Место работы:
учитель литературы и русского языка, МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьск Тюменской области
Решение продуктивных задач на уроках литературы как средство развития творческих способностей
Созидание нового – неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами. С опытом творческой деятельности связана возможность формирования определённых качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовом виде знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению другого, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей её полноте.
В этой статье мы предлагаем вашему вниманию одно из средств по развитию творческих способностей – решение продуктивных задач.
Процесс творчества рассматривается нами как продуктивный процесс личностного роста и психического развития, обеспечивающий возможности открытия окружающего мира и самовыражения личности через словотворчество: актуализацию жизненного и литературного опыта как потребности в поиске и порождении личностных проблем, возможности развёртывания исследовательской активности, направленной на использование знаний в нестандартных ситуациях, поиске и открытии нового; выражении нового как решения проблемы в форме художественного, интеллектуального, вещественного «продукта».
В результате решения продуктивных задач создаётся система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения; система внутренних мотивов переориентирует процесс решения репродуктивных учебных задач за счёт создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимоотношений.
Изучение литературы, даже проблемное, неизменно влечёт за собой ориентацию на авторитеты. Возможность высказать свою точку зрения в такой ситуации загоняется волей-неволей в рамки дозволенного. Мы изучаем в школе литературу как литературоведение, как науку. Но необходимо ли это для будущих чаще всего отнюдь не филологов?! Над этим стоит задуматься и взглянуть на литературу с иных позиций: как на синтез науки и искусства: в результате чего интерпретация литературы примет во многом импрессионистический и оценочный характер. По сути вышеозвученная мысль близка в этой трактовке к формальному методу изучения при рассмотрении литературы как совокупности творческих приёмов. Нам импонирует позиция Шкловского, заявляющего, что суть искусства проявляется в изображении привычного, знакомого как странного, незнакомого. И тогда вариантов интерпретаций будет равно количеству учащихся, а не количеству литературоведческих догм.
Использование продуктивных задач возможно на любом из этапов урока в зависимости от задумки учителя, логики его урока.
Предлагаем некоторые формулировки продуктивных задач, уже апробированные в процессе изучения литературы:
- Составьте опорную схему по творчеству одного из поэтов (писателей) XIX (ХХ) века.
- Напишите современным литературным языком одно из произведений Ломоносова.
- Сочините, используя современный материал, оду в стиле Ломоносова.
- Придумайте возможную беседу писателей (поэтов) XVIII (XIX - XX) века о приоритетности того или иного литературного направления.
- Представьте возможный жизненный путь Чацкого, перипетии его судьбы.
- Сочините возможное письмо Чацкого к Софье до приезда в дом Фамусовых.
- Придумайте лексические перевёртыши на известные строчки комедии «Горе от ума».
- Составьте опорную схему по определённому литературному произведению.
- Сочините возможный диалог Евгения и Параши из «Медного всадника» накануне наводнения.
- Современники Пушкина восприняли «Бориса Годунова» как «убогую обнову под Новый год». Представьте себя современником поэта и напишите отзыв на его трагедию.
- Пушкин писал о «дали свободного романа». Придумайте продолжение «Евгения Онегина».
- Придумайте возможный диалог Евгения Онегина и Чайльда Гарольда.
- Пушкин говорил по поводу романа «Евгений Онегин», что Татьяна помимо его воли «взяла и вышла замуж». Вследствие этого сюжет приобрёл определённую направленность. Сочините возможное развитие сюжета, если бы судьба Татьяны сложилась по-иному.
- Известно, что Пугачёв в «Капитанской дочке» - прямая противоположность Пугачёву в «Истории пугачёвского бунта». Что бы получилось, если бы Пушкин в «Капитанской дочке» последовал правде истории. Сочините сюжет подобной повести.
- Опишите дискуссию писателей двух направлений: романтика и реалиста.
- Сочините возможный диалог Печорина и Жюльена Сореля. Нашли бы они общий язык?
- Если бы княжна Мери вела дневник, что бы она написала об истории с Печориным?
- Сочините свою версию-предысторию отношений Веры и Печорина.
- Представьте, о чём могли бы поговорить Лермонтов и Байрон? Сочините такой диалог.
- Сочините отрывок из возможного дневника Чичикова.
- Сопоставьте изображение деревни в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева и в «Бедной Лизе» Карамзина.
- Покажите трансформацию жанра русской комедии на материале пьес: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя.
- Сопоставьте стихотворения «Памятник», принадлежащие перу разных поэтов.
- Немецкий учёный Г.Корф говорил, что «романтизм есть в конечном итоге тип выделившейся личности». Согласны ли вы с данной точкой зрения? Обоснуйте своё мнение.
- Чацкий: застрельщик, победитель или жертва? Соотнесите своё мнение с точкой зрения Гончарова в статье «Мильон терзаний».
- Онегин – «лишний человек»? Или он становится «лишним человеком»? Обоснуйте свою точку зрения.
- Д.Мережковский назвал Пушкина «дневным», а Лермонтова – «ночным светилом русской поэзии». Как вы понимаете эту фразу?
- Русский философ Н.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Согласны ли вы с этим? Почему?
- Сделайте сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова «Дума» и «Монолог».
- Сделайте сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «Узник» и Лермонтова «Узник», «Желание».
- Прокомментируйте возможные символические толкования поэмы «Демон»: философская сфера (Демон по отношению к Богу и мирозданию); историческая сфера (Демон как вариант передового сознания лермонтовской эпохи); психологическая сфера (Демон как носитель трагической свободной страсти).
- Докажите, что «Мцыри» - романтическая поэма.
- Является ли Печорин виновником драматических событий? Ваше мнение.
- Поэма «Мёртвые души» - это упрёк Гоголя современной Руси или изображённые «свойства русского человека»? Обоснуйте своё мнение.
- Л.Н.Толстой говорил, что «в русской литературе нет ни одного произведения, которое бы полностью соответствовало европейским жанровым нормам». Попробуйте доказать эту мысль на примере изученных произведений XIX века.
- Сравните роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с произведением Б.Акунина «Ф.М».
- Сделайто сопоставительный анализ трйх произведений: «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда, «Шагреневая кожа» О.де Бальзака, «Портрет» Гоголя.
- Почему Гоголь, рассказывая предысторию Чичикова И Плюшкина, утаивает её, говоря о Манилове, Собакевиче, Ноздрёве, Коробочке? Попробуйте написать биографию этих героев.
- Выполните сопоставительный анализ Плюшкина из поэмы Гоголя «Мёртвые души» и героя повести Бальзака «Гобсек».
- Один раз Чичиков нашёл у себя на столе письмо незнакомки, которое начиналось так: «Нет, я должна тебе написать». Напишите письмо в духе дамы города N.
- Попробуйте продолжить враньё Хлестакова в «Ревизоре».
- Напишите страничку из дневника Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре.
- Придумайте возможный сюжет пьесы на современном материале, используя темы, поднятые А.Пушкиным в «Маленьких трагедиях».
- Напишите портрет друга в манере Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
- Сравните образ Гончарова с образом его любимого героя Обломова (по воспоминаниям современников, по тексту романа и автобиографическим заметкам).
- Напишите письмо И.И.Обломову.
- Нашли бы общий язык Обломов и Манилов? Сочините возможный диалог.
- Что могла бы написать Ильинская о своём романе с Обломовым?
- Составьте опорный конспект на тему «Причины гибели Катерины».
- Сочините свою версию истории замужества Катерины.
- Придумайте несколько ассоциативных сравнений героев драмы «Гроза» с кем-либо или чем-либо.
- Представьте себе, что о первой встрече Е.Базарова и П.Кирсанова рассказал нам не автор, а сами герои. Напишите их монолог о первом впечатлении друг о друге.
- Подготовьте рассказ о Базарове от имени одного из героев романа «Отцы и дети».
- Придумайте лексические перевёртыши на известные афоризмы Базарова.
- Напишите от имени Е.Базарова неотправленное письмо Анне Сергеевне Одинцовой.
- Составьте опорную схему на тему «Смысл противопоставления Е.Базарова и П.П.Кирсанова» и др.
При решении продуктивных задач приоритетной становится групповая работа, так как побуждение ребёнка к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками и вместе с тем побуждение к максимальной мобилизации и актуализации личного опыта даёт возможность решить продуктивную задачу группе учащихся, задачу, которую не под силу решить одному ребёнку. А учителю при этом нужно быть хорошим режиссёром и организатором групп, потому что удачно сформированная группа – 50% успеха в решении продуктивной задачи.
Следовательно, процесс формирования группы не просто прихоть учителя, а сознательный акт, направленный на улучшение качества работы. В связи с этим можно выделить ряд принципов формирования групп:
1. Желание:
а) по межличностным отношениям (чаще используется во внеклассной работе);
б) по интеллектуальным запросам (в научной работе).
Предлагается внедрение принципа совместной продуктивной деятельности при подготовке к научно-практической конференции. Создаются проблемные группы (2-7 человек) и осуществляется совместная поисковая деятельность учащихся под руководством учителя, который направляет усилия учащихся на разработку отдельных аспектов. Целями такой проблемной группы являются: выработка умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности; приобретение опыта научной, творческой, исполнительской работы; развитие умения работать в творческом коллективе и стремления к постоянному обмену мнениями и опытом.
2. Случай:
а) жребий;
б) журнал (на уроках закрепления и обобщения материала).
3. Климат:
а) психологический принцип (в одной группе должны оказаться психологически совместимые учащиеся).
4. Зодиакальный принцип.
От зодиакальных особенностей совсем отказываться не следует, так как общепризнано, что лидерами являются, как правило, Овны, Львы, Девы; гармонизаторами – Весы, Стрельцы.
5. Состав:
а) гомогенный принцип (дифференциация учащихся на сильные и слабые группы с целью решения творческих задач разного уровня);
б) гетерогенный принцип (подбор в одну группу учащихся, имеющих разный уровень интеллектуального и нравственного развития. Показательно, что участие в групповой работе является значительно большим стимулом развития потенциальных интеллектуальных и лингвистических способностей слабоуспевающих школьников, чем индивидуальная работа с ними учителями.
6. Стихийность.
Этот принцип срабатывает для метода угадывания – вероятного прогнозирования, то есть приёма предвосхищения, когда учитель читает художественный текст, прерывает его и просит продолжать. Группы здесь формируются стихийно, так как знающих данный текст отсаживают, они могут быть экспертами (этот принцип применим на уроках объяснения нового материала).
7.Проблемность:
а) по отношению к вопросу: выдвигается проблема, высказываются точки зрения и по отношению к ним формируются группы, которые должны защитить свою позицию, свой выбор;
б) в зависимости от пола: вопросы, которые легче решить в чисто «женской или мужской» группе (используется этот принцип на уроках обобщения материала).
Возможные принципы организации работы в группе:
1. Индуктивный.
1 2 4 (от частного к общему)
Сначала каждый в индивидуальном порядке решает проблему, затем объединяются в малые группы по 2 человека, потом уже по 4 человека и дают общий результат работы.
2. Круговой.
Каждый член группы работает над частью проблемы, затем объединяются в пары и знакомят друг друга с новым материалом. Таким образом, каждый уже знает 2 темы. Теперь все выбирают новую пару, и, работая по кругу, ребёнок в результате имеет возможность узнать 3-4 новых темы, а свою повторить несколько раз.
3. «Один за всех»
По одному человеку от группы выходят к доске и оказываются в положении вратаря, принимающего броски мяча. Каждая группа задаёт вопросы, а он отвечает – «один за всех». Принцип ответственности в данном случае доминирует над остальными.
Приёмы опроса при совместной продуктивной деятельности:
1. Выбор (отвечающего от группы выбирает учитель).
2. Все (отвечают все ученики).
3. Экзаменаторы (одна группа экзаменует другую).
4. Делегат (отвечающего выбирает группа).
5. Доверие (группа не отвечает, работая на доверии).
Распределение ролей в группе может осуществляться следующим образом:
1. Наугад (если учитель плохо знает коллектив, то возможно распределение по цветам, фигурам).
2. Естественный выбор (произвольное, самостоятельное распределение ролей).
3. Указка сверху (с целью разностороннего развития личности назначение, например, тихого, неприметного ученика лидером группы, то есть замена обычных ролевых масок на несвойственные).
4. Х и К0 (учитель выбирает лидеров, а те набирают себе команду).
Творческий опыт должен быть нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приёмы, работающие на получение человеком такого опыта, делаются обязательной частью этого процесса.
|