ПОРТФОЛИО
(Картина Рене Мгрита "Прорыв в поля")
Дорогие коллеги!
Рада, что в нашем коллективе есть учителя, которые готовы совершить прорыв в поля, взять неприступную крепость Измаил
|
ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА ГРИЩУК ЕКАТЕРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
Часто острая и меткая шутка лучше и верней решает важные дела чем суровые и резкие слова. (Гораций)
Резкость хороша только на фото! ))
Никогда не выражайся четче, чем способен мыслить. (Нильс Бор)
|
ПРОФИЛЬ
ГИМНАЗИЯ № 9
ОДНОКЛАССНИКИ
В КОНТАКТЕ
(Медаль за взятие крепости Измаил)
|
У нас все обязательно получится! Только перед этим надо хорошенько потренироваться на макете этой крепости (именно так солдат учил великий полководец Суворов). А мы потренируемся на площадке "Открытого класса"!
Думаю, что в результате мы не только создадим свои портфолио, но и сможем организовать в нашей гимназии дистанционное обучение!
Читая о портфолио для себя выделила следующее:
Портфолио нужно для решения следующих задач:
- для самопрезентации;
- для предъявления результатов и достижений;
- для обобщения своего опыта и систематизации материалов;
- для обмена опытом и установления контактов/связей;
- для использования в качестве инструмента анализа и рефлексии профессиональной деятельности;
- для расширения возможностей получения внешней оценки;
- для признания в профессиональном сообществе.
Профессиональное портфолио учителя может содержать:
- CV учителя;
- описание (перечисление) пройденных им курсов повышения квалификации;
- рабочие материалы: планы уроков, презентации, тесты и т. д.;
- методические разработки, статьи, опросники;
- формы самоанализа и рефлексии,
- коллекции полезных ссылок и закладок, которые учитель использует в своей работе,
- руководства пользователя для работы с веб-инструментами;
- фото и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских,
- ссылки на сайты профессиональных сообществ, участником которых является учитель, а также ссылки на интересные форумные обсуждения с его участием,
- ссылки на педагогические мероприятия (форумы, семинары, вебинары), в которых был представлен опыт учителя;
- ссылки на работы и сайты своих учеников и т.д.
- успехи учеников в конкурсах, олимпиадах (список, фото, ссылки) и т.д.
Есть точка зрения, что e-портфолио – это своеобразный «иконостас», состоящий исключительно из дипломов или справок об окончании курсов, которые достаточно сосканировать и разместить в Сети (в значении - на Bебе). Чем больше таких свидетельств – тем ярче портфолио. Вряд ли с этим мнением можно согласиться, поскольку портфолио предназначено не столько для «консервирования» прошлых заслуг, сколько для того, чтобы помочь себе выстроить дальнейший профессиональный путь, назовем его карьерой, не вкладывая сюда смыслов продвижения исключительно «вверх по лестнице». Хорошая карьера ведь может быть и горизонтальной... Для этого в вашем портфолио должны появиться другие материалы, которые как бы отвечают на ваши же внутренние вопросы, адресованные самому себе.
Продумывать структуру будущего портфолио можно, задавая себе вопросы:
- Как я учу своих учеников?
- Как я учусь сам?
- Какие есть идеи для обновления методики обучения?
- Какие разрабатываю учебные материалы и где их размещаю?
- С кем взаимодействую и сотрудничаю в Сети?
- Как я популяризирую свой успешный педагогический опыт?
- Какими современными веб-сервисами пользуюсь?
- Какие новые профессиональные задачи перед собой ставлю?
- Какие профессиональные проблемы осознаю и как их решаю?
По мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии.
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения
Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:
1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:
1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы
2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
Суммируем некоторые принципы составления портфолио учителя:
1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:
1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.
Портфолио должно быть удобным и для себя и для других. Собственно этот принцип — есть итог первого и второго. Удобство для себя — это возможность быстро найти нужное, сформировать необходимый пакет и разместить с привязкой к конкретной позиции, разделу. Удобство для других — это возможность быстро получить представление о себе, о своем опыте.
И вот оно свершится (рано или поздно), портфолио будет не только создано и наполнено, а станет частью нормальной работы, образа мыслей современного педагога, методиста, специалиста. Это будет органично, как пользование телефоном для быстрой связи. Это будет понятно, как соблюдение простых норм этикета. Это будет обыденно, как соблюдение режима дня. Это будет просто некий виртуальный шкаф дорогой (потому что свой) и многоуважаемый (потому что с самооценкой у нас все в порядке). И подобно чеховскому герою мы тоже сможем обратиться к нему и сказать:
Дорогой, многоуважаемый портфолио! Приветствую твое существование, которое направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевает, поддерживая в нас бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
О ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПОРТФОЛИО
Из предложенных к обсуждению портфолио мне больше всего понравилось портфолио учителя начальных классов Крышковец
Задание 3.2.
На основе анализа аттестационных материалов считаю, что портфолио должно включать следующие элементы:
1. Личные данные ( ФИО, должность, наименование ОУ). Комментарии учителя с информацией об условиях педагоического труда и специфике образовательной организации, классах, в которых работает учитель.
2. Учебные достижения учащихся (результат успеваемости по итогам годовой аттестации, результат итоговой аттестации).
3. Внеурочные предметные достижения учащихся (предметные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции).
4. Результаты деятельности педагога как классного руководителя (итоги психолого-педагогического мониторинга в классе, итоги участия класса в коллективных мероприятиях различного уровня).
5. Методическая работа (использование современных образовательных технологий, проектная деятельность педагога, участие в конкурсах, участие в научной, научно-методических сферах педагогической деятельности).
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (наставничество, публикации, открытые уроки, внеклассные мероприятия).
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
8. Самообразование.
9. Самоанализ профессиональной деятельности.
НАЗВАНИЯ СТРАНИЦ ПОРТФОЛИО
1. ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
-
САМООБРАЗОВАНИЕ
-
САМОАНАЛИЗ
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
3. "ОПЫТ - СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ"
- ПУБЛИКАЦИИ
- ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
3. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
- ТЕХНОЛОГИИ
- ПРОЕКТЫ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
3. УЧЕНИКИ
- УСПЕВАЕМОСТЬ
- ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
- ОЛИМПИАДЫ и конкурсы
Готовим материалы своего портфолио
№ п/п |
Раздел портфолио |
Подготовленный материал |
1 |
Главная страница
|
презентация учителя |
самоанализ |
2 |
Ученики
|
успеваемость, итоговая аттестация |
участие детей в конкурсах, олимпиадах |
3 |
Использование современных образовательных технологий
|
фрагменты уроков, |
презентации |
4 |
Методическая работа
|
технологии |
проектно-исследовательская деятельность |
профессиональные конкурсы |
|
|
|
7 |
Опыт - сын ошибок трудных |
внеклассные мероприятия |
открытые уроки |
публикации |
8 |
Повышение квалификации |
|
владение ИКТ |
по предмету |
9 |
Награды
|
грамоты, благодарственные письма
|
|
На: Дневник МК Грищук Екатерины Григорьевны
Здравствуйте, Екатерина Григорьевна!
Какое мотивирующее начало! Удачи в Ваших начинаниях!
С уважением, Людмила Гусева
На: Дневник МК Грищук Екатерины Григорьевны
Спасибо, Людмила Александровна!
Зажечь других можно только в том случае, если горишь сам )))
Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь САМ заставлять себя и САМ требовать от себя.
На: Дневник МК Грищук Екатерины Григорьевны
Ой, вот идея с дистанционным обучением мне очень нравится! И я даже знаю самую лучшую площадку для него: Edmodo!
Успехов нам всем и открытий!
Дорогу осилит идущий!
На: Дневник МК Грищук Екатерины Григорьевны
На этой площадке все на английском языке
Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь САМ заставлять себя и САМ требовать от себя.
На: Дневник МК Грищук Екатерины Григорьевны
Ну, "всё" - это не так уж много. Если учителя, не знающие языка, успешно взаимодействовали там в ходе обучающего семинара (чтобы материалы были доступны, надо залогиниться - логин и пароль от ОК - и "присоединиться"), то ученики, изучающие язык, освоятся еще быстрее. Но возможности там и правда очень продуманные. И главное - площадка закрытая, никакая персональная информация не уйдет.
А во-вторых, они уже год назад искали волонтеров, чтобы помочь все русифицировать: там много пользователей из России.
Дорогу осилит идущий!