Сетевой журнал "Интернет и Образование"
В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации методической службы системы повышения квалификации работников образования приобретает все более инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории, невозможно представить вне сетевых коллективов.
Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, народные классификаторы, технология Вики-Вики и пр. радикально упростили процесс сетевого творчества. Результат сетевого взаимодействия педагогических сообществ – консолидация методических ресурсов, уникального опыта, накопленного самими преподавателями и образовательными учреждения.
Задача сетевого сообщества организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.
В ходе сетевого взаимодействия возможно создание ЦОРов, их совершенствование, расширение спектра образовательных услуг. Важным отличием процедуры апробации в рамках сетевых сообществ от аналогичных мероприятий в рамках других федеральных программ является организация апробации непосредственно в процессе разработки учебных материалов. Это позволяет своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта.
Также одной из форм привлечения участников в сетевое сообщество является возросшая в последнее время в связи с вовлечением в проект удаленных друг от друга территорий, необходимость обмена опытом работы между коллективами, участвующими в проекте.
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.
Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ. На нашем форуме специально создана рубрика, на которой учителя могут задать интересующие их вопросы по использованию ИКТ в учебном процессе вообще, и в частности о приемах работы в том или ином программном продукте. С момента создания прошло немного времени, но вопросы уже начали поступать. Происходит постепенное освоение сетевых умений и навыков.
В качестве выхода из данной ситуации мы предлагаем следующие формы сетевых сообществ.
Одним из завоевавших доверие и уважение современных учителей сетевых сообществ, являются сетевые электронные журналы. Они развиваются, совершенствуются, привлекая все новых и новых пользователей. Таким образом, постепенно формируются различные профессиональные сетевые сообщества, объединяющие группы людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Одним из подобных сетевых журналов является электронный журнал «Вопросы Интернет-образования».
Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» (http://vio.fio.ru) существует в сети с 2001 г. Основная цель нашего журнала – дистанционная практико-ориентированная поддержка учителей и администраторов средней школы, работающих с новыми информационными технологиями. Электронный журнал рассматривается как инструмент обмена научной, методической и практической информацией, использующий гипертекст и мультимедиа в качестве принципиальных компонентов.
Выпуски журнала «Вопросы Интернет-образования», помимо публикации в сети, транслировались по Образовательному спутниковому каналу. В рамках программы «Информатизация системы образования» с 2006 года журнал «Вопросы Интернет-образования» выходил ежемесячно.
За время своего существования журнал стал популярной трибуной опыта по использованию ИКТ в педагогической деятельности. Он перерос свою изначальную концепцию развития и сегодня – это скорее Интернет-проект, ориентированный на поддержание профессионального общения и повышение уровня владения современными технологиями для социально-значимой и весьма перспективной аудитории – учителей.
Политика журнала направлена, в первую очередь, на освещение результатов, решений, находок, опыта реализации проекта информатизации системы образования.
В последнее время резко выросла посещаемость электронного журнала. В среднем она составляет около 1000 человек в день, в дни выпуска журнала до 2000 посетителей в день.
За период с августа 2005 г. по февраль 2007 г. было опубликовано около 200 публикаций, предоставленных региональными координационными центрами, межшкольным методическими центрами и педагогами из новых регионов проекта.
Множество статей посвящалось обмену опытом, работе со школьными командами, созданию условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в школе, освоению новых учебных материалов, перспективам и возможностям развития РММЦ после окончания реализации первого этапа проекта ИСО. Межшкольные методические центры рассматривались как центр формирования новой педагогической культуры и т.д. В журнале был представлен блок публикаций ИКТ в деятельности школьных библиотек.
В настоящее время журнал тесно сотрудничает с проектом Открытый класс – Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru
Зеркало журнала будет выпускаться в рамках данного проекта, и носить название «Интернет и образование». Концепция сетевого журнала останется прежней, но добавятся важные интерактивные моменты.
К примеру, публикуемые в журнале статьи будут идти с возможностью оставлять комментарии. Зачастую это приносит свои результаты - наблюдается некоторый переход от индивидуальной позиции восприятия информации к позиции коллективной, к активному обсуждению.
В рамках журнала будет работать форум, цель которого поддержать и активизировать сетевое сообщество учителей и методистов, расширить общение профессионалов.
В журнале будет осуществляется дистанционное консультирование ведущими специалистами в соответствующих областях знаний, организация и проведение дистанционных мастер-классов в помощь учителям-предметникам. Помимо форума, для общения с авторами и читателями задействована электронная почта и другие электронные средства коммуникации.
Тематические форумы дают возможность учителю получить квалифицированную консультативную помощь. В роли методистов выступают ведущие ученые и педагоги-практики, внесшие значительный вклад в современные частные методики обучения. Их помощь помогает учителю отрефлексировать собственный педагогический опыт в контексте современного образования, осознать направления профессионального развития, осмыслить опыт коллег.
Мы делаем все возможное, чтобы привлечь заинтересованных людей к участию в обсуждении педагогических проблем и проблем информатизация системы образования. Всеобщему вниманию будут предоставляться принятые решения и рекомендации по их устранению данных проблем, а также результативность этих решений и рекомендаций.
Виртуальное общение позволяет приобщить к проекту не только учителя, но и различных специалистов (методистов, психологов и т.д.). Эта форма работы становится доступна преподавателям и школьникам, живущим в отдаленных территориях. Также они смогут принимать участие в сетевых конкурсах, объявляемых в рамках сетевых сообществ проекта «Открытый класс – Сетевые образовательные сообщества» и журнала «Интернет и образование», что всегда привлекает творческих людей больше, чем простое обсуждение в форумах. Так, к примеру, только что завершился Всероссийский конкурс для педагогов по включению ресурсов Единой коллекции ЦОР в образовательный процесс, организованный данными проектами, на конкурс было прислано более 300 работ, несмотря на то, что он был проведен в максимально короткие сроки. Это говорит о том, что интерес к подобным мероприятиям среди передового учительства очень велик.
Журнал, как одна из форм сетевого сообщества, также будет решаться следующие задачи:
• проведение экспресс консультаций по содержательным и методическим аспектам преподавания для преподавателей, методистов и тьюторов, а также для школьных учителей,
• анализ и обобщение интересного педагогического опыта,
• обеспечение преподавателей необходимыми методическими и другими материалами,
• привлечение преподавателей к оценке ресурсов сети
• проведение конкурсов и публикация лучших работ на страницах журнала
Уже имеющееся сетевое сообщество учителей должно перейти на новый виток развития, подразумевающий расширение и активизацию профессиональной позиции участников виртуальных методических объединений:
• Расширить состав сообщества;
• Сделать его устойчивым;
• Переориентировать педагогов от пассивного поглощения информации к активному развитию своего профессионального опыта и внесению в коллекцию образовательных ресурсов своих креативных решений.
Эти задачи будут реализоваться через сетевой электронный журнал, который, в свою очередь, претендует на право своеобразного центра формирования профессионального сетевого сообщества педагогов, заинтересованных в проблемах информатизации системы образования.
|