Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сыстерова В.О. «ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ» Урок биологии в 6 классе

Автор: 
Сыстерова Виктория Олеговна
Место работы: 
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» Учитель биологии

 

«ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ» Урок биологии в 6 классе


В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Презентация

 

ЦЕЛЬ: изучить  высшие цветковые  растения, их вегетативные и генеративные органы.

ЗАДАЧИ:

  1. Учебно—познавательная: дать представление о высших растениях и их отличия от низших; о многообразии и внешнем строении цветковых растений; о вегетативных и генеративных органах растений.
  2. Воспитательная:  создать условия, способствующие развитию воспитыванию экологической грамотности; бережного отношения к природе;
  3. Развивающая: создать условия, способствующие развитию познавательной активности обучающихся; развитию речи, внимания, памяти.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: зачетные листы (каждому ученику), конверт с игрой «Крестики – нолики», коробка с игрой «Лото», конверты с четырьмя вариантами игры «Мозаика», коробка с игрой «Домино».

 

Тема, число и цель записаны на доске.
Урок проводится в виде игры «Путешествия по станциям». Можно привлечь  учеников из старших классов, расставить  столы в кабинете по 2 для 5 игр, разделить учеников на 5 групп и через каждые 7-8  минут каждая группа учеников перемещается к очередному столу и участвует в игре, проводимой старшеклассниками, в этом случае учитель играет роль координатора.

 

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИ
ЧЕСКИЙ ИНСТРУ
МЕНТАРИЙ

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

I. Мотивация.
Здравствуйте, рада вас видеть, садитесь, пожалуйста (слайд № 1)
II. Актуализация знаний.
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы при этом представляете?  
Вот видите, насколько трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут воле дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях.  Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда. (слайд № 2)
Как же мы разберемся во всем многообразии растений? Мы совершим сегодня  необычное и  увлекательное путешествие. Каждому путешественнику полагается зачетный лист, в котором оценивают свои наблюдения и впечатления. (см. приложение № 1)
Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Покрытосеменные или цветковые растения». (слайд № 3)
Итак, мы отправляемся в путь!!!

 III. Изучение нового материала.
Первая станция «Крестики-нолики»

   На этой станции нам надо точно назвать вегетативные и генеративные органы растений.    У каждого из вас на столах лежат листы со списком из 16  зашифрованных органов растений. Вы  должны расставить в клетки, которые нужно пронумеровать в  зачетном листе от 1 до 16 крестики и нолики:
См. в зачетном листе:

Игра «Крестики – нолики»

 

 

 

 

 

       
       
       
       

 


 Генеративные и вегетативные органы:

  • крестик ставится, если отгадали вегетативный орган,
  • нолик ставится, если отгадали генеративный орган, название органов записывается в листы, где зашифрованы органы растений.

НАПРИМЕР:

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)
  2. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)
  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)
  4. Орган, содержащий семена (плод)
  5. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)
  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)
  7. Плод картофеля (клубень)
  8. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)
  9. Плод капусты (кочан)
  10. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)
  11. Часть венчика цветка (лепестки)
  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)
  13. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)
  14. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)
  15. Орган, привлекающий насекомых (цветок)
  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

И  в итоге получается:

Игра «Крестики – нолики»

 

 

 

 

Х 0 Х Х
Х 0 Х Х
Х 0 Х Х
Х 0 0 Х

 

 Генеративные и вегетативные органы:

Подведем итог:
Генеративными органами называют органы, служащие для семенного размножения. Это цветки, плоды, семена.
Вегетативными - называют органы, выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой. Это корни, побеги.  (Слайд № 4)
После окончания игры, поменяйтесь своими зачетными листами и проверьте  работы друг у  друга. (слайд № 5)
   Критерии оценок:  если ошибок нет– «5», одна ошибка – «4»,  две ошибки - «3»,
а если ошибок более двух – «2».
Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив названия игры «Крестики – нолики»
Вторая станция «Лото»

   На этой станции вы определяете жизненные формы растений. Для этого, я раздала альбомные листы, на которых изображены разные растения и набор маленьких полосок, на которых указаны жизненные формы растений (см. приложение № 2).
Ваша задача на картинки с растениями разложить полоски с названиями жизненных форм растений, к которым они относятся. (слайд № 6)
Проверяется результаты игры и выставляются в зачетный лист оценки: «5» - если нет ни одной ошибки, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки и «2» - если ошибок три и более.
Станция третья  «Загадки»

Отгадав правильно загадку, показываю фотографию этого растения. Чем больше угаданных заданий, тем выше оценка.

  1. Мощностью и высотой знаменита……………

      и початок золотой, полновесный, налитой,…………. не обуза.     (Кукуруза)
2. ……….древностью гордится – уже десять тысяч лет………
шумит в полях под синим небом и кормит всех нас белым хлебом.   (Пшеница)
3. На плечах Игнашки, сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый.   (Капуста белокочанная)
4. Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домков – столько беленьких жильцов.    ( Подсолнечник)
5. Какой колокольчик не звенит?   (Цветок)
6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает?    (Дерево)
7. Что несеянно родится?  (Трава)
8. Цветок – крылатка, а плод – лопатка.
Плод зелен и молод, но сладок, как солод.  (Горох)
9. Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зеленой ножке.  (Ландыш)
10. Кто его раздевает, тот слезы проливает.   (Лук)
Выставляются оценки в зачетный лист.
Молодцы, мы ответили на вопросы и двигаемся на следующую станцию -

 

Станция Четвертая  «Мозаика»

    Задания этой станции немного сложны, но вы справитесь. Я раздаю конверты, в которых на листе белого картона, величиной с открытку, написаны 3 вопроса викторины и 4 полоски с ответами (один ответ лишний).

   Ваши действия: рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишнюю полоску убрать обратно в конверт.
После этого, учитель просит все полоски с ответами  перевернуть ответом вниз, должна сложиться открытка, с рисунком однолетнего или многолетнего растения, если на все вопросы даны верные ответы.

  • Какое растение изображено на открытке?
  • Многолетнее или однолетнее это растение?

НАПРИМЕР:   
На белом картоне: (зашифровано слайд № 7 дерево пион)


Стилизованное изображение этого соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, монетах  и орденах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду. (Хризантема)

Дерево это  быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля, поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства – Троицы. (Верба)

Часто это дерево называют проклятым – по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира. (Осина)

На белом картоне: (зашифровано слайд № 8 дерево сирень)


В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветочек, его надо съесть. (Сирень)

Вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Его высаживали у стен храмов, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников.  (Лавр)

Дерево любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами.  (Яблоня)

Итак, результаты следующие: По количеству верных ответов выставляется оценка за игру: «5» - если не было ни одной ошибки (то есть ели собралась открытка), «4» - если одна полоска в открытке не подошла, «3» - если в открытке не подошли 2 полоски, «2» если в открытке более двух полосок не подошли.

  • Поднимите руку, у кого в тесте есть ошибки?
  • Что вызвало затруднение?

 IV. Рефлексия.
* Наше путешествие подходит  к концу, и мы достигаем конечной станции. Нам осталось сделать последнюю остановку.
* Перед вами экземпляр гербарного растения (редька дикая,  сосна, яблоня и т.д.) Воспользуйтесь текстом и рисунками  учебника (§ 17), назовите это растение,  вегетативные и генеративные органы данного растения, его жизненную форму, а также многолетнее оно или однолетнее.
*  Положите листы с ответами   на край парты и обратите внимание на то, что у вас должно было получиться. (слайд № 9)
* Если у кого-то есть ошибки, исправьте, зачеркнув неправильное и подписав заново.

V. Домашнее задание.

  • Если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь. Дома внимательно прочитайте текст  § 17, ответьте на вопросы. Особо любопытные могут выполнить задание на стр 83 и познакомить нас с результатами уже в классе.

VI. Итог урока.  
Урок закончен. Спасибо, до свидания. (слайд № 10)

 

 

Вводное слово учителя

 

Фронтальная беседа с элементами обыгрывания урока.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  текстом листа-задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа по заданию с использованием предлагаемого текста.

 

 

 

 

Фронтальная работа с элементами эвристического характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа по заданию с использованием предлагаемого текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная
работа учащегося – по гербарию

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов, комментирование оценок.

внимание, память.

 

память, мышление, биологическая речь.

 

 

 

 

 

 

мышление, речь, память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логическое мышление, внимание, память и биологическая речь.

 

 

 

 

биологическая речь, память, внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

память, логическое мышление, внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речь, внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3
Используемые ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/504864  Презентация "Семейство покрытосеменных растений" Николаенко Елена Николаевна, учитель биологии
  2. 1С: Репетитор. Биология. (дисковый носитель)
  3. Открытая биология (Физикон. дисковый носитель) www. physicon.ru
  4. http://festival.1september.ru/articles/504864  Электронный учебник "Покрытосеменные"
  5. http://cor.edu.27.ru/catalog/res/a0613246-50cd-6307-eab0-38b045aacd02/view/

 

 

Прикрепленный файл Размер
systerova.ppt 597.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн