Предлагаю добавить в Модуль 03 обсуждение Профессионального стандарта педагога (пока в проекте). Или самоанализа своих компетентностей в соответствии с этим стандартом. Приложение 1 (стр. 19-25) устанавливает требования к ИКТ-компетентности учителя.
ИКТ-компетентности разделены здесь на три группы: общепользовательский компонент, общепедагогический и предметно-педагогический.
Мне, например, очень интересно, что умею и не умею я из того, что министерство считает, что уметь мне как учителю надо обязательно.
Итак, общепользовательские умения. Включаем компьютер :). "Устранение неполадок" - это интересно о чем????
"Соблюдение этических и правовых норм" (причем выделена только недопустимость неавторизованного использования информации, про лицензионные программы ничего не сказано; Это само собой разумеющееся, поэтому по умолчанию? Или мне все-таки можно использовать их?).
Видеоаудиофиксация процессов. Микрофоном пользоваться умею. Веб-камеры у меня пока нет. :(
Клавиатурный ввод. То есть, подразумевается, что я умею работать без мышки, с клавиатуры??? Это, конечно, ускоряет работу, но реально использую всего несколько действий: копировать, вставить, вырезать, поиск в документе, переход между языками.... Нет, без мышки я не смогу :(
Аудиовидиотекстовая коммуникация (орфографию оставила из документа) - без веб-камеры проблематично.
Навыки поиска в Интернете и базах данных :)
Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте :)
Общепедагогический компонент
Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
- Планирования и объективного анализа образовательного процесса. Все планы и отчеты создавать в электронном виде?
- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа). Все выкладывать на сайт? + электронные дневники?
- Организации образовательного процесса:
выдача заданий учащимся; Это только электронный дневник или уже дистанционное обучение?
проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев; Это уже, видимо, точно ДО!
составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного. :)
дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором. Елена Александровна, спасибо за обучающие семинары. Педагоги, которые там были, теперь точно профи.
- Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; сетевые проекты? :)
следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
используют предоставленные им инструменты информационной деятельности. Антиплагиат пока представляю только теоретически. :(
- Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. :)
- Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде. :)
- Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий. :)
- Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа. Формулировка пока не уложилась в моей голове :(
- Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся. И причем тут ИКТ? :(
- Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования. :)
- Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного. :)
- Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся. :)
- Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья. ???
Предметно-педагогический компонент
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология). :) Умею, но использую нечасто.
- Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география). :)
- Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология). :)
- Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология). :( Моего предмета в списке нет, и все же...
- Использование цифровых определителей, их дополнение (биология). :( Что это?
- Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
литературные тексты и экранизации, :)
исторические документы, включая исторические карты :)
(все предметы).
- Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание). :)
- Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка). Не представляю, о чем речь. :(
- Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература). Увы! Столько раз был мастер-класс у О.В. Степаненковой "Магия флеш", но как-то не сильно хотелось, программа не нашлась, показалось не сильно актуальным - в общем, не позаботилась. Буду уповать на то, что с естественников это не спросится.
- Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика). Видимо, химики не доросли. И хорошо. Потому что я не знаю, о чем речь. :(
- Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся :( Тут хорошо бы знать, что понимается под "всеми элементами компонента"
Вывод. Огромное спасибо НФПК за проекты «Открытый класс» и «ЭОР». Благодаря участию здесь в обучающих семинарах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, я могу сказать, что в основном мои IT-компетентности соответствуют требованиям предполагаемого профессионального стандарта.
Но вот о чем подумалось: ведь значительная часть учителей в моей школе еще не приняла мысль об ИКТ. Все затормозилось на презентациях. Возможно, профстандарт станет тем фактором, который стимулирует их активность. Вот тогда программа ВВ окажется полезной.
|