«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
3.1. ЧТО ТАКОЕ ПОРТФОЛИО?
1. Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
- Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
- Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
2. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."
3. Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:
- Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
- Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
- Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
4. Профессиональное портфолио учителя может содержать:
- CV учителя;
- описание (перечисление) пройденных им курсов повышения квалификации;
- рабочие материалы: планы уроков, презентации, тесты и т. д.;
- методические разработки, статьи, опросники;
- формы самоанализа и рефлексии,
- коллекции полезных ссылок и закладок, которые учитель использует в своей работе,
- руководства пользователя для работы с веб-инструментами;
- фото и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских,
- ссылки на сайты профессиональных сообществ, участником которых является учитель, а также ссылки на интересные форумные обсуждения с его участием,
- ссылки на педагогические мероприятия (форумы, семинары, вебинары), в которых был представлен опыт учителя;
- ссылки на работы и сайты своих учеников и т.д.
- успехи учеников в конкурсах, олимпиадах (список, фото, ссылки) и т.д.
5. Принципы составления портфолио учителя:
1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
6. Пример портфолио учителяв виде плана выглядит следующим образом:
1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.
7. Критерии оценки портфолио.
3.2. ЗНАКОМСТВО С АТТЕСТАЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ VRN
Все необходимые материалы для аттестации просмотрела, скачала образцы заявлений, аттестационных листов, памятку для пед. работников, камеральную экспертизу и др.. Все это очень пригодится, спасибо за ссылки.
Итак, черновой план моего портфолио: 1. О себе - так называемая ВИЗИТКА учителя(хочется красиво, лаконично и не скучно рассказать о себе. Наверное, с презентацией).
2. Профессиональнаая деятельность: я учу, я воспитываю, я обучаюсь сама (может быть так или по-другому, не решила еще).
3. Моя квалификация (для меня самый трудный и тяжелый раздел).
4. Мое рабочее место или место где происходит знакомство с географией.
5. Мои ученики и награды (последних мало, но все мои).
Может я что-то добавлю или уберу, не знаю. Знаю точно это произойдет, потому что процесс создания чего-нибудь всегда увлекателен и не быстр. Хотя в нашем случае медлить нельзя.
3.3. АНАЛИЗ ГОТОВЫХ ПОРТФОЛИО.
Просмотрев N-количество портфолио, я пришла к выводу, что они могут быть абсолютно разными и при этом одинаково интересными. Так, например, мне очень понравилось портфолио Пономаревой Елены Александровны. Очень талантливо и профессионально выполнено, структура понятна, не скучно, познавательно, любопытно было досмотреть его до конца. Визитная карточка очень понравилась, мотивация на уроках сработала на мне - всегда любила химию, но уроки были не интересными и многое не усвоилось. Это портфолио рассказало мне много нового об авторе. Спасибо!!!
Портфолио Крышковец Л.П. построено совсем по-другому, но тоже не менее интересное. Теперь даже не знаю - смогу ли я осилить эту дорогу. Все очень интересно, но сразу видно, что это большой труд. Вспомнились летние каниулы и прожитое без пользы для проф. роста время. Вот когда всем этим надо заниматься.
|
На: Дневник участника МК Кульневой Ю.Н.
Юлия Николаевна, основательно разобрали теорию, спасибо!
А вот картинка не видна. Может ее на сайт загрузить лучше?
Дорогу осилит идущий!
На: Дневник участника МК Кульневой Ю.Н.
Да, теорию вроде бы разобрала, но катастрофически не хватает времени!!!
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)