фото
|
Куликова Татьяна Николаевна
Сведения об авторе:
- Место работы: учитель русского языка и литературы МОУ "Лицей 7" г.о.Электросталь, Московской области
- Адрес электронной почты:
|
Диагностические исследования уровня обучаемости школьников
Концепцию развивающего обучения реализует система диагностики.
При диагностических исследованиях необходимо получение своевременной информации. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровня его развития.
После окончания диагностики учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.
Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.
Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения.
Один из возможных вариантов диагностики – использование специальных тестов.
В своей работе я использую 3 вида диагностики:
- диагностика уровня обучаемости;
- диагностика уровня усвоения учебного материала;
- диагностика уровня фактической обученности.
Диагностика уровня обучаемости
Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов ( восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).
Выделяются следующие уровни обучаемости:
- Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).
- Продуктивный ( учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).
- Репродуктивно-творческий ( учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).
Данная диагностика проводится следующими методами обучения: индивидуальные задания, формирование мобильных групп, различные формы творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, использование дополнительной информации, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.
Результаты диагностики уровня обучаемости
![](/sites/default/files/kulikova-sh1.jpg)
![](/sites/default/files/kulikova-sh2.jpg)
![](/sites/default/files/kulikova-sh3.jpg)
Выводы
Высокий творческий уровень обучаемости отмечается в тех случаях, где преподавание велось в рамках социально-гуманитарного профиля по расширенным программам по русскому языку и литературе.
Падения показателей творческого уровня обучаемости и возрастание показателей репродуктивно-творческого уровня обучаемости обусловлено изменением состава учащихся в 2007-2008 учебном году.
Данные результаты диагностики позволяют спланировать последующую деятельность учителя на повышение творческого уровня обучаемости. Необходимо более широко использовать дифференцированный подход обучения, установить различные уровни требований к усвоению материала в процессе обучения, предоставить ученикам добровольность выбора уровня усвоения, создать ситуацию успеха для учащихся, испытывающих трудности в обучении, организовать систему помощи ученикам, сориентировать учеников на творческое усвоение материала.
Диагностика уровня усвоения учебного материала
Диагностику уровня усвоения учебного материала эффективно использовать в процессе изучения какой-либо темы или литературного произведения. Это помогает учителю до завершения работы над темой или произведением выявить возникшие проблемы усвоения материала, а ученикам помогает сориентироваться в преодолении дальнейших ошибок, помогает выделить основные слабые звенья в процессе усвоения. С этой целью целесообразно проводить мини-тесты по русскому языку и диагностические работы по литературе. Мини-тесты необязательно должны быть представлены в классической форме. Я использую на уроках русского языка буквенные и цифровые диктанты.
Пример цифрового диктанта: учитель читает слова на правописание Н и НН в причастиях и прилагательных (7 класс), ученики, в зависимости от того, сколько пишется букв Н, записывают только числа 1 или 2.
Тыквенный, замеченные, серебряный, стеклянный, румяный, жареная, не написана, взволнованный, деревянный, дровяной, бесчисленное, неожиданный, раненый, ветреный, линованный, покрашены, необыкновенны, домотканое, скована, орлиный, смешанный, полотняный, юный.
Ответы: 2, 2, 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 1,2, 1, 1
Пример буквенного диктанта: учитель читает слова на правописание О-Ё после шипящих (6 класс), ученики записывают букву, которая присутствует в данной орфограмме.
Шёлковый, речонка, плащом, жёсткий, дешёвый, жёлудь, шоколад, шорох, шёпот, скачок, крыжовник, обжора, ожёг (глагол), шёрстка, бочонок, обожжённый, бережёт, ожог (сущ.), камышовый, дирижёр, пересечённый, чужой.
Ответы: ё,о,о,ё,ё,ё,о.о,ё,о,о,о,ё,ё,о,ё,ё,о,о,ё,ё,о
Пример диагностической работы по литературе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс):
- На уроке рассмотреть, как М.Ю.Лермонтов создаёт портрет Печорина, раскрывая через внешние признаки внутренний мир героя.
- Предложить ученикам дома сравнить портрет Максим Максимыча в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», опираясь на вопросы: какое впечатление производит герой в каждом из отрывков главы? в каком он состоянии? как передано это состояние? в каких ситуациях нарисован герой? что дает читателю это сопоставление?
Данный вид диагностики экономит время и помогает выявить, есть ли проблемы усвоения учебного материала.
Результаты диагностики уровня усвоения учебного материала по русскому языку
![](/sites/default/files/kulikova-sh4.jpg)
Результаты диагностики уровня усвоения учебного материала по литературе
![](/sites/default/files/kulikova-sh5.jpg)
Выводы
И в этой диагностике мы отмечаем повышение уровня усвоения материала на определенном этапе в классах социально-гуманитарной направленности. Однако же в данном виде диагностики мы видим приблизительно равные показатели по русскому языку и литературе. Это говорит о психологических особенностях развития классных коллективов, о неразрывной взаимосвязи русского языка и литературы, мысле-речевых навыков.
Данные результаты исследования ориентируют учителя на расширение интеграции уроков русского языка и литературы, на разнообразие методов подачи нового материала, использование нетрадиционных форм уроков, помогает учителю спланировать дальнейшую работу по изучению темы или произведения (внесение корректировок, смещение главных акцентов, работа по восстановлению пробелов в знаниях учащихся по данной теме).
Диагностика фактического уровня обученности
Фактический уровень обученности – это результат предшествующего обучения, а также условие успешности последующего обучения. Уровень обученности диагностируется на конечном этапе изучения какой-либо темы или произведения.
Основным видом диагностики уровня обученности по русскому языку является тест. Тестирование дает более полноценную информацию, чем обычный диктант по русскому языку. Тестовые задания можно разработать с учетом дифференцированного подхода: сложные, средние, облегченные варианты. Это поможет слабым учащимся выбрать пригодную для них степень работы, а сильным учащимся раскрыть свой потенциал и повысить уровень работы над самореализацией.
Основное требование к тестовым заданиям - наличие однозначного правильного ответа.
По литературе уместно использовать итоговую диагностическую работу перед написанием сочинения или при завершении крупной темы изучения. Диагностическая работа по литературе носит обобщающий характер: узнать героя по его словам; кратко пересказать эпизод, в котором герой произносит эти слова; какую роль сыграл этот эпизод в жизни героя; какие средства выразительности использует автор; ответ на проблемный вопрос.
Данный вид диагностики уместно начинать вводить с 5 класса, чтобы ученики привыкли к такой форме работы и не испытывали психо-эмоционального напряжения к 9-11 классам.
Результаты диагностики фактического уровня обученности по русскому языку
![](/sites/default/files/kulikova-sh5.jpg)
Результаты диагностики фактического уровня обученности по литературе
![](/sites/default/files/kulikova-sh7.jpg)
Выводы
Данная диагностика позволяет учителю контролировать степень обученности учащихся. Её можно сопоставить с диагностикой других учителей-словесников, работающих с теми же возрастными категориями учащихся по той же теме. А на основе сопоставления произвести сравнительный анализ собственной педагогической работы в данной области.
Диагностирование фактического уровня обученности также позволяет учителю спланировать методы и приемы работы по изучению следующей темы или литературного произведения; помогает в самоанализе целостной работы учителя; может являться и видом итогового контроля знаний учащихся; предполагает разноуровневый подход к обучению школьников; выявляет склонность к успешности или неуспешности обучения данного контингента детей, в связи с чем позволяет корректировать дальнейшие задачи обучения.
|