фото |
Агафонова Юлия Ананьевна
Сведения об авторе:
- Место работы: младший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
- Адрес электронной почты:
|
Психологические аспекты формирования коммуникативной культуры учащихся в школьных СМИ
Приоритетными задачами профильного образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных способностей современных подростков. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.
Сегодня подростки сталкиваются с проблемой выбора профессии уже в старших классах и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания, творческие и коммуникативные способности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор.
Одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес школьников к журналистике, говорят также следующие факты: сегодня каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.
Дорога во «взрослую» журналистскую профессию обычно начинается в подростковом возрасте с развития творческих способностей в кружке журналистики, с «пробы пера» в школьной газете. В последние годы подростковая журналистика динамично развивается, и уже прочно заняла свое место в современном образовании: она находится на стыке базового и дополнительного образования и включена в учебный процесс как профильный предмет. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно - средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Когда старшеклассникам задают вопрос, почему они хотят стать журналистами, 90% из них, не задумываясь, отвечают, что делают такой выбор потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако, именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из самых сложных профессий.
Далеко не каждый человек способен стать журналистом и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека, выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых занимают такие психологические характеристики как развитие памяти, внимания, мышления и коммуникабельности. Трудно представить себе аналитика без развитого логического мышления, репортера – без хорошей зрительной и слуховой памяти или журналиста, работающего в жанре интервью – не умеющего общаться и находить взаимопонимание с людьми.
Среди молодых журналистов бытует мнение, что наглость и напористость в журналисткой профессии – второе счастье. Однако, это мнение, по большей части, ошибочно: хамоватых и наглых представителей «пишущей братии» люди не любят и предпочитают общаться с ними как можно реже и меньше. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от того, насколько журналист коммуникабелен: как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит ему собеседник. Поэтому журналист должен быть хорошим психологом, коммуникабельным, приятным собеседником, умеющим расположить к себе.
Творческое состояние для журналиста – это состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником информации». Для журналиста умение общаться необходимо, пожалуй, больше, чем представителям других профессий. По данным статистики, 70 % будущих журналистов испытывают трудности в процессе общения с людьми. Психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет были ориентированы, в основном, на семью, в более позднем возрасте обычно возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, в дальнейшем эти проблемы могут перейти и на служебные отношения. Неврозы, нарушения поведения, даже склонность к правонарушениям, так же часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. Где и как можно научить подростков, выбравших для себя профессию журналиста, общаться и взаимодействовать с другими людьми?
Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся, можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.
Воспитательное значение создания модели такой творческой среды заключается в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких качеств как коммуникабельность, добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность и ответственность.
В диагностическом аспекте работа в такой творческой лаборатории как школьное печатное издание особенно информативна, так как с наибольшей полнотой и ясностью показывает истинную картину усвоения будущими журналистами профессиональных знаний, умений и навыков, развития их творческих и коммуникативных способностей.
Одним из эффективных способов формирования коммуникативных способностей подростков психологи считают ролевые игры и тренинги.
Игры являются наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Психологи давно начали использовать игру в своей профессиональной деятельности в качестве тренинга. Они считают, что одно из достижений игры в том, что она учит человека жить в реальном мире.
Ролевые игры позволяют развивать, корректировать и формировать многие личностные качества. С их помощью можно развивать коммуникабельность, память, внимание, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение.
Тренинг общения 1: ролевая игра «Испорченный телефон»
Задачи тренинга: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Описание тренинга : Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, которые касаются какой-либо темы, одинаково интересной для всех игроков.
Пример сообщения: В нашей школе открывается тренажерный зал. Он будет размещаться на первом этаже, а библиотеку переместят на третий этаж. Тренажерный зал будет работать по вечерам, но пускать туда будут только тех, у кого нет двоек.
Узнавший новость участник, зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.
Психологический смысл тренинга: он позволяет очень хорошо показать будущим журналистам, как искажается информация в процессе коммуникации, как важно внимательно слушать и запоминать слова собеседника.
После тренинга должно пройти обсуждение : что вызвало искажения информации? Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько точна информация, полученная «через третьи руки»?
Тренинг общения 2: ролевая игра «Неразговорчивый собеседник»
Задачи тренинга: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.
Описание тренинга: Один из участников становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более односложно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны «разговорить» своего собеседника.
Психологический смысл тренинга: научить будущих журналистов правильно вести себя с «неразговорчивым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него исчерпывающий ответ.
Обсуждение : как правильно вести себя с неразговорчивым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы «разговорить» его и получить ответы на свои вопросы?
Тренинг общения 3: ролевая игра «Болтливый собеседник»
Задачи тренинга: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.
Описание тренинга: Один из участников игры становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться «фильтровать» информацию, полученную от своего собеседника.
Психологический смысл тренинга: научить будущих журналистов правильно вести себя с «болтливым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.
Обсуждение : как правильно вести себя с болтливым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы получить ответы на нужные журналисту вопросы?
Психологические упражнения
Цель этих психологических упражнений – повышение самооценки, развитие наблюдательности и коммуникативных способностей подростков.
Описание предмета
Задачи упражнения: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Описание : все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Ведущий раздает каждому подростку по какому-либо предмету. Лучше всего использовать хорошо знакомые и простые предметы: банки, кружки, вазы, часы, украшения, карандаши или ластики.
Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не называя его и не рассказывая о его назначении. Например, стеклянную банку можно описать так: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена этикетка, на которой коричневым цветом написаны слова…».
Задача детей – как можно более полно и детально описать предметы. Очень часто, выполняя подобное упражнение, люди начинают по-новому видеть хорошо знакомые вещи.
Обсуждение: после выполнения задания ведущий просит детей обсудить упражнение.
«Здравствуйте!»
Задачи упражнения : развитие коммуникативных способностей – умения общаться, знакомиться и заводить разговор.
Описание : детям предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Ведущий дает задания:
- «Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись!»
- как люди, которые находятся в ссоре;
- как начальник и подчиненный;
- как дипломаты двух держав;
- как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;
- как ученик с учителем.
Обсуждение: с кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении. Подростки должны записать свои наблюдения в журналистский блокнот.
Таким образом, активное формирование и развитие творческих и коммуникативных способностей будущих журналистов в школьном печатном издании происходит в ходе коллективной работы. В процессе создания газеты старшеклассники учатся не только отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, но и учатся общаться в коллективе, думать и действовать логично, тренировать свою память и наблюдательность. Преимущество использования школьного печатного издания в качестве творческой лаборатории заключается в том, что это позволяет сделать процесс профильного обучения будущих журналистов живым и увлекательным; учитывать их стремление к активному действию; дает возможность преподавателю-журналисту индивидуально подойти к каждому ученику и решить самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.
Литература
- К.И. Акимов. Мастерство журналиста, М., 2007
- Психология для будущих журналистов / сборник статей под редакцией В.Ясина, М., 2006.
- Конкурс школьных печатных изданий/ М., МИОО-ЛГО, 2006.
|