Мастер-класс "Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня"
Ответов - 15
Sat, 24/10/2015 - 15:48
Галина Васильевна Мельникович
На сайте с: 20/10/2014
Баллы: 13
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, относится формирование не только правильного звукопроизношения, но и красивой грамотной речи. Одно из направлений работы -развитие лексико-грамматической стороны речи. Хотелось бы узнать:
1.С какими проблемами Вы сталкиваетесь в своей работе?
2. Как Вы используете дидактические игры, какие и на каком этапе своей работы.
Уважаемые коллеги! Хотелось бы получить от вас не только комментарии по поводу данного мастер-класса, но и конкретные предложения о дальнейшей работе сетевого сообщества педагогов-психологов и учителей-логопедов Камчатского края.
В работе с детьми ЗПР ОНР III уровня речевого развития я использую две программы:
« Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г.Шевченко.
«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Для ОНР III уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики .
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) развитие фонематического восприятия;
5) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Комментарий был изменен с момента создания (Yulia MADOU, Sat, 21/11/2015 - 01:14).
В работе с детьми с нарушением слуха коррекционную работу строю с учетом особенностей развития слухового восприятия детей данной категории, а им свойственны нарушения слуховой памяти, слухового внимания, высокая утомляемость, медленное обрабатывание звуковой и речевой информации, поэтому при развитии лексико-грамматического строя речи использую большое количество наглядности, таблички, уделяю особое внимание развитию слухового восприятия.Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи использую на всех этапах работы. Детям особенно нравятся игры: «Назови ласково»,игра «Большой - маленький», «Что приготовим? », "Чей хвост?"
Я работаю в группе детей с задержкой психического развития. У детей данной категории лексико-грамматический строй речи несовершенен. Не сформированы как процессы словоизменения, так и процессы словообразования. Работа в данном направлении кропотливая и длительная. При изучении каждой лексической темы проводятся игры и игровые упражнения с опорой на предметные картинки, предметы. Любят ребята игры с мячом, компьютерные игры-презентации. С коллегами хочу поделиться картотекой игр по формированию лексико-грамматического строя речи при изучении различных лексических тем.
Уважаемые коллеги!Очень рада вновь встретиться с Вами! Познакомилась с практическим материалом, очень понравился.Я думаю он пополнит мою копилку.В свою очередь делюсь и своими наработками, надеюсь они Вам пригодятся.
В последние годы среди обучающихся общеобразовательных школ значительно увеличилось количество детей, у которых наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, но и специфические нарушения письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР), а также дети с ЗПР.
Поэтому приходится подбирать весь материал с учетом особенностей речевого, психического развития и возможностей каждого ребенка. В коррекционной работе обязательно использовую зрительные сигналы, схемы, таблицы, ИКТ, дидактические игры и упражнения как на занятиях с обучающимися, у которых имеются нарушения письменной речи, так и с обучающимися, допускающими "ошибки роста", т.е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка. Для учителей начальных классов систематизирован практический материал "Дидиактические игры и упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических категорий русского языка".
В настоящее время я работаю с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Как известно, у данной категории детей развитие всех высших психических функций происходит с отставанием.В том числе, отмечается недоразвитие речи с нарушением всех ее сторон: смысловой. грамматической, звуковой, ограниченностью и бедностью словаря. У детей очень низкий уровень выполнения многих заданий: объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; дифференциацию слов; согласоване слов даже в простых словосочетаниях. Отмечается несформированность словообразования и словоизменения. В связи с этим, работа над развитием лексико - грамматического строя речи проводится очень кропотливо и тебует долгого времени. Поэтому в своей работе я сочетаю словесные, наглядные и практические методы. Дидактические игры - это неотъемлемая часть каждого занятия на всех этапах моей работы. Через игру ребенок познает новые и закрепляет ранее полученные знания. Детям очень нравятся такие игры, как: "Волшебный мешочек", "Кому что?", "Что в магазине?".
В КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" работаю со слабослышащими детьми, у которых нарушены все речевые компоненты. Использование специальных методов, приемов и средств обучения способствует формированию устной речи детей,а от этого зависит их адаптация в мире слышащих.На занятиях использую такие игры, как "Чудесный мешочек", "Что изменилось?", "Не перепутай", "Накрой на стол" и другие.
Добрый вечер, коллеги! Очень радует то, что участников мастер-класса стало больше. Это значит, что вас затронула проблема формирования и коррекции лексико-грамматического строя речи. Участниками данного мастер-класса являются учителя-логопеды дошкольных и школьных образовательных учреждений. Все материалы очень интересные и нужные.
Практически на каждом занятии я использую дидактические игры. С учащимися 1-2 классов я применяю игры с использованием предметных и сюжетных картинок. А с учащимися 3-4 классов - игры с текстовым материалом: со словами, предложениями.
Логопаты с нарушениями письменной речи не любят писать. Поэтому я применяю работу на карточках, работу в парах, группах ( каждый ученик записывает только свою часть задания для пары, группы).
Предлагаю сделать встречи на мастер-классах систематическими и традиционными!
Комментарий был изменен с момента создания (Луденкова Светлана Сергеевна, вс, 22/11/2015 - 14:55).
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Огромное всем спасибо, что нашли время и приняли участие в мастер-классе. Просмотрев предоставленные материалы, ещё раз убедилась, что учителя-логопеды - это очень творческие педагоги. В своей работе применяю дидактические игры на каждом занятии, так как дидактическая игра вызывает интерес у детей и способствует повышению качества коррекционно-логопедического воздействия. Играя с детьми, применяю мяч, предметные катринки, компьютерные игры, опорные схемы, мнемотаблицы, кроссворды, ребусы. Часто применяю в своей работе разрезные карточки. Напимер, "Собери пару"(антонимы), "Подбери слова-приятели" (синонимы), "Объясни" (фразеологические обороты речи) и др. Предлагаю пополнить материалами не только свою методическую копилку, но и методическую копилку на сайте Сообщества педагогов-психологов и учителей-логопедов Камчатского края.
Комментарий был изменен с момента создания (melnickovich, вс, 22/11/2015 - 16:11).
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, относится формирование не только правильного звукопроизношения, но и красивой грамотной речи. Одно из направлений работы -развитие лексико-грамматической стороны речи. Хотелось бы узнать:
1.С какими проблемами Вы сталкиваетесь в своей работе?
2. Как Вы используете дидактические игры, какие и на каком этапе своей работы.