Автор:
Тихомирова Тамара Леонидовна, Хохлова Надежда Юрьевна
Место работы:
Тихомирова Тамара Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области. Хохлова Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.
«Про Ямал и про детей» (по поэме Л.В. Лапцуя «Эдейка»)
Предмет: литература.
Тема: Внеклассное мероприятие «Про Ямал и про детей» (по поэме Л.В. Лапцуя «Эдейка»).
Класс: 5-7.
Презентация
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с автобиографической поэмой Л.В. Лапцуя «Эдейка».
- Развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения.
- Формировать интерес к литературе Ямала.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Программа – презентация, созданная в Power Point, проектор.
- Магнитофон, запись песни «Олененок» в исполнении Г. Лагея.
Оформление:
- Выставка книг Л.В. Лапцуя;
- Выставка детских рисунков к поэме Л.В. Лапцуя «Эдейка»;
- Выставка поделок.
- Плакаты «Про Ямал и про детей», «Л.В. Лапцуй. Поэма «Эдейка».
- Портрет Л.В. Лапцуя.
Ход урока
Слайд 1. Внеклассное мероприятие
«Про Ямал и про детей» (по поэме Л.В. Лапцуя «Эдейка»).
Слайд 2. Л.В. Лапцуй – первый ненецкий поэт (1930-1980).
Вступление.
Где я б ни бодрствовал,
Где я б ни спал,
Я вижу тебя,
Мой далекий Ямал.
Я вижу тебя
Наяву и во сне,
Дыханье твое
Пламенеет во мне.
Строкою и песней
К тебе я спешу.
Я имя твое
В своем сердце ношу.
Но как бы метель
Ни сбивала с пути,
Родной уголок
Я сумею найти.
Там, вьюгам назло
И морозам назло,
Найдет мое сердце
Любовь и тепло.
(Л. Лапцуй «Имя твое в своем сердце ношу».)
1 ведущий: У каждого народа есть свой небосклон поэзии – с солнцем и луной, звездами и кометами, метеорами и звездной пылью...
2 ведущий: У ненецкого народа, необычайно щедро одаренного поэтически и художественно, есть поэт, чье творчество источает воистину солнечный, негасимый свет любви к жизни, к родной земле, к людям, – это Леонид Васильевич Лапцуй.
Слайд 3. Дети ЯМАЛА.
1 ведущий:
Наш праздник посвящен детям Ямала. О них рассказал Л. Лапцуй в автобиографической поэме «Эдейка».
2 ведущий:
В этой поэме – история жизни самого автора и всех детей Ямальской тундры.
1 чтец:
За густыми облаками
Солнце прячется лисицей.
Загляну за гребень тучи,
Крикну солнышку: – Хей-хей!
Посвяти еще немножко
И – страницу за страницей –
Помоги писать мне повесть
Про Ямал и про детей.
2 чтец:
Кто прочтет ее, узнает,
Как далеко на Ямале
Ребятишки по сугробам
Скачут легче оленят,
Шибче северного ветра
На упряжках мчатся в дали,
И над нартами, как льдинки,
Колокольчики звенят.
Слайд 4.
Звучит песня «Олененок».
Слова Л. Лапцуя, музыка С. Няруя. Исполняет Г. Лагей.
Слайд 5. Л. Лапцуй «Эдейка».
1 ведущий:
Леонид Васильевич Лапцуй родился в Ямальской тундре, близ озера Ярото, неподалеку от селения Новый Порт, в 1929 году.
2 ведущий:
В этих же местах родился и главный герой поэмы – Эдейка.
3 чтец:
Каждый новый день прибавит
К этой книжке по странице:
Будут в ней весна и лето,
Будут осень и зима...
А еще в ней будет мальчик,
Черноглазый, смуглолицый.
Назвала его Эдейкой
Тундра мудрая сама.
4 чтец:
Это имя означает
«Новый маленький мужчина» -
Так нередко нарекают
Новорожденных ребят.
1 ведущий: У поэта и главного героя много общего.
5 чтец:
Мы с Эдейкой оба ненцы,
Мы с Эдейкой схожи сердцем,
Был и я мальчишкой тоже
И помощником отца.
6 чтец:
Про мое с Эдейкой сердце,
Про мое с Эдейкой детство
Не ленитесь, прочитайте
Эту книгу до конца!
2 ведущий: Давайте же, ребята, прочитаем эту книгу вместе.
Слайд 6. Роль родителей в воспитании детей.
7 чтец:
Очень ждут в семействе сына:
Новый маленький мужчина
Для отца большой помощник –
Так у ненцев говорят.
1 ведущий: Но чтобы стать помощником, нужно многому научиться. Первыми учителями у ненецкого мальчика становятся родители: отец и мать.
2 ведущий: Главные жизненные уроки мальчик усвоил от отца, который научил его охотиться на волков, ставить капканы на песцов, охранять стадо оленей.
Слайд 7.
8 чтец:
Объезжает мальчик стадо.
В небе утро занялось.
В час урочный начинает
Он проверку-перекличку.
Позовет – любой олешка
Подойдет к нему, как друг,
Носом ткнет заиндевелым
Пастушонка-невеличку;
Запоет Эдейка песню –
Стадо встанет в полукруг.
Учащиеся исполняют танец оленят под музыку «Тэтэль-ветэль».
Слайд 8.
Инсценировка.
1-й.
Но однажды стало в стаде
Неспокойно, словно в море.
В страхе хоркали олени,
Окликая олених.
И тогда отец Эдейки,
Затревожась, молвил:
2-й.
– Горе! Это волки, злые волки
Добираются до них!
3-й.
Дряхлым старцем притворился,
Тронул волосы седые:
2-й.
У меня, мол, глаз незоркий,
Ослабел мой острый слух...
3-й.
Вот ведь как отец слукавил,
Чтобы руки молодые
Взяли взрослую винтовку
Из его искусных рук.
2-й.
– Не страшна нам волчья стая,
Если ты со мною рядом, –
3-й.
Подбодрил отец сынишку.
1-й.
И с винтовкой на врага
Сквозь кусты пошел Эдейка,
А за ним оленье стадо
Плотной двинулось дугою,
Гневно выставив рога.
3-й.
Вот в кустарнике мелькнули
Глаз зеленые цепочки,
Вот огромный волк матерый
Отбежал, поджавши хвост.
1-й.
Но, как гром, грохочет выстрел!
Гаснут огненные точки,
И матерый рухнул наземь,
Растянувшись в длинный рост
1 ведущий: Позже в автобиографии Л. Лапцуй писал: «Я всю жизнь помню заветы отца... Но однажды наш дом осиротел – отец навсегда ушел от нас по дороге жизни».
2 ведущий: Отец поэта погиб, и десятилетний мальчик стал кормильцем семьи: пас оленей, ловил рыбу, охотился.
1 ведущий: Отец верил в своего сына, не случайно при рождении назвал его Вэсако, что в переводе с ненецкого языка означает «Старец Мудрый».
2 ведущий: Сын стал первым помощником матери, которую очень любил. И она всегда во всем поддерживала сына.
Слайд 9.
Инсценировка.
1-й.
Скован наш Эдейка
Сладкою дремотой
Возле золотого света и тепла,
А в руках у мамы
Движется работа,
В узловатых пальцах
Ножик да игла.
2-й.
Шьет Эдейке мама
Новенькую малицу,
Шьет, словно пророчит
Мальчику судьбу.
1-й.
Тихо подпевает
В лад оленьей жиле,
Что стежок – то ласковей
Песенки мотив:
3-й.
– Мой бесхвостый птенчик,
Мой Эдейка милый,
Выпорхнул из люльки,
Крылышки раскрыв,
Хов-хов-хов, вернется
Наш отец с охоты,
Хов-хов-хов, оленя
Дикого убьет,
Хов-хов-хов, печенку
Сыну принесет он,
Хов-хов-хов, Эдейка
Весь в отца пойдет!
2-й.
Маме сквозь дремоту
Мальчик улыбается.
До чего ж красивая мама у него!
Зашивает мама в новенькую малицу
Золотую нежность сердца своего.
Слайд 10. Игры ненецких детей.
1 ведущий: Сурова жизнь в Ямальской тундре, но дети всегда остаются детьми: они любят играть.
2 ведущий: А я знаю, в какие игры играют дети в тундре – в рыбака, в охотника и, конечно же, в оленевода.
9 чтец:
Мало слов еще лепечет
Пастушонок-невеличка,
А уже зовет любимца
По его оленьей кличке.
Но чтоб другом быть оленю,
Надо стать таким же ловким,
Потому, играя, дети
Обучаются сноровке.
Средь играющих Эдейку
Каждый день увидеть можно...
10 чтец:
Вкруг Эдейки диким стадом
Пляшут, скачут мальчуганы.
Два больших ветвистых рога
Каждый держит над собою,
Каждый хоркает задорно,
Как олень, готовый к бою.
Добывать оленей диких
Тундра учит нас веками!
Всех ребят поодиночке
Наш Эдейка заарканил.
1 ведущий: У детей первыми друзьями в тундре становятся ручные олени – авки.
2 ведущий: Однажды в стаде родился слабенький олененок. И если бы не Эдейки, он погиб бы в тундре.
11 чтец:
Эдейка поднял крошку,
Как маленького брата,
Погладил, успокоил
И в чум его принес.
12 чтец:
Эдейка олененка кормил густой ухою
И ягелем прозрачным и мягким, словно шелк.
Сперва малютка фыркал и озирался дико,
Но вскоре стал веселым и сахар брал из рук.
13 чтец:
Эдейка спал с ним рядом,
Как мама-олениха...
Зовут олешку – Авка,
И он – Эдейкин друг.
Слайд 11. В добрый путь, Эдейка!
14 чтец:
Чуть присыпан первым снегом
Бережок отлогий.
У оленя с человеком
Разные дороги.
Прочитать олень не сможет ни единой строчки,
Даже если книжку сгложет всю до корешочка.
Так пускай себе резвится Авка с диким стадом,
А Эдейке подружиться с алфавитом надо.
1 ведущий: Эдейке исполнилось семь лет. Пришло время отправляться в школу. Тундровые дети учатся в школах-интернатах.
2 ведущий: Л.Лапцуй вспоминал: «В школе учительница очень ласково отнеслась ко мне. Сначала она спросила, как меня зовут. Я ответил. Учительница улыбнулась и сказала: «Теперь ты будешь учиться в школе. Тебе даю другое имя – Леня» Так мальчик стал Леонидом, и началась его школьная жизнь с новыми заботами и радостями.
1 ведущий: Об этом Л. Лапцуй написал во второй книге «Эдейка и его друзья».
15 чтец:
Хорошо живет ли худо детская семейка?
Если что-нибудь забуду, подсобит Эдейка:
Все от первого денечка выложит, не кроясь...
Так что рано ставить точку, – продолжаю повесть...
Слайд 12.
2 ведущий: Л.Лапцуй – первый ненецкий поэт, заслуживший всеобщее признание. Земляки поэта назвали его «Ямальским соловьем», «нашим Пушкиным».
Рефлексия.
- Понравилась ли вам поэма Л. Лапцуя «Эдейка»?
- Что вы узнали о жизни ненецких детей?
- Почему дети в тундре играют в оленевода, охотника?
- Почему у ненцев такое трепетное отношение к оленю?
- Легко ли жить в тундре?
Литература
1. Гладкая Л. Самый добрый и строгий учитель. Газета «Красный Север» № 26, 2006.
2. Лапцуй Л.В. Эдейка. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1978.
3. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества: Пособие для учащихся. – Тюмень: «Софт Дизайн», 1995.
|