Автор:
Кузнецов Александр Борисович
Место работы:
МОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа», Пермский край, Ординский район, с. Орда, учитель химии первой категории
Интегрированный урок – игра в виде презентации «Секретные материалы» 9 класс Тема: «Свойства металлов»
Цель интегрированного урока: повторить и обобщить знания о свойствах металлов, о влиянии металлов на нашу жизнь.
Задачи урока:
Обучающая роль задач: создание системы ЗУН (в игровой форме вспомнить типы реакций, условия их протекания, умение уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса, о роли металлов в жизни человека)..
Развивающая роль задач:
- учащиеся учатся анализировать условия задач;
- сопоставлять данные задачи и находить решение;
- отбирать нужную информацию;
- объективно оценить полученные результаты;
Воспитывающая роль задач:
- привитие интереса к химии;
- формирования навыков умственного труда (усидчивость, упорство, внимание, сосредоточенность, аккуратность);
Подготовка к уроку:
1. Столы расставлены парами по числу команд и по кругу. Каждая команда состоит из 4 человек.
2. Компьютер с проектором.
3. Презентация.
4.Таблицы растворимости и таблицы Менделеева.
5. Таблица результатов:
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
№1. Загадка
|
|
|
|
|
|
№2. Отбор - тест
|
|
|
|
|
|
№3. «Секретные материалы»
|
|
|
|
|
|
№4. Опыт
|
|
|
|
|
|
№5. «Пентагон»
|
|
|
|
|
|
5.На столе: папки с заданиями, листы бумаги, ручки, под столешницей стола приклеить скотчем задания.
6.Оборудование: натрий, пинцет, чашка Петри, фенолфталеин, вода, лампочка.
7.Выбрать жюри из числа учеников старших классов. Итоговые баллы можно представлять с помощью проектора после каждого конкурса.
8.http://www.edu.yar.ru/ЯРОСЛАВСКИЙ ЦЕНТР ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ (видео ролики опытов в презентации взяты с данного сайта)
Ход урока.
Сайд №1 Урок « Секретные материалы»
Сайд №2 Учитель. Мы с Вами приступаем к проекту « Секретные материалы». Работники спецслужб славятся не только горой мышц, но и количеством серого вещества. Поэтому первое Ваше задание:
Сайд №3 № 1.Загадка: определите, что у меня в кармане, если предмет может состоять из: оксида кремния, оксида свинца, оксида натрия, вольфрама, цинка, висмута, свинца, сурьмы, олова, железа, никеля, молибдена?
/ За правильный ответ – 1 балл / Ответ: лампочка.
Сайд №4
Второе Ваше задание:
№2. Отбор - тест: Перед тем как группы начнут свою непосредственную работу в «Секретных материалах», необходимо пройти Отбор – тест на «полиграфе» – «детекторе лжи». Материал Вы можете найти под столешницей стола. Смотри приложение №1.
На листе бумаги каждый пишет свою фамилию и имя, № группы, вариант. Ответов может быть несколько. За правильный ответ – 1 балл. Тест пишется в течение 5 минут. Оформление в листе – отчете. Смотри приложение №2.
Проверка осуществляется командой сидящей рядом. / Взаимопроверка/. Каждый проверяет чужую работу и выставляет оценку в баллах.
Ключ к вопросам:
1вариант:1в, 2в, 3аг, 4б, 5абв.
2 вариант: 1а, 2абг,3б, 4бг, 5б.
/ За каждый правильный ответ – 1 балл /
Например:
ФИО
|
№ группы
|
вариант
|
ответы
|
оценка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Иванов Иван
|
4
|
1
|
1в
|
2в
|
3аг
|
4б
|
5абв
|
5б
|
Результаты передаются в жюри.
Сайд №5 Третье Ваше задание:
3. «Секретные материалы»:
Учитель. Группа прошла отбор и готова к работе. Первое Ваше секретное задание для групп «Старые дела». Это старые дела, которые ждут вашего решения.
Группа получает видео фрагмент с «Делом». Ведущий следователь распределяет задания в группе и каждый решает свое уравнение. Каждый участник набирает максимальное число баллов для себя и своей команды. Повторять одно и тоже уравнение разным участникам одной команды не следует.
- За уравнение реакции –4 балла.
- За составление электронного баланса – 3 балла.
- За определение окислителя и восстановителя – 1 балл.
Уравнения реакций:
Сайд №6 Натрия с соляной кислотой
Сайд №7 Алюминия с водой
Сайд №8 Железа с кислородом
Сайд №9 Меди с хлором
Сайд №10 Меди с концентрированной азотной кислотой
Сайд №11 Меди с концентрированной серной кислотой
Сайд №12 Алюминия с оксидом железа (3)
Сайд №13Магния с углекислым газом
На работу отводится 5 – 7 минут и по истечению этого срока отчеты передаются в «Центр» – жюри.
Сайд №14 Четвертое Ваше задание:
4. Опыт:
Учитель. С заданием Вы справились, но это только начало.
Вы помните дело Р.Вуда. / Показ опыта, взаимодействия натрия с водой в чашке Петри, и рассказ, ведется одновременно. /
Сайд №15 Опыт: взаимодействие натрия с водой. Можно добавить в воду фенолфталеин./
Представьте, идет богатый гражданин в цилиндре, бабочке, с тросточкой. Подходя к пивной, где пьют пиво негры, он незаметно бросает натрий в лужу. По луже бегает огненный чертик. Негры бросились молиться, думая, что увидели черта или дьявола.
Вопрос: ответом на загадку будет правильное решение уравнения реакции при помощи ОВР.
/ За правильный ответ – 5 баллов, время в течение 1 минуты/
Результаты передаются в жюри.
Пятое Ваше задание:
5 «Пентагон»: (правила игры Приложение №3 и на сайтах):
Учитель. Следующее «Секретное задание», которое Вам надо решить это
Вы находитесь на территории потенциального противника. Ваше правильное решение спасет Вашу группу от провала. Информацию посылаете в «Центр» – жюри. За правильный ответ на первый вопрос группа получает – 5 баллов, за вторую подсказку – 4 балла, за третью – 3 балла, за четвертую – 2 балла, за пятую – 1 балл.
Сайд №16 ЗАГАДКА – калий
Сайд №17 ЗАГАДКА – литий
Сайд №18 ЗАГАДКА – алюминий
Сайд №19 ЗАГАДКА – золото
Учитель. Подведем итог нашей работы. Вы хорошо справились с заданиями, выпавшими на Вашу долю. / Сумма баллов переводится в оценки /
Мы с Вами повторили свойства металлов, умение писать окислительно-восстановительные реакции и надеемся, что эта игра не была проведена впустую.
Сайд №20 Спасибо за внимание!
Приложение № 1 «Отбор – тест»
Вариант №1.
1.Какой из металлов способен вытеснять водород из воды / при комнатной температуре? /
а/ медь, б/ железо, в/ натрий, г/ серебро.
2. Какой из металлов обладает бактерицидными свойствами?
а/ железо, б/ ртуть, в/ серебро, г/ медь.
3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой?
а/ медь, б/ железо, в/ алюминий, г/ серебро.
4.Какой металл используют в физических приборах для измерения давления и температуры? а/ медь, б/ ртуть, в/ никель, г/ железо.
5.Между какими веществами произойдет химическая реакция?
Вариант №2.
1.Какой металл взаимодействует с водой с образованием растворимого гидроксида? а/ калий, б/ цинк, в/ свинец, г/ серебро.
2.Между какими веществами произойдет химическая реакция?
3.Какой металл не будет взаимодействовать с водой?
а/ кальций, б/ хром, в/ литий, г/ натрий.
4.Какие металлы обуславливают жесткость воды?
а/ калий, б/ кальций, в/ железо, г/ магний.
5.Какой металл придает крови моллюсков голубой цвет?
а/ магний, б/медь, в/ кальций, г/ алюминий.
Приложение №2 Лист – отчет к «отбор – тесту»
ФИО
|
№ группы
|
вариант
|
ответы
|
оценка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
Игра, как прием оптимизации учебного процесса.
Наиболее трудной педагогической задачей является выбор методов, приемов и средств обучения, которые удовлетворяют цели обучении, содержанию изучаемого материала, уровню развития мышления учащихся. Их знаниям, умениям, навыкам и другим особенностям.
Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую(мотивационную) и контрольно-коррекционную. Сравнительная оценка эффективности обучения получена Подласным И.П. (164 с.481-484) экспертным путем. В таблице приводится оценка пригодности основных методов обучения для реализации названных образовательных функций. Таблица №1. Функциональные возможности методов обучения. Вывод: исходя из пятибалльной оценки данный метод не имеет ни одного конкурента.
С помощью игры возможно достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. Использование игр или элементов игры на уроке имеет большое воспитывающее значение: учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачи. В коллективе формируется общественное мнение, создается творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого учащегося. В играх тренируются также внимание и память, особенно зрительная и слуховая, создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху в работе и повышает интерес к ней учащихся.
Много раз в печати говорилось о сложности преподавания химии, перегруженности детей лишней информацией, отсутствии связи между предметами естественно-научного цикла. Трудно спорить с фактами, которые бросаются в глаза: дети стали болезненнее, плохо владеют родным языком. Исправить такой крен учитель средней школы не может, но сделать так, чтобы на его уроках было нескучно, чтобы факты врезались в память и обучение шло не только на уровне воспроизведения материала, но и на уровне логического мышления, анализа разрозненных фактов и объединения их в единую картину, на уроках химии представляется прекрасная возможность. Именно поэтому мною был выбран метод познавательная игра.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
На самом деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в разной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.
Существуют много разных игр: КВН, «Своя игра», деловые игры, сказки и т.д. Но мною была выбрана главная игра, которая применяется уже около 18 лет «Химический пентагон».
Данное пособие составлено в соответствии с учебниками 8-11 классов Габриеляна О.С.
Данная игра хороша тем, что все учащиеся класса принимают самое активное участие. Причем активность проявляют и учащиеся со слабыми знаниями по предмету.
Правила игры:
Участники: ведущий, жюри – 2-3 человека, команды по 4 человека.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды.
3. На столах играющих команд ручки и 10-15 листов бумаги.
4. Игра подразделяется на 7 таймов по 6-7 минут.
Во время игры:
В каждом тайме ведущий зачитывает пять подсказок. После каждой подсказки дается время 1 минута, чтобы команды обсудили, написали на листочках ответ и передали его в жюри.
Если команда дала правильный ответ уже после первой подсказки, ей присуждается 5 баллов, после второй – 4 балла и т.д. За каждый неправильный ответ команда теряет 1 балл. Несколько подсказок можно пропустить, если есть сомнения или нет ответа. В этом случае баллы не теряются.
После каждого тайма ведущий дает правильный ответ, а жюри называет число очков, полученное каждой командой за последний тайм и общее число очков.
В конце игры жюри подсчитывает количество заработанных баллов каждой командой, а ведущий подводит итог всей игры.
На данном уроке использую только элементы данной игры «Пентагон»
С элементами своей работы над сборником выступал на 11 областной научно – практической конференции, проходящей в п. Шадейка Кунгурского района, Пермской области 13.04.2001года.
Данную игру можно взять на сайтах:
1.Российский образовательный портал: http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=872
Сборник методических разработок для школы
Главная > Естествознание >
Содержание раздела
5. Химическая игра «Пентагон»
Автор: Кузнецов Александр Борисович, Ординская школа с. Орда, Пермский край
2.Педагогический Интернет - клуб. Сетевое сообщество работников образования Тамбовской области:
http://club-edu.tambov.ru
|