Место работы:
учитель истории I квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.
Формирование Древнерусского государства
Предмет: История России.
Класс: 6 класс.
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
- Методы: наглядный, частично-поисковый.
- Методы контроля: устный, письменный.
- Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
- Формы: групповая, фронтальная.
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
- ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
- выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
- развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Этап
урока
|
Цель
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащегося
|
1. Проверка знаний и умений учащихся.
|
Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне».
|
Слайд 1
− Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.
Инструктаж учителя о правилах работы в группе.
|
Знакомятся с правилами работы в группе.
|
Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян (приложение 2).
|
Работают с контурной картой.
|
Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян» (приложение 3).
Вывод. Социальная структура общества у славян усложняется.
|
Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».
Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.
|
2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
|
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
|
Слайд 2
Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:
1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория;
4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?
(Государство.)
Какую тему сегодня нам предстоит изучить?
Слайд 3
ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».
Слайд 4
Задачи:
- Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
- Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
- Выяснить систему управления Древнерусским государством.
|
Отвечают на вопросы.
|
3. Изучение нового материала.
|
Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.
|
Слайд 5
Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян» (приложение 4).
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
|
Работают в группах.
Решают познавательные задачи.
Знакомятся с таблицей.
|
Прочитайте «Повесть временных лет» (приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
Учитель оценивает ответы.
|
Читают «Повести временных лет».
Ответы учащихся от каждой группы.
Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.
|
|
Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
|
Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)
В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы (приложение 6).
Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.
|
Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.
Выполняют самопроверку.
Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.
|
|
|
А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.
После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы.
Слайды 6-8
|
Работают в группе.
Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.
Представляют результаты: ученик от каждой группы (приложение 7).
|
|
|
Подведение итогов.
Слайд 9
Итак, сегодня на уроке мы:
- Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
- Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
- Выяснили систему управления Древнерусским государством.
Выводы.
|
|
4. Первичное закрепление изученного.
|
|
Фронтальный опрос: цепочка.
− А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.
Слайды 10-12
1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).
3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.
4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).
5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.
6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)
|
Отвечают на экспресс-вопросы.
|
5. Постановка заданий на дом.
|
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
|
Слайд 13
Учебник: §3, вопросы 2,4,5 устно.
|
|
6. Подведение итогов урока.
|
Выставить отметки.
Прокомментировать ответы.
|
|
Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Презентация «Формирование Древнерусского государства»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Используя контурную карту, определите территорию,
которую занимали племенные союзы восточных славян.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социальный строй и управление племенем у славян.
Заполните схему, используя условные знаки
А − Вече
|
В − Князь
|
Д − Ополчение
|
Б − Соседская община
|
Г − Старейшины
|
Е − Дружина
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Теории возникновения государства у восточных славян
Норманнская
|
Центристская
|
Славянская
|
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.
|
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
|
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Документ
«Повесть временных лет»
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Схема «Внутренняя организация Древнерусского государства»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Самооценка ученика (Ф.И.) …
Класс, Предмет…
1. На занятии я узнал (ла) …
2. Лучше всего на занятии меня получалось …
3. Основные трудности у меня были …
4. Сам (ой) себе я желаю …
|