фото
|
Ершов Сергей Дмитриевич
Сведения об авторе:
- Место работы: МОУ «Сухобузимская средняя общеобразовательная школа
- Адрес электронной почты:
|
Разработка урока «Птицы – наши соседи»
Учитель: Ершов Сергей Дмитриевич
Образовательное учреждение: МОУ «Сухобузимская средняя общеобразовательная школа
Предмет: окружающий мир
Краткая аннотация урока:
Класс, профиль: 2
Тема : Птицы
Тема урока: Птицы – наши соседи
Тип урока: интегрированный
Цели: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов
Задачи: продолжить обучение практическому исследованию предметов природы
Приобретаемые навыки детей: расширить кругозор учащихся по родной природе .
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта
Технологические особенности
Технические условия: программы Power Point , Word , Paint .
Используемое оборудование : ПК, мультимедиа проектор.
Здесь можно скачать дополнительные матеиалы ( презентации к урокку, и т.д.)
Используемые ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Дятел»(№52063),»Сорока» (№52038), «Воробей» (№ 52042), «Голубь» (№ 52054), «Ворона» (№ 52007).
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Интернет (использовалась поисковая система, в основном, yandex для нахождения необходимых иллюстраций).
План – конспект урока «Птицы – наши соседи»
Цели урока: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
Оборудование: большая застёжка-молния, изображения птиц, набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стакан с водой, пипетка, краски, карандаши; Презентации «Дятлы» и «Изображение дятла», выполненные в программе MS Power Point, слайды с изображением птиц.
Ход урока
Организация начала урока . Сегодня мы узнаем много нового и интересного о наших соседях – птицах. Узнаем, какими разными бывают птицы и о том, что их объединяет. Работать будем все вместе, в парах и каждый из вас самостоятельно, ещё на уроке поиграем и даже нарисуем птицу. Актуализация знаний «Проверим себя» (с. 11, по вариантам). Изучение нового материала . Послушайте рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, - подумал я, — но все они умеют летать... Наверное, все они — птицы». - А вы как думаете, ребята? Работа по учебнику. Рассмотрите на рисунке в учебнике (с. 24) животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.) - Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? (Если дети не знают, учитель сообщает, что это белка-летяга)
Птица ли она? А летучая мышь — птица?
(Учитель подводит детей к выводу: чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных).
Умение летать не подходит - мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица – курица летает как раз очень плохо. (Возможно, дети сразу выскажут предложение, что этот признак – перья. Это предположение получает подтверждение в ходе знакомства со строением птиц. Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы. После этого работа продолжается фронтально: дети находят те же части тела у курицы и гусей. Уточняется, что ног у них не видно, потому что в полёте гуси прижимают их к туловищу).
Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья. Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. Учитель просит рассмотреть на рисунке Черепаху, спрашивает: - Чем она себя украсила? Кто узнал эти перья? Возвращаемся к рисунку в верхней части страницы. Тело летучей мыши покрыто шерстью, а крылья у нее перепончатые. Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица — птица. Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) Не случайно птиц часто называют «пернатые». Практическая работа (изучение птичьих перьев). Рассмотрите предложенные перья. Одинаковые они или разные. Чем они различаются? (Дети называют разные признаки – цвет, размер, форму и т. д.) А что у них общего? Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застёжку). По усмотрению учителя можно провести несколько опытов-наблюдений. Например: «Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) Вот почему перья лёгкие. Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) Вот почему перья могут защитить птицу от воды. Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) - Обратите внимание на изображения в учебнике (с. 24) пера и чернильницы. Подумайте, почему они нарисованы рядом. В старину не было авторучек, и люди писали гусиными перьями. Их затачивали – очиняли - маленьким ножиком, который так и назывался – перочинный. Как вы думаете, для чего птице нужны разные перья? Дети высказываются. Учитель поясняет: - Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. (Презентация «Птицы», слайд 1,2, 3).
(В ходе практической работы возможна физкультминутка: дети совершают движения, показывая, как летит и падает на землю пёрышко).
На с. 25, внизу, назовите изображённых птиц.
У неё глаза большие, Хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает, Спит на ветке светлым днём. (Сова)
Кто в берете ярко-красном, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Учитель показывает изображения птиц «Дятел»(№52063),»Сорока» (№52038), «Воробей» (№ 52042), «Голубь» (№ 52054), «Ворона» (№ 52007), просит ребят назвать известных им птиц, спрашивает, какую птицу называют лесным доктором. (Если ребята затрудняются с ответом, учитель разъясняет). - А сейчас закрасьте кружок возле тех птиц, которых видели в природе. Учитель, проходя по рядам, смотрит, каких птиц отметили дети, и просит двух-трёх учеников рассказать, что они знают о той или иной птице, где её видели.
После этого Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:
Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим?!
Э. Мошковская
Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи. Этот фрагмент урока может сыграть роль физкультминутки. - Все ли птицы летают? Рассмотрите изображения страуса и пингвинов и расскажите, что знаете о них. (Отвечают подготовленные ученики. См. дополнительные материалы). - А сейчас проведём игру-соревнование «Кто назовёт больше птиц».
Дети по очереди называют по одной птице. Выигрывает тот, кто сможет назвать последнюю. Возможен и другой вариант: Первую птицу называет учитель. Ученик повторяет, добавляя своё название птицы. Другой ученик повторяет услышанную цепочку слов и добавляет ещё одно название и т. д. Выигрывает тот, кто правильно воспроизведёт самую длинную цепочку слов. Эта игра направлена на развитие внимания и памяти.
В рабочей тетради на с. 11 рассмотрим поэтапное выполнение рисунка птицы (задание № 2. Показ презентации «Как рисовать дятла?») Изобразите в альбомах птицу по выбору.
Птицы – наши друзья. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы – наши соседи. Берегите птиц.
Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия ученика
|
1. Организация начала урока
|
Настраивает учеников на новую тему. Задает вопросы.
|
Готовятся к уроку и отвечают на вопросы.
|
2.Актуализация знаний «Проверим себя» (с. 11, по вариантам).
|
Учитель выступает в роли консультанта и координатора действий
|
Обсуждение рисунка – где птицы, а где насекомые.
|
3. Изучение нового материала.
|
Учитель выступает в роли рассказчика муравья Вопросика.
|
.Дети слушают, активно участвуют в беседе
|
4. Работа по учебнику
(с. 24)
|
Подводит детей к выводу: главный признак птиц – перья (пернатые).
|
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя
|
5. Практическая работа.
|
Помогает детям найти разные признаки перьев.
Показывает презентацию «Птицы», слайды Дятел»(№52063),Сорока (№52038), Воробей (№ 52042), Голубь(№ 52054), Ворона (№ 52007).
|
Изучение птичьих перьев:
внимательно рассматривают перья, называют их части
|
6. Физкультминутка
|
Учитель побуждает детей к выполнению движений, читая стишок
|
Дети выполняют движения
|
7. Игра-соревнование «Кто назовёт больше птиц»
|
Выступает в роли организатора игры
|
Дети называют птиц
|
8. Рисование птиц.
|
Ознакомление с поэтапным рисованием птиц.
Показ презентации «Как рисовать дятла?»
|
Выполнение рисунка птицы.
|
9. Итог урока
|
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, дает домашнее задание
|
Ребята делятся впечатлениями от урока. Затем записывают домашнее задание.
|
|