Особую роль в формировании у школьников современной научной картины мира и ноосферного мышления, которое предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение, играют естественнонаучные дисциплины. Их интеграция одно из необходимых условий выработки реалистичного взгляда на природу и место человека в ней, ноосферной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.
Уважаемые коллеги! Примите участие в обсуждении следующих вопросов:
Какие возможности имеют естественнонаучные предметы в формировании ноосферного мышления у современных школьников?
Какова роль в этом процессе современных педагогических технологий и информационно-образовательной среды?
С какого возраста целесообразно начинать формирование ноосферного мышления, навыки разумного и безопасного поведения в природе?
Добрый вечер, уважаемая Наталия Валерьевна! Вы затронули очень актуальную проблему - проблему необходимости формирования у людей чувства ответственности за состояние окружающей среды. В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания. Происходит интеграция естественных наук - биологии, географии, экологии, химиии, физики, астрономии, математики и др. на базе экологических идей. На мой взгляд, в школьном образовании курс географии - единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Не менее важно то, что он также включает материал оценочного характера, прогнозируя последствия воздействия человека на природу. Такой подход является важной составной частью формирования ноосферного мышления у современных школьников.
Сейчас у участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС появилась возможноть использования новых информационных технологий, ресурсов сети Интернет по обогащению банка ЭОР, направленных на формирование экологической культуры обучающихся.
Шохина Н.Н.
Комментарий был изменен с момента создания (Шохина Надежда, пн, 25/02/2013 - 22:05).
Осмысление взглядов В.И. Вернадского на мироздание приводит к выводу о том, что образование должно быть ориентировано на воспитание ноосферного мышления подрастающего поколения, на осознание детьми ответственности за нынешние и будущие события на Земле. Будущее человечества возможно только в условиях совместного развития человечества и окружающей среды. В связи с этим экологическое сознание, экологическая этика должны стать нормой поведения человека. Достичь этой цели можно только в том случае, если уже с детства формировать у детей ответственость за судьбу родного села, города, страны.
Традиционное образование построено на предметном преподавании, причем знания в различных предметных областях мало пересекаются друг с другом. В ноосферном образовании существенно возрастает роль интегрированных курсов и организации образовательного процесса не по предметам, а по проблемам, что позволит вовлечь в учебный процесс различные области знания. Особую роль в формировании у школьников представлений о глобальных проблемах современности, о взаимосвязи глобальных и региональных проблем, о роли и ответственности человека в их возникновении и разрешении играют естественнонаучные предметы. Приоритетными технологиями, отвечающими задачам ноосферного образования, на мой взгляд, являются технологии проектного и исследовательского обучения, педагогических мастерских, развития критического мышления и др. Условия, в которых осуществляется образовательный процесс, призваны способствовать не только лучшему усвоению обучающимися учебного материала, но и достижению личностных и метапредметных результатов.
Я согласна с Вами, уважаемая Галина Николаевна! Еще В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи "человек - природа" отмечал, что ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня - важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации.
Интегрированные уроки дают обучающемуся достаточное широкое и яркое представление о мире, в котором он живет.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Каждый Человек должен знать свое назначение на этой Земле и те законы Вселенной, которые она должна выполнять.
Уже в первые годы ХХ века В. Вернадский начал говорить о том, что влияние Человека на окружающую Природу возрастает настолько быстро, что не за горами то время, когда оно превратится в основную геолого-творческую силу. Человек должен взять на себя ответственность за будущее развитие Природы.
Современная школа участвует в решении важнейшей задачи - воспитании экологически грамотных граждан России. Каждый человек независимо от профессиональных интересов должен владеть методикой познания современного мира. Данные подходы к формированию миропонимания давно предлагают приверженцы идей ноосферного образования. Наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.«учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере», созданное В.И.Вернадским, есть тот фундамент, на котором «фактически строится сегодня концепция устойчивого развития», которая предполагает создание благоприятных условий для сохранения природы для настоящего и будущего поколений. Поэтому в настоящее время экология стала одной из главенствующих наук.
Экологическое образование и воспитание учащихся – сложный процесс, который должен обеспечить понимание важности правильного отношения к природе, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, беречь и приумножать которое – долг каждого гражданина.
Современное школьное экологическое образование междисциплинарное, поскольку в рамках одного школьного предмета его нельзя осуществить в полной мере. Большие возможности для раскрытия элементов экологии достаточно велики у физики, так как ее содержание включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие. Физика в настоящее время возглавляет науки о природе. Она изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы. Экологическое образование учащихся в процессе изучения физики связано с формированием представлений о целостности природы, взаимосвязи человека и природы. В курсе изучения физики учащиеся должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы, о возможных вредных последствиях преобразования человеком природной среды.
В наше время меняются ценностные ориентиры общества, переносится акцент с роли физики как движущей силы научно-технического прогресса на роль её как главного инструмента сохранения окружающей среды. Именно на основе физики создаются альтернативные технологии, сберегающие природные ресурсы. Л.Н.Канина
Современная наука и образование вступают в новый период - период ноосферного развития.. Еще в 1924 году Вернадский сказал, что ноосферное развитие - единственный вариант спасения человечества. Концепция ноосферного образования направлена прежде всего на формирование и развитие естественного и гармоничного мышления. Критическое мышление - основа педагогических технологий и образовательных программ нового времени. . . . . Роль естественнонаучных предметов в формировании ноосферного мышления неоспорима, они имеют большие возможности. Педагоги связывают задания с реальной, повседневной жизнью детей, их практическими действиями, с жизнью социальной среды. Устанавливают причинно - следственные связи, закономерности. Большое значение придается предметной историчности в формировании исторического сознания школьников.Средствами предмета решаются задачи воспитания человека мыслящего системно, образно, логично, человека с развитым воображением. Воспитывается культура общения, познавательная самостоятельность. Раскрывается творческий потенциал. Учебно - исследовательские проекты тоже средство развития ноосферного мышления школьников. Учителя естественнонаучных предметов развивают в детях способность рефлексии, которая связана с осознанием своей жизненной миссии на Земле. Особое значение имеет реализация программ дополнительного образования, интегрированных курсов, где решаются вопросы поддержки высокого уровня умственного, нравственного, физического, социального здоровья.
Мы считаем, что формированию личности с ноосферными убеждениями способствуют технологии развивающего, проблемного обучения, личностно - гуманная педагогика Амонашвили, здоровьеразвивающая технология Базарного, педагогика здравого смысла Кушнира. Они направлены на формирование новых ценностей, на реализацию в жизнь идеи "Человек - венец природы", что является основным в ноосферном образовании. Важно обучение приемам релаксации, причем этапы релаксации должны чередоваться с этапами активной учебной деятельности. Не обойтись без метода психодиагностики индивидуальных способностей личности. Профессия педагога - это постоянный поиск не только новых форм и подходов к обучающимся, но и поиск гармонии в себе. Не имея мира в своей душе, нельзя отдать его детям.
Информационно - образовательная среда на всех уровнях должна пропагандировать и утверждать принципы ноосферного человека.
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса значительно обострились противоречия между обществом и природой. Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем острее становится проблема существования человечества как вида.
В результате многовекового воздействия человека на природу нарушены условия естественного воспроизводства, которые привели к глобальному экологическому кризису на планете. Одним из путей решения этой проблемы является экологическое образование населения и, в первую очередь, молодежи. Вооружение ее знаниями законов экологического развития позволит сформировать в обществе ответственное отношение к природе и её ресурсам, рационально и экономно использовать её богатства. Проблемы экологического образования всё больше становятся приоритетными направлениями всех учебных планов и программ от дошкольного до вузовского образования.
Считалось, что вопросы экологии – удел химии и биологии. Это так, если рассматривать проблемы экологии как противоречие между природой и обществом. Но главные экологические проблемы лежат в кризисе личности, а это уже поле деятельности всех образовательных областей и без системного подхода в решении этих задач не обойтись, потому что здоровье людей непосредственно зависит от состояния окружающей среды и образа жизни.
Изучив основные теоретические аспекты проблемы, мы встали перед необходимостью разработки программы непрерывного экологического образования, рассматривая это как процесс, обеспечивающий интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое развитие личности.
В сложившихся условиях необходимо переосмыслить миссию образования как системы, ее целевые функции на всех уровнях, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования и его месте в формировании экологической культуры человека. Появляется необходимость разработать мероприятия по воспитанию подрастающего поколения в духе ноосферно-экологического сознания. К подобным мероприятия проводимых учителем биологии Мишиной И.Н. является: Организация фотовыставок эколого-просветительского содержания; изучение природы родного края через организацию походов, экскурсий, поездок в заповедные места; участие в природоохранных акциях:
- «Живи, родник»
- «Покормите птиц зимой»
- «Кормушка»
- «Посади дерево»
- «Скворечник»
- «Марш парков» и т.д.
И.Н. Мишина
Комментарий был изменен с момента создания (inna.mishina2013, Tue, 05/03/2013 - 19:10).
Современное образование не знает другого способа ставить подлинное, культурное мышление школьников, кроме как учить их подвергать сомнению любые суждения, с которыми они сталкиваются в учебном процессе и в повседневной жизни, оценивая правильность этих суждения. Но и этот способ применяется крайне редко. Поэтому на начальном этапе формирования системы ноосферного образования крайне важно обращение к образовательным моделям, в которых упор делается на развитие у школьников «критического мышления».
Современные педагогические технологии таких моделей и информационно-образовательной среды основаны на диалогическом принципе. Для учебного процесса этих моделей характерны ситуации:
v когда учитель провоцирует дискуссии по спорным вопросам, имеющим особое значение для учащихся, подвергает вместе с ними сомнению очевидные, казалось бы, истины,
v когда учащиеся проектируют свою учебную деятельность на основе осознанной мотивации...
Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем началам восприятия.
Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе. Природная составляющая нравственности этого человека будет относится к его взаимоотношениям с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком функции, безнравственно всё, что этому противоречит.
Я думаю, что учитель не может топтаться на месте. Он должен постоянно находиться в творческом поступательном движении вперёд. Появляются новые технологии обучения, всё отчётливее проявляются новые направления развития системы образования. И учителя не может удовлетворять то, что он делал вчера. Компетентностный подход в обучении, обозначенный в Концепции модернизации российского образования, задает новый вектор в выборе образовательных и педагогических технологий. Современное образование ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
Из закономерностей формирования личности следуетвывод, что эффективность обучения и воспитания при изучении природы, зависит от того, насколько удаётся обеспечить осознанность и самостоятельность познавательной деятельности учащихся, их соучастие и сопереживание.
Таким образом, я пришла к выводу, что формировать ноосферное сознание у обучающихся возможно через организацию учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, прежде всего на уроках, но с обязательным продолжением её вовнеклассной работе.
С уважением, учитель биологии МБОУ Староюрьевской СОШ Куликова Наталья
Особую роль в формировании у школьников современной научной картины мира и ноосферного мышления, которое предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение, играют естественнонаучные дисциплины. Их интеграция одно из необходимых условий выработки реалистичного взгляда на природу и место человека в ней, ноосферной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.
Уважаемые коллеги! Примите участие в обсуждении следующих вопросов:
Антипова Н.В.