Как работать с информацией эффективно?
Модуль 5, на мой взгляд, может внести значимый вклад в развитие информационной культуры.
Интересен не только алгоритм в целом. Но и каждая из его составляющих.
Особенно хочется обратить внимание на:
1) информационную безопасность. Здесь вирусы и трояны - лишь малая опасность, которая может ожидать пользователя в сети. Особенно если это дети! А если они наткнутся на деструктивные секты и группы, использующие, например, методики НЛП? Или столкнутся с преступниками и станут их жертвами?
2) сохранение информации. Давно приглядываюсь к сервису Evernot, даже зарегистрировалась там. Люди пишут, что они хранят в блокнотах сервиса огромное количество информации, отправляя туда все, что попадается интересного и полезного не только для настоящего момента, но и на возможную перспективу. Мне это непонятно. Если я буду оставлять все, что может когда-то потребоваться, мне придется искать дольше, чем заново найти в сети. Конечно, у меня множество сохраненных ссылок и материалов, но все же я стараюсь периодически удалять ненужное, потому как все равно не вспомнишь, что оно у тебя есть.
3) ежедневно. Здесь как раз для меня проблема обратная. Я очень много времени теряю, работая с компьютером и Интернетом. Хочется научиться ранжировать задачи так, чтобы отсекать то, что можно отсечь. На все просто не хватает времени.
Возможные учебные ситуации для освоения модуля
Формула ПОСРЕДНИК повторяется постоянно, когда мы работаем над какой-то темой, ищем и преобразуем информацию для проекта, урока, статьи и т.д.
Но, конечно, если речь идет о повышении квалификации при работе по данной программе, это должна быть смоделированная ситуация.
Ближе всего для учителя задача, когда надо преобразовать материал, чтобы можно было донести его до учеников. Работа над любым ученическим проектом требует планирования, поиска, отбора, представления и т.д. информации. Все этои помогает освоить детям читель. А значит, любой проект вносит вклад в информационную компетентность обучающихся. Поэтому попробуем убить двух зайцев и, работая над ИКЛ учителя, создать материал, который пригодится учителю для работы с учениками.
1. Визуализируйте последовательность работы с информацией на основы формулы ПОСРЕДНИК с помощью любого сервиса или программы, чтобы можно было представить ученикам их действия в каком-либо конкретном проекте.
2. Подумайте, есть ли система в поиске, отборе , хранении Вами информации? Составьте инструкцию (или полезные советы) для учащихся, как искать информацию, сохранять ее и т.д.
3. Как Вы храните ссылки? Подготовьте полезные советы по работе со ссылками для своих коллег.
4. Оформление ссылок и библиографического списка. Знаете ли Вы, что существует ГОСТ, регламентирующий содержание ссылки не только на материал на бумажном носителе, но и на электронные источники. Подготовьте такие рекомендации для коллег и представьте их на заседании методического объединения.
Еще меня интересует такой момент. Как-то прочитала, что используя постоянно систему поиска Google, человечество начинает мыслить в стиле Google. Не очень понимаю, что имел в виду автор, но убедилась, что использовать этот поисковик не всегда удобно. Если, например, требуется найти вообще информацию по какой-то теме, я использую Google, если что-то конкретное, но с неизвестным автором, источником - удобнее Yandex. То есть, различие между поисковыми системами есть. Какие? Какая поисковая система самая оптимальная? Хорошо бы разобраться с этими нюансами.
|