Основные этапы урока.
Цели этапа
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Методические приемы и педагогическая деятельность
|
Умения,
формируемые у
учащихся
|
ВЫЗОВ
1. Актуализировать имеющиеся знания.
2. Побудить интерес к получению новой информации.
3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
4. Организовать обмен мнениями.
|
Слайд 1.
На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».
Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу.
|
Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное.
|
Класс разделен на три команды:
1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»;
2 команда: «Делать добро спеши»;
3 команда: «Добро
творить – себя веселить».
Работа с афоризмами.
|
Обогащение словарного запаса.
|
I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами.
|
Чтение слов:
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА
КОМАНДИРОВКА
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ
ПРОМЕЛЬКНУЛ
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ
РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
|
Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).
|
Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.
|
Слайд 3.
2. Читайте правильно.
|
Чтение слов:
ГРУСТНО, СКУЧНО
|
Слайд 3.
3. Читайте правильно.
|
Чтение слов:
ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ
РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО
ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
|
Слайд 4.
4. Читайте внимательно.
|
Чтение слов:
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ
|
Слайд 5.
II. Растолкуйте слова.
|
Чтение слов и их толкование:
КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.
ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.
ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.
ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).
ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.
|
Коллективная работа.
|
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
|
Слайд 6.
III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.
|
Выслушиваются предположения 2-3 учащихся.
|
Работа в командах
с ключевыми словами.
|
Развитие речи учащихся.
|
Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.
|
Выслушиваются различные точки зрения.
На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом.
|
Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам).
|
Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий.
|
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов.
2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)
3. Поддерживать познавательный интерес.
4. Отследить степень активности учащихся на различных этапах работы.
|
Слайд 7.
Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?
|
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
|
Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ).
|
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
|
Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.
|
Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
|
Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией.
|
Умение ориентироваться в книге.
|
С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?
|
«Трусиха».
|
Коллективная работа.
|
Развитие мыслительной деятельности.
|
Какова особенность её рассказов?
|
Доброта, чуткость, внимательность.
|
Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.
|
Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?
|
Ответы учащихся.
|
Прием-чтение с остановками.
|
Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы.
|
Вопрос.
− Почему мама тянула Алёшу?
Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова, приготовьтесь к инсценированию.
|
Ответы учащихся.
|
Тонкие и толстые вопросы.
Ромашка Блума.
Подготовка к инсценированию.
|
Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.
|
Каких персонажей вам предстоит разыграть?
|
Папу, маму, сына.
|
Инсценирование фрагмента.
|
Выясним, как оправдались наши предположения.
Вопросы.
− Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?
− Отчего папины глаза смотрели грустно?
− Понял ли Алёша, что такое «командировка»?
− А как вы думаете сколько лет Алеше?
− Почему?
− А почему длинная командировка − это беда?
|
Ответы учащихся.
|
Работа в командах.
|
Получение новой информации, эмоциональное развитие.
|
Слайд8.
− Как связана эта пословица с нашим выводом?
|
Вся семья вместе, так и душа на месте.
|
Коллективная работа.
|
Умение анализировать, делать выводы.
|
− А что же понял Алёша по-вашему?
− Какой наказ дал отец сыну?
− А понял ли этот наказ сын?
− Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?
− Зачем писательница использует однокоренные глаголы?
− Как оправдались наши предположения?
− А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61.
− Как поменялось настроение Алеши?
− Что хотелось сказать ему маме?
− Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?
− А почему она заснула?
− Отчего Алеше стало страшно?
− Почему он вдруг раздумал плакать?
|
Ответы учащихся.
|
Работа в командах.
|
Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.
|
− Какие черты характера он проявил? Докажите.
− Верно, ли поступает мальчик?
− Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?
− Отчего мама улыбалась во сне?
|
Ответы учащихся.
|
Коллективная работа.
|
Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ.
|
РЕФЛЕКСИЯ
1. Организовать осмысление полученной информации.
2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.
4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.
|
Слайд9.
Какова главная мысль рассказа?
2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему?
Вопросы для команд.
1 команде.
Чему научил вас этот рассказ?
2 команде.
Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?
3 команде.
Почему рассказ назван «Трудный вечер»?
|
Ответы учащихся.
|
Творческие вопросы.
Работа в командах.
|
Умение выделять главное.
|
Слайды10, 11, 12, 13, 14.
Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»;
всем командам «Семья».
|
1 команда. «Сын»
Чуткий, догадливый.
Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.
Красив тот, кто красиво поступает.
Умник.
2 команда. «Папа»
Умный, добрый.
Уезжает, заботится, грустит.
Своя семья – самые верные друзья.
Друг.
3 команда. «Мама»
Усталая, заботливая.
Тянула, согрела, заснула.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнышко.
Все. «Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.
|
Синквейн.
|
Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого.
|
Слайд15.
I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?»
Используйте:
1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Собственный жизненный опыт.
3. Справочную, энциклопедическую литературу.
Или
II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60.
|
|
Дифференцированные задания по выбору учащихся.
Эссе (сочинение-размышление).
Ответы на вопросы.
Работа с дополнительной литературой.
|
Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное.
|