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Программа формирования и гармонизации базовых составляющих психического развития: формирование произвольной регуляции»; А.В. Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»; С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, радуюсь», «Учусь владеть собой»; И.В. Вачков «Психологическая азбука»; методика драматической психоэлева- ции И.Я. Медведевой, Т.Л. Шишовой «Театр - не горькое лекарство»; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».
Эти программы предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими проблемы в психическом развитии и эмоциональной сфере.
Задачи:
Обеспечение и регуляция общего энергетического фона, на котором развиваются все психические функции;
Формирование мотивации социально значимой деятельности.
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие критичности сознания по отношению к себе и способности к адекватной самооценке.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Система психолого-педагогических воздействий предлагаемого курса включает в себя современные психологические технологии. Это: телесноориентированные (двигательные) методы - варианты нейропсихологической (сенсомоторной) коррекции, арт-терапевтические и поведенческие, игровые психотехнологии.В работе с Максимом использовала описанную выше коррекционную программу.
Современные исследования результатов практической работы с различными категориями детей показали, «...что классические концепции психического развития ребенка в целом, формирование отдельных функциональных систем и сфер недостаточно учитывают собственную, внутренне присущую ребенку активность в амплификации образовательных воздействий. Кроме того, оправданным в коррекционной работе оказался системный подход Л.М. Беккера, согласно которому психические функции и процессы рассматриваются целостно без принципиального деления на низшие и высшие» (М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго, 2005, стр. 220). Учитывая данный взгляд на ребенка, важно большое значение в коррекционной работе придавать собственной активности ребенка к развитию, а так же единству методологии, диагностики и коррекционной деятельности.
При этом, учитывая многоуровневую психическую организацию психических процессов и функций, необходим дифференцированный подход к психологическому анализу структуры когнитивного, произвольного и аффективного компонентов деятельности ребенка с задержанным развитием, обеспечивающий индивидуальный подход в коррекционном процессе. Отсюда, основная цель программы - это выявление и преодоление дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств у ребёнка с ЗПР.
Таким образом, для достижения оптимальной эффективности при проведении коррекционной работы необходимо учитывать:
Для коррекционной работы предлагается разработанная Хайдуковой Е. С. Коррекционно – развивающая программа «Формирование компонентов эмоционально – волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности»
В основу курса положены авторские программы М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Программа формирования и гармонизации базовых составляющих психического развития: формирование произвольной регуляции»; А.В. Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»; С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, радуюсь», «Учусь владеть собой»; И.В. Вачков «Психологическая азбука»; методика драматической психоэлева- ции И.Я. Медведевой, Т.Л. Шишовой «Театр - не горькое лекарство»; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».
Эти программы предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими проблемы в психическом развитии и эмоциональной сфере.
Задачи:
Система психолого-педагогических воздействий предлагаемого курса включает в себя современные психологические технологии. Это: телесноориентированные (двигательные) методы - варианты нейропсихологической (сенсомоторной) коррекции, арт-терапевтические и поведенческие, игровые психотехнологии.В работе с Максимом использовала описанную выше коррекционную программу.