Место работы:
Учитель начальных классов Ерденевской средней школы
Тема: «Наша дружная семья»
Цель: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, раскрыть понятие «культура общения», познакомить с родословной семьи, воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким.
Оборудование: учебник - А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс, фишки – 4 (на каждого
уч-ся), рисунки генеалогического дерева (на каждого уч-ся), формы сердечек, мультимедиа оборудование Microsoft Power Point
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.Г. Мы сегодня на уроке будем общаться.
Слайд1 Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.
2.Знакомство с новым материалом.
Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило.
«Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.
Учитель начал урок с переклички: Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
(Ваши ответы д.б. доказательными, а речь красивой и понятной)
Как же менялось настроение мальчика?
Почему Толя вначале был доволен, что он стал невидимкой?
Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо?
Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
В своей жизни мы общаемся с разными людьми.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.) С кем чаще? (родителями)
Слайд 2 Где это происходит? (В школе, на улице, дома)
Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами. Откройте учебники по закладке.
А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки…- семья)
(Близкие родственники живущие вместе.)
на слайде прочитать тему: « Наша дружная семья»
Мы поговорим об общение в семье.
Я думаю, что мы сможем с вами найти ответы на интересующие вопросы.
Вернёмся к помощнику- учебнику, перевернём страницу.
К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая картинку, мы не можем слышать о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию.
Разыграйте ситуацию:
Вечер. Папа читает газету, мама готовит ужин. У ребенка не получается решить задачу. Как ребёнок обратится за помощью и как поступят родители?
Обратите внимание, как разговаривают наши герои, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
Как вы думаете, что такое культурное общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, Слайд3 уважительное отношение к человеку) А есть такое выражение культура общения.
Нужна ли она в семье?
Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?
Не всегда вы живёте рядом с бабушкой и с дедушкой, тогда вы ходите к ним в гости.
Для вас ученики Ерденевской средней школы разыграли такую ситуацию. Посмотрим и попробуем поразмышлять над данной ситуацией.
Слайд4
К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
на столе без соли?»
Насте бабушка в ответ:
-Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
-Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!
Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
Физкультминутка:
Хомка, Хомка, Хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Моет ушки, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.
Работа с учебником
Продолжаем…
Вернёмся к нашему помощнику- учебнику. Стр.47.
Рассмотрите рисунки. Объясните что на них изображено? Прочитайте задание под рисунками выполните его. Расскажите, как еще вы помогаете взрослым?
«И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы-
То есть сами.» (отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы»)
Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.
Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)
А может это вам поможет… Слайд5
При рождении каждому человеку родители дают имя. А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общение отличать одного человека от другого)
Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными.
А знаете ли вы свое полное имя?
Есть ли в вашем классе дети с одинаковыми именами?
Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
Как различают таких детей? ( По фамилиям.)
Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)
Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству. Кто из вас может назвать свое полное имя? (Имя и отчество)
Слайд6
Задание:
Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна.
Какими будут полные имена Андрея и Оли?
Ещё раз внимательно прочитайте задание. Подумайте, поразмышляйте, сможем ли мы сказать, как зовут других родственников детей и каких? (Дедушка Вася, дедушка Сергей)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество – от отца.
А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Люди, живущие много лет назад.)
Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.)
Как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.)
Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, откуда она родом, не знаете? Очень жаль… Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи- своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную. А можно изобразить её так: Слайд
Слайд8
Практическая работа
Сейчас мы с вами попробуем создать родословное древо своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
У каждого человека два родителя, бабушек и дедушек – четверо, прабабушек и прадедушек – восемь и т.д. Вот сколько у человека предков.
Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом)
Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты их рождения.
представление изображения своей родословной ученицы 2 класса ЕСШ Ляшенко Валерии.
Итог
-В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «понимание».
-Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения.
Слайд9
Рефлексия
Мне очень понравилось с вами общаться. Хочу отметить работу……..
А вам понравился урок? Что запомнилось? О чём захотелось узнать побольше?
Вот это большое сердце - наша дружная семья. И состоит она из маленьких сердечек, в которых должны царить дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти сердечки вам. Одно из них подарите человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!
|