Автор:
Чоповская Ирина Николаевна
Место работы:
учитель литературы высшей категории, МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»
Разработка урока «Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно-духовного смысла)»
Предмет: литература
Краткая аннотация урока:
Класс, профиль: 8 класс, гуманитарный профиль
Тема: Творчество А. С. Пушкина
Тема урока: Тайный пафос повести А. С. Пушкина «Метель»
Тип урока: углубленное изучение произведения
Цели: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.
Задачи:
- Познакомить с повестью А. С. Пушкина «Метель». Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;
- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;
- Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.
- Развивать навыки работы с различными источниками, ресурсами Интернета для поиска информации, рассмотрения различных точек зрения на проблему и выработки на их основе собственной позиции.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.
Полный анализ текста произведения.
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся
Воспитание нравственно-духовных ценностей; формирование ценностных позиций: семья, долг, честь, нравственный выбор.
Приобретаемые навыки детей:
Когнитивные:
- Умение использовать литературоведческие понятия: идея, пафос, конфликт, авторская оценка при анализе текста;
- Умение анализировать образы литературных героев, объяснять мотивировку их поступков;
Информационные:
- Умение составлять конспект, выстраивать схемы, условные изображения;
- Умение пользоваться ресурсами сети Интернет-ресурсами;
Аналитические:
- Знание путей анализа произведения;
- самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.
Нравственный эффект урока предполагает:
- формирование чувства ответственности за свои поступки;
- формирование уважительного отношения к родителям;
- формирование чувства личностного долга
Формы организации работы детей:
- Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:
Подготовить сообщения о вальсе Свиридова «Метель», используя Интернет-ресурсы
Выписать в тетрадь определения терминов эпиграф, ирония, идея и конфликт произведения, используя материалы сайта http://www.radmuseumart.ru/
Подготовка сообщения о картине Д. Шмаринова «Метель», используя ресурсы Единой цифровой коллекции (http://school-collection.edu.ru/)
- На уроке:
- учащиеся работают с опорным конспектом по теме урока;
- участвуют в анализе произведения, выявляют особенности художественного стиля;
Формы организации работы учителя:
- лекция учителя
- сопровождение беседы электронной презентацией
- привлечение учащихся к обсуждению художественных и идейно-нравственных особенностей произведения
- осуществление контроля знаний учащихся
Технологические особенности
- Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом
- Используемое оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экран
- электронная презентация по теме «Тайный пафос повести А. С. Пушкина «Метель»
- колонки для воспроизведения звука
- диск с кинофильмом «Метель»
- раздаточный материал для учащихся.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Метель». Музыкальная иллюстрация к повести А. Пушкина. Вальс Свиридова ( № 22033),
- Г. В. Свиридов.Музыкальная иллюстрация к повести А. Пушкина «Метель» ( № 204243),
- иллюстрация Д. Шмаринова к повести А. Пушкина «Метель» (№ 204241)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://magister.msk.ru/libr... — большой сетевой портал, содержащий тексты Пушкина. ГлаваV книги Юрия Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин» (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-021-.htm), http://www.radmuseumart.ru/
Форма занятия: урок-диалог
Ход урока:
1. Организационный момент. Тема. Цель.
- Сегодня на уроке мы работаем с повестью А.С.Пушкина «Метель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Особенностью этих повестей является наличие образа рассказчика, который нужен для того чтобы выразить авторскую позицию. Сегодня у нас более глубокая тема. Мы будем работать с пафосом произведения. Запишите в тетради тему урока.
- Вспомните, что называется пафосом произведения? (Пафос — эмоциональный тон произведения, оценочное освещение, выражение авторской позиции. Пафос — главный момент авторской оценки, рассматривается в тесной связи с идеей, авторским идеалом, характером конфликта).
- Таким образом, цель нашего урока заключается в том, что мы должны дать ответы на следующие вопросы:
- Какую оценку дает автор поступкам героев?
- В чем заключается идея произведения?
- Каков характер конфликта?
2. Работа с эпиграфом.
- Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).
- Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?
(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
- Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
- Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.
3. Работа с темой — постановка проблемного вопроса.
Тема произведения часто выносится в название.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
4. Работа с текстом.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши - (На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу).
- То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.
Владимир - Описание метели в восприятии Владимира занимает 1/6 всего текста, и это была самая большая часть вашего домашнего задания.
- Словами какой части речи насыщен текст. Зачем это понадобилось автору? (Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования; держит читателя в напряжении — через глаголы показана борьба Владимира и метели).
- Действительно, показана активная борьба, сопротивление, поэтому неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин — это слово «поминутно». Состояние героя зафиксировано не только в активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось прошло более получаса», «ещё около 10 минут».
- Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени? (Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю — усиливается беспокойство).
- Какое состояние испытывает Владимир во время метели? Меняется ли оно? (Сильное беспокойство успокоился с ужасом увидел, ... отчаяние слезы брызнули из глаз остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти)
- Исследователь Павский сказал: «Глагол есть неограниченный властелин. Царь предложения». В этом мы сейчас убедились.
- Композит Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удачу).
- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).
- Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?
Вальс Действия Владимира
- повторяется мотив; - действия тоже повторяются;
- музыка то усиливается, то прерывается - переживания героя то усиливаются, то
легкой, спокойной мелодией; успокаиваются;
- музыка становится более насыщенной, - Владимир впадает в отчаяние (как
грозной. человек, приговоренный к смерти).
Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.
- Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
- Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают).
- Исследователь творчества Пушкина Гермензон утверждает: «Он (Пушкин) понимает сон, очевидно, как внутреннее видение души... во сне скрыто пророчество мудрое и верное». Докажите эти мысли.
- Вспомните первый сон. О чем он? Какое пророчество в нем скрыто? (Отец препятствует — как отказ от благословления. Наверное, не бедность была причиной отказа, потому что потом родители соглашаются на свадьбу. Скорее родители не поверили в серьезность чувств их дочери и Владимира (он молод, легкомыслен, эгоистичен. Бросает в темное подземелье — последующее затворничество Маши).
- Второй сон еще более вещим оказывается: Владимир, умирая просит Машу поскорее обвенчаться с ним. Вспомните из курса истории какое значение придавалось браку. (Святые узы брака). Вспомните Марью Кирилловну из романа «Дубровский» (отказ без родительского благословления выйти замуж за любимого человека).
- Мог ли действительно любящий человек поступить так? Ответ аргументируйте. (Нет, потому что Владимир даже перед смертью стремиться как можно крепче привязать к себе Машу, он думает только о себе, а, следовательно, эгоистичный, легкомысленный человек. Владимир в крови — умирает (пророчество).
- Итак, все предвещает беду. Но несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.
- Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).
! Преступление нравственное - люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба - в виде метели.
Владимир - Вспомните, чем занят Владимир в это время? Какие чувства испытывает он? (Оставил все на последний день: свидетели, священник. Автор ничего не говорит о его чувствах. Он не испытывает вины перед родителями Маши, ответственности перед любимой. Более того автор иронизирует, посмеивается над ним: «Шут в усах и шпорах».
- Таким образом, мы видим, что Владимир является человеком, еще более преступившим нравственный закон (Он придумал побег, он не мог поддержать Машу и не испытывает вины). И судьба его тоже за это наказывает.
- Обратимся к нашей схеме. Посмотрите, после слова мотив идут характеристики поступков Маши и Владимира. Соотнесите эти характеристики с героями. Что различает Машу и Владимира, что общее в их поступках? (Раскаяние Маши - неосознание своей вины Владимиром). Первые две характеристики определяют и того и другого.
- Какой мотив звучит в связи с нравственным преступлением? (Наказание — по линии Маша-Владимир).
- Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)
- А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).
- Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке - раскаивается - честно признается Маше.
- Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).
Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).
Бурмин - Иное восприятие метели у Бурмина. Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина? (Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда).
Эмоциональный уровень: через слова «ужасная», «не унималась» и кажется, что на первом месте волевые усилия героя, но что-то таинственное и непонятное заставляет Бурмина делать нелогичные поступки.
- Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя.
- Посмотрите в раздаточный материал. Там обозначены герои: Maшa, Владимир, Бурмин, ниже представлена роль метели (*). Соотнесите роль метели в судьбе героев с именем самого героя (указать стрелкой). Чем является метель для каждого из них?
- Возникает вопрос: Почему так по-разному сложилась судьба героев? Почему у одного судьба отнимает счастье, любимую и даже жизнь, а другому отдает все? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать отдельные эпизоды повести.
5. Анализ эпизодов текста.
- Произведение начинается с идиллического описания жизни и быта доброго Гаврилы Гавриловича Р. Что узнаем мы об этом? (Гостеприимный хозяин, славился радушием, соседи поминутно ездили попить, поесть, поиграть в босток с его женою, поглядеть на дочь Mашу).
- Одним словом, Ненародово. О чем говорит такое название поместья? (Не могли нарадоваться такой жизни).
- С появлением Владимира тон повествования меняется. Описывая чувства Маши и Владимира, автор использует следующие слова:
- предмет, избранный ею —
- пылал страстью —
- клялись в верной любви —
- сетовали на судьбу —
- Опять прошу Вас обратить внимание на глагол. Попробуем заменить их синонимами, которые более понятны. — Что меняется, если заменит эти глаголы. (Более простое и естественное описание чувств Maши и Владимира).
- предмет, избранный ею — человек
- пылал страстью — любил
- клялись в верной любви — обещали
- сетовали на судьбу — обижались
- Зачем автору понадобились такие возвышенные и неестественно-книжные глаголы? (Чувства надуманные, неестественные, как в романах, которые читала Маша, смеется над чувствами).
- Как называется этот прием? (Ирония — легкая насмешка)
- На какой поступок отважились Маша и Владимир? Почему они решили действовать так? (Венчаться тайно, так как родители не давали свое благославление).
- Какие желания, чувства, настроения определяют поведение Маши накануне побега? (Марья Гавриловна долго колебалась, множество планов побега было отвергнуто)
- Чем объясняются эти сомнения героини? За кого больше всего Марья Гавриловна и почему? (За своих родителей, понимая какой удар она им нанесет).
- Ярким свидетельством этому является письмо. (Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителям - она осознает вину. Родительская забота и беспрестанные вопросы раздирали ее сердце, она была чуть жива, заливалась слезами, видела безобразные)
- Автор показывает ее мучения, переживания, показывая, что каждому воздается по заслугам. Каждый должен нести ответственность за поступки.
- Таким образом, мы вернулись к цели нашего урока. Посмотрите на таблицу, сделайте вывод о пафосе произведения. (Учащиеся заполняют таблицу в раздаточном материале: пафос ироничный; автор осуждает (иронизирует) поступки героев; через конфликт человек-метель (случай) проводит идею, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки).
- По мотивам повести «Метель» был снят одноименный фильм. Посмотрите отрывок из этого фильма и ответьте на вопрос: С помощью каких средств режиссеру удалось передать идею произведения Пушкина (ответственность за свои поступки). – Учащиеся после просмотра отрывка отмечают наличие икон, задумчивый взгляд, осуждающе-вопрошающий взгляд с икон и тревожную музыку.
- Как эта же идея отражена в репродукциях картин Шмаринова (использование цвета черный-белый , который указывает на борьбу, внутриличностный конфликт, в момент когда Маша убегает из дома - «молодая преступница»).
Домашнее задание: Сопоставить повесть «Метель» и «Выстрел». Что общего в них? Написать сочинение-рассуждение: Что объединяет эти повести?
Приложение 1
Предварительное домашнее задание к уроку по повести А.С. Пушкина
«Метель»
- Эпиграф. Название произведения, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом в повести «Метель». Какова задача эпиграфа. Какую мысль выражает эпиграф, выбранный Пушкиным?
- Почему произведение называется «Метель». Каково значение этого образа?
- Выпишите в тетради описание метели в восприятии М.Г., Владимира, Бурмина. Как описание связано с душевным состоянием, характером, дальнейшей судьбой персонажей? Какие художественные средства использует автор? (Как ведут себя герои во время метели?).
- Как ведут себя М.Г. и Владимир на кануне побега. Какие чувства испытывают они?
- Ирония. Найдите места в повести, где чувствуется авторская ирония (выпишите или сделайте закладки с этими эпизодами).
- Подготовьте отрывки, описывающие Владимира (l вариант) и Бурмина (2 вариант) во время метели. Пересказ близкий к тексту и выразительное чтение (индивидуально).
- Вспомните, что называется идеей и темой произведения. Определите (письменно) идею и тему произведения.
- Прочитайте определение, и ответьте на вопрос: «В чем пафос повести «Метель» . Пафос — основной эмоциональный тон произведения, оценочное освещение персонажа или произведения. Пафос — главный момент авторской позиции, рассматривается в тесной связи с идеей, авторским идеалом, характером конфликта.
- Чувства Маши и Владимира. Как к ним относится автор?
- На какой поступок отважились Маша и Владимир. Почему они решились действовать так?
- Сны Маши. Можно ли их назвать вещими? Ответ аргументируйте.
- Бурмин и Маша, заслуживают прощение у судьбы. Найдите подтверждение этой мысли (через какие испытания проходят герои)?
- Подготовьте рассказ о жизни Бурмина.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит пo сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
дует, плюет на меня;
Вот — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещаёт снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?.
домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
|