I. Мотивация.
Здравствуйте, рада вас видеть, садитесь, пожалуйста (слайд № 1)
II. Актуализация знаний.
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы при этом представляете?
Вот видите, насколько трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут воле дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда. (слайд № 2)
Как же мы разберемся во всем многообразии растений? Мы совершим сегодня необычное и увлекательное путешествие. Каждому путешественнику полагается зачетный лист, в котором оценивают свои наблюдения и впечатления. (см. приложение № 1)
Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Покрытосеменные или цветковые растения». (слайд № 3)
Итак, мы отправляемся в путь!!!
III. Изучение нового материала.
Первая станция «Крестики-нолики»
На этой станции нам надо точно назвать вегетативные и генеративные органы растений. У каждого из вас на столах лежат листы со списком из 16 зашифрованных органов растений. Вы должны расставить в клетки, которые нужно пронумеровать в зачетном листе от 1 до 16 крестики и нолики:
См. в зачетном листе:
Игра «Крестики – нолики»
|
Генеративные и вегетативные органы:
|
- крестик ставится, если отгадали вегетативный орган,
- нолик ставится, если отгадали генеративный орган, название органов записывается в листы, где зашифрованы органы растений.
НАПРИМЕР:
- Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)
- Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)
- Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)
- Орган, содержащий семена (плод)
- Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)
- Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)
- Плод картофеля (клубень)
- Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)
- Плод капусты (кочан)
- Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)
- Часть венчика цветка (лепестки)
- Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)
- Орган, которым растение удерживается в почве (корень)
- Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)
- Орган, привлекающий насекомых (цветок)
- Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)
|
И в итоге получается:
Игра «Крестики – нолики»
|
Х |
0 |
Х |
Х |
Х |
0 |
Х |
Х |
Х |
0 |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
Х |
Генеративные и вегетативные органы:
|
Подведем итог:
Генеративными органами называют органы, служащие для семенного размножения. Это цветки, плоды, семена.
Вегетативными - называют органы, выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой. Это корни, побеги. (Слайд № 4)
После окончания игры, поменяйтесь своими зачетными листами и проверьте работы друг у друга. (слайд № 5)
Критерии оценок: если ошибок нет– «5», одна ошибка – «4», две ошибки - «3»,
а если ошибок более двух – «2».
Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив названия игры «Крестики – нолики»
Вторая станция «Лото»
На этой станции вы определяете жизненные формы растений. Для этого, я раздала альбомные листы, на которых изображены разные растения и набор маленьких полосок, на которых указаны жизненные формы растений (см. приложение № 2).
Ваша задача на картинки с растениями разложить полоски с названиями жизненных форм растений, к которым они относятся. (слайд № 6)
Проверяется результаты игры и выставляются в зачетный лист оценки: «5» - если нет ни одной ошибки, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки и «2» - если ошибок три и более.
Станция третья «Загадки»
Отгадав правильно загадку, показываю фотографию этого растения. Чем больше угаданных заданий, тем выше оценка.
- Мощностью и высотой знаменита……………
и початок золотой, полновесный, налитой,…………. не обуза. (Кукуруза)
2. ……….древностью гордится – уже десять тысяч лет………
шумит в полях под синим небом и кормит всех нас белым хлебом. (Пшеница)
3. На плечах Игнашки, сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый. (Капуста белокочанная)
4. Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домков – столько беленьких жильцов. ( Подсолнечник)
5. Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? (Дерево)
7. Что несеянно родится? (Трава)
8. Цветок – крылатка, а плод – лопатка.
Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (Горох)
9. Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)
10. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Выставляются оценки в зачетный лист.
Молодцы, мы ответили на вопросы и двигаемся на следующую станцию -
Станция Четвертая «Мозаика»
Задания этой станции немного сложны, но вы справитесь. Я раздаю конверты, в которых на листе белого картона, величиной с открытку, написаны 3 вопроса викторины и 4 полоски с ответами (один ответ лишний).
Ваши действия: рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишнюю полоску убрать обратно в конверт.
После этого, учитель просит все полоски с ответами перевернуть ответом вниз, должна сложиться открытка, с рисунком однолетнего или многолетнего растения, если на все вопросы даны верные ответы.
- Какое растение изображено на открытке?
- Многолетнее или однолетнее это растение?
НАПРИМЕР:
На белом картоне: (зашифровано слайд № 7 дерево пион)
Стилизованное изображение этого соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, монетах и орденах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду. (Хризантема) |
Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля, поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства – Троицы. (Верба)
|
Часто это дерево называют проклятым – по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира. (Осина)
|
На белом картоне: (зашифровано слайд № 8 дерево сирень)
В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветочек, его надо съесть. (Сирень) |
Вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Его высаживали у стен храмов, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. (Лавр)
|
Дерево любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами. (Яблоня)
|
Итак, результаты следующие: По количеству верных ответов выставляется оценка за игру: «5» - если не было ни одной ошибки (то есть ели собралась открытка), «4» - если одна полоска в открытке не подошла, «3» - если в открытке не подошли 2 полоски, «2» если в открытке более двух полосок не подошли.
- Поднимите руку, у кого в тесте есть ошибки?
- Что вызвало затруднение?
IV. Рефлексия.
* Наше путешествие подходит к концу, и мы достигаем конечной станции. Нам осталось сделать последнюю остановку.
* Перед вами экземпляр гербарного растения (редька дикая, сосна, яблоня и т.д.) Воспользуйтесь текстом и рисунками учебника (§ 17), назовите это растение, вегетативные и генеративные органы данного растения, его жизненную форму, а также многолетнее оно или однолетнее.
* Положите листы с ответами на край парты и обратите внимание на то, что у вас должно было получиться. (слайд № 9)
* Если у кого-то есть ошибки, исправьте, зачеркнув неправильное и подписав заново.
V. Домашнее задание.
- Если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь. Дома внимательно прочитайте текст § 17, ответьте на вопросы. Особо любопытные могут выполнить задание на стр 83 и познакомить нас с результатами уже в классе.
VI. Итог урока.
Урок закончен. Спасибо, до свидания. (слайд № 10)
|
Вводное слово учителя
Фронтальная беседа с элементами обыгрывания урока.
Самостоятельная работа текстом листа-задания
Групповая работа по заданию с использованием предлагаемого текста.
Фронтальная работа с элементами эвристического характера
Групповая работа по заданию с использованием предлагаемого текста.
Индивидуальная
работа учащегося – по гербарию
Подведение итогов, комментирование оценок.
|
внимание, память.
память, мышление, биологическая речь.
мышление, речь, память.
логическое мышление, внимание, память и биологическая речь.
биологическая речь, память, внимание.
память, логическое мышление, внимание.
речь, внимание.
|