Познакомилась с ресурсом, предложенным АВВ:
"Гендина Н.И., Колкова Н.И, Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. -512 с".
Книга оставила очень двойственное печатление. В ней много полезной фундаментальной информации.
- Я наконец увидела определение, что такое ИКЛ ( совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных технологий, так и ИКТ);
- узнала об общеметодологических принципах информационного обазования;
- познакомилась со стандартами информационной грамотности по версии Американской библиотечной ассоциации;
- прочитала об информационных закономерностях в современном мире;
- составила представление о ключевых компетентностях, выделенных экспертами Совета Европы...
Все это здорово, потому что дополнило, расширило, дало очертания моим представления об ИКТ.
С другой стороны, очень любопытно было познакомиться с программами по ИКЛ, тем более, что они заявлены как системное, непрерывное образование: для школьников, учителей, студентов, аспирантов. И вот они-то мне не понравились. Как-то уж очень технологично подошли к ним авторы. Ну вот научим мы учащихся виртуозно осуществлять поиск информации, готовить информационный продукт, пользоваться другими технологиями. И что, мы сформировали информационную культуру?
Мне не хватило какой-то гуманитарной составляющей, интеграции ИКЛ во все области знания, творческого начала в работе с информацией.
Нужен ли такой отдельный курс? Для учащихся, пока думаю, что нет. Может быть, потом мое мнение изменится? Почему - нет? Я вижу это так, что формированием информационной культуры у школьников должны заниматься все педагоги, каждый в рамках своего предмета. Причем не ограничиваясь строгими рамками программы, а как способ решения естественно возникающих учебных задач: в рамках проектов, подготовки сообщений, рефератов, работы научного общества учащихся и т.д.
Но для того, чтобы любой учитель мог участвовать в формировании ИКЛ школьника, он должен сам быть компетентным. Поэтому для учителей такой курс насущно необходим.
О психолого-педагогической и информационной составляющих в культуре учителя. Мне кажется, что сейчас происходит их сращивание. Стоит ли искусственно вычленять то, что сама жизнь связала в крепкий узел?
Но на сегодняшний день понятие информационной культуры личности личности еще не нашло широкого распространения в обществе, отсюда и отсутствие каких-то требований к ИКЛ педагога.
Зашла на сайт аттестации педагогических работников в своем регионе - Воронежской области. Учителя первым этапом проходят тестирование, на сайте предложены вопросы для подготовки. Предусмотрено два тестовых задания: по информационной компетентности и по предмету-педагогике-психологии-праву. Боюсь, что понимание информационной компетентности воронежцами - типично. Но говорит ли оно что-то о действительной информационной грамотности педагога?
Я за всеобщую подготовку учителей в области ИКЛ!
|
На: 130226 Модуль 11. ИКЛ педагога
Елена Александровна,посмотрела тест и согласна с вами полностью, что выучив такую не совсем нужную теорию, станет ли учитель компетентен в интернет-общении? Это вопросы за курс информатики, как мне кажется.