Школьный сайт: просто так или за деньги?
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=4616&i_id=44
Сегодня в «Директорском клубе» обсуждается проблема создания и поддержки школьного сайта. В том, что он необходим современному образовательному учреждению, участники дискуссии не сомневаются. Но вот на кого «сбросить» эту интересную, но, увы, зачастую неоплачиваемую работу? Искать энтузиастов или деньги?
Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:
О плюсах и минусах
Нам была предложена программа «Конструктор школьных сайтов». Учителя информатики прошли краткие курсы работы с ней. Плюс этой программы в том, что можно обновлять сайт прямо с рабочего места сколь угодно часто. Но есть и минус — она предлагает только шаблонное оформление сайта, за пределы которого сложно выйти.
За работу с сайтом у нас отвечает преподаватель информатики. Она привлекает к этому процессу учителей и учеников. Школьники пробуют себя в роли репортеров, собирая новости и оформляя их в текстовом редакторе.
Создан архив новостей. У каждого педагога на сайте есть своя персональная страничка. Одна из наиболее интересных страниц у преподавательницы немецкого языка — она не только рассказывает о себе, но и представляет романсы на немецком языке в собственном исполнении под аккомпанемент.
Марина ЧИСТОВА, директор лицея №41, Кострома:
Зачем тратить время?
На образовательном портале «Образование Костромской области» есть специальная платформа, своего рода конструктор, с помощью которого школы могут создать интернет-представительства. Фактически получается, что школе не нужно тратить время на создание сайта.
В лицее есть заместитель директора, курирующий вопросы информатизации и обучающий учителей работе с платформой. Наша конечная цель — чтобы каждый педагог мог работать в этом конструкторе. Создана школьная сетевая лаборатория — группа учителей и детей, активно осваивающих новые технологии и программы.
Интернет-представительство — это, с одной стороны, возможность предоставления открытой информации о школе, своеобразной рекламы учебного заведения, привлечения в школу учеников и родителей, а также организации на школьном сайте различных форумов и дискуссий. С другой — это расширение возможностей образовательной и методической деятельности. С помощью такой системы школа может проводить интернет-конференции по вопросам учебно-методической и воспитательной работы, педсоветы, дистанционные курсы, сетевые методические объединения, создавать сайты учителей и учеников. Являясь опорной площадкой управления образования города по проблеме внедрения ИКТ в образовательный процесс, мы, например, организуем сетевые игры по физике, истории, русскому и иностранному языку. В них участвуют до 20 школ города.
Поскольку все школы Костромы работают в одной информационной среде, городские мероприятия часто проводятся с помощью Интернета. В частности, интернет-акция «Я горжусь своей семьей», посвященная Году семьи. Участвуя в акции, наша школа разработала отдельный сайт по этой теме, где разместила анкеты, сочинения, стихи, фотографии, другие творческие работы учеников о своей семье. А еще, посетив наше школьное интернет-представительство, можно увидеть постоянно пополняющуюся методическую копилку, ознакомиться с учебным планом, разделами «Ученики о лицее», «Научное общество учащихся», «Рисунки и фотографии» и обнаружить еще много-много интересного.
Екатерина ЕВСЕЕВА, директор школы села Ведлозеро, Пряжинский район, Республика Карелия:
Связаны одной сетью
Информационные технологии сегодня позволяют школе в частности и образованию в целом создавать информационное пространство педагог — ученик — родитель. И без сомнения, веб-сайт нужен школе, особенно сельской. Он может стать универсальным источником для решения многих образовательных задач. В первую очередь школьный сайт облегчает доступ для учеников, учителей и родителей к различным методикам, концепциям и образовательным средствам. Во-вторых, сайт может стать средством общения педагогов, учеников и родителей в виде форума.
Конечно, надеемся мы и на то, что с помощью сайта сможем заинтересовать учеников жизнью школы во всех ее аспектах. Конечно, хотелось бы объединить и отыскать всех наших выпускников, которых мы любим и всегда ждем в гости.
На нашем сайте размещена документация школы, правила, обязанности, устав, расписание уроков. Учеников заинтересует информация о них самих, выпускниках школы, с которыми они смогут пообщаться на форуме, обсудить фотографии из альбомов школы. Для родителей мы готовим раздел «Советы психолога», а для выпускников, их пап и мам — справочную информацию в разделе «Куда пойти учиться».
Я считаю, что для школы сайт — это необходимость. Говорят, информация правит миром! Если вас нет в Интернете, то вас нет и в информационном сообществе, что в сегодняшнем мире просто недопустимо. И, скорее, школьный сайт не дань моде, а некое вовлечение всех звеньев образовательного процесса в информационную среду.
Алексей ПОНОМАРЕВ, директор гимназии №1, Тула:
Приятно заглянуть на сайт
В 2008 году Управление образования администрации Тулы объявило городской конкурс на лучший школьный сайт. Конкурс проходил в рамках подготовки к традиционной Ярмарке образования, которая в нашем городе пользуется популярностью. Создателями нашего сайта стали выпускники 2008 года Роман Соломатин и Никита Афонин, ныне студенты Тульского государственного университета.
На сайте есть информация об истории нашей гимназии, о ее учителях и выпускниках, которыми гордится наше учебное заведение, город и область. Благодаря сайту появилась возможность общения учеников, выпускников и учителей гимназии между собой. Этот раздел особенно популярен.
На сайте мы читаем, например, такие строки: «Гимназия — это особый стиль жизни, которому всегда хочется следовать. Я прихожу сюда с чувством радости и благодарности. Радости новому дню, новым знаниям, благодарности людям, создавшим этот удивительный мир».
Такое признание учителям очень приятно.
Комментарий специалиста
Школам следует более эффективно использовать программное обеспечение, которое предоставлено им в рамках ПНПО. Так, программа Front Page входит в пакет 56 прикладных программ, разосланный всем школам.
Недостаток программы «Конструктор школьных сайтов» — шаблоны — можно обойти, если уметь этим пользоваться. На мой взгляд, проблема заключается не в недостатках программ и не в финансировании. Если сервер находится в школе, то, чтобы сайт был доступен из Интернета, достаточно заключить договор с соответствующей организацией. Существуют бесплатные возможности создания качественного сайта. И для этого не нужно докупать никакого программного обеспечения, а нужно одно — повышать профессионализм людей, которые занимаются информатизацией образовательного учреждения.
Прошло время доморощенных сайтов. Я бы условно разделила сейчас школьные сайты на 4 группы.
Первая — простейшие, где представлена только официальная информация. Многие директора воспринимают сайт как излишнюю обязанность. Но это неверный подход. Ведь учителя и администрация тратят дополнительное время, например, на собрания родителей. Сайт — это та же самая работа по привлечению людей в образовательное учреждение, только в информационном пространстве. Таким образом, если директор школы понимает необходимость сайта и представляет, на кого он ориентирован, это сайт живой, он работает. Для директора сайт должен стать инструментом работы с общественностью.
Ко второй группе относятся сайты, которые обновляются редко и содержат статичную информацию, — об истории школы, музее и т. д. Обычно они пестрят фотографиями.
Третья группа промежуточная, переходная. Здесь присутствуют элементы интерактивности, чаще обновляется информация. Но это сайты-«кладовки», в них огромное количество информации. Посторонний человек, тот же родитель, не сможет найти здесь то, что ему нужно.
Четвертая группа, пока немногочисленная, включает наилучшие сайты, которые действительно являются информационным сопровождением деятельности школы. Они хорошо структурированы и понятны, здесь можно найти информацию, обновляемую каждый день.
Если эта работа «сброшена» на учителя информатики, успеха не будет. Поэтому я считаю, что в каждой школе должен быть заместитель директора, отвечающий за информатизацию. Большим школам, имеющим сотню компьютеров, требуется системный администратор. А для маленьких при управлениях образования нужно организовать отделы, где будут работать системные администраторы, обслуживающие по три-пять образовательных учреждений.
Евгения КУЛИКОВА, заведующая отделом информационно-технического обеспечения Комитета по образованию администрации Великого Новгорода
|