Есть ли место детскому саду в Интернете?
,
Вот уже около 10 лет Интернет «затягивает» в свои сети образовательные учреждения нашего города. Первыми на его заманчивую наживку попались школы, и многие из них уже воспринимают телекоммуникации как неотъемлемую часть образовательного пространства своего учреждения. Созданы и активно функционируют сайты школ, когда ученикам какой-либо школы становится «тесно» в рамках официальной информации, обычно еще превалирующей на Интернет-представительствах, то они создают свои группы, воспользовавшись услугами бесплатных социальных сервисов. А участниками этих групп с удовольствием становятся и родители, и учителя.
Но наша система образования в своем составе имеет еще одну самую многочисленную группу — это дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Как же обстоит дело у них? Специалисты городского учебно-методического центра всерьез задумались над этим вопросом. Понятно, что в основном, к сожалению, на данном этапе общих дел у наших детских садов и Интернета нет. Но, если ли место детскому саду в Интернете? Ждет ли кто-нибудь их в сети? Проведя серьезный контент-анализ существующих в Интернете ресурсов для дошкольных образовательных учреждений, была получена крайне интересная картина, живописными сюжетами которой мы делимся с вами.
Не трудно догадаться, что ресурсов удается найти крайне мало. Все, что мы обнаружили в Интернете, можно разделить на 4 группы, не возрастные как это принято в детском саду, а содержательные. Чтобы не обидеть никого своими комментариями, мы приведем лишь несколько ссылок на самые яркие и интересные ресурсы, а остальные пытливый читатель может найти в Интернете самостоятельно.
Первая группа — это официальные порталы, которые создают муниципальные системы образования, на которых, согласно заявляемым целям, предполагается публиковать важную информацию, нужную родителям. Всего нашлось три таких ресурса. Но увы... То, что удалось увидеть, откровенно огорчило. Вроде бы правильная попытка собрать в одном месте все ссылки на ДОУ, но информация о них сводится лишь к записи адресов и телефонов, предлагаемые средства обратной связи — пусты. «Неужели у наших родителей нет вопросов?» — задумались мы, а вот ответ на этот вопрос узнаем чуть позднее.
Вторую группу составляют сайты дошкольных образовательных учреждений. Из всего списка ссылок, найденных поисковой системой, с трудом удалось насчитать не более пары десятков, причем большинство из них это детские сады Москвы. Итак, какой он сайт дошкольного образовательного учреждения? По своему содержанию это в основном сайт-визитка, на котором опубликована информация регламентирующего характера: адрес, режим работы, фотографии с праздников, снимки грамот и, конечно же, фотография заведующей, причем чаще всего прямо на главной странице сайта. Нет, нет, мы понимаем, что это главное лицо организации, но как родители (в большинстве своем), заходя на сайты образовательного учреждения мы все же невольно ищем, вдруг где да мелькнет знакомое личико своего любимого чада. Очень понравился и приятно отличается в этом смысле от других сайт ГОУ детского сада комбинированного вида № 1077 города Москвы (http://www.sad1077.ru). Зайдите и вы, посмотрите, не пожалеете. Это образец очень достойного сайта, на котором главенствующее место отдано ребенку.
Третья группа ресурсов — это сайты воспитателей ДОУ. Да, да, есть и такие энтузиасты. Молодцы! Правда, найти нам удалось только три ссылки, но зато одна из них это наша с вами землячка Анна Яранова. Виртуальная беседка для родителей — вот такое творческое название имеет этот сайт. Как мы поняли из знакомства с содержимым сайта — теперь это еще и сайт всего МДОУ № 459. Возможно кого-то смутит, что сайт не такой «красивый» как у московского детского сада. Да, Анна Яранова ведет свой сайт на бесплатном хосте, поэтому оформление ресурса несколько проще. Но разве в этом суть? Содержание сайта — вот его главная красота и достоинство! Зайдите на форум, в гостевую книгу, посмотрите сами, что ресурс посещаем! Многие ли школы сегодня могут похвастаться, что им слова благодарности пишут коллеги из других городов? К сожалению, нет, а вот Анне удалось создать и вести площадку, которой интересуются не только наши земляки. А все ли наши детские сады, родители знают адрес этого сайта? Если кто еще не видел, заходите — http://www.ds459.narod.ru.
Кстати, последний вопрос совсем не риторический и не праздный. А наши поиски ответов и ресурсов в Интернете привели к абсолютно неожиданному открытию. Четвертая самая яркая группа представлена ресурсами, авторами либо активными участниками которых являются родители! Пока образовательные учреждения пребывают в радужном раздумье о том, да нужен ли нам сайт, да кто его будет вести, и кому это надо, да дети родителям очно не нужны, пойдут они еще в Интернет что-то искать и пр... Так вот, дорогие коллеги, родители может и действительно не частые гости школ и детских садов, но зато они «хозяева» Интернета! Хотите доказательств? Пожалуйста.
Очень популярный социальный сервис ВКонтакте (http://vrontakte.ru), думаете его создавали только для того, чтобы народ в рабочее время здесь «тусовался»? Может и так быть в отдельных случаях. Но, среди массы созданных здесь сообществ одно впечатлило особо — Клуб осознанных родителей! Созданный тремя энтузиастами сегодня этот клуб поражает масштабом постоянно ведущихся дискуссий, может, конечно, и в рабочее время, но на самые животрепещущие темы воспитания и развития ребенка. Около 65 тысяч участников в этом клубе. Задайте любой вопрос, попросите совета, и на вашу просьбу тут же откликнутся десятки мам, которые вас поддержат. Пусть не всегда их советы — это советы профессионалов, но согласитесь, что чаще всего в затруднительной ситуации нам нужна просто дружеская рука, но так уж бывает, что иногда не хочется делится наболевшим с близкими людьми. Такое общение, немножко инкогнито, снимает необходимость краснеть и переживать, что твой секрет станет известен всем. Тут все иначе, здесь все на равных. Сегодня успокоили вас, завтра вы окажете незаменимую помощь другому, просто обратив внимание на его вопрос, послав краткую ободряющую реплику.
И как же мы были рады тому, что кроме этого ресурса нам удалось найти в сети крайне интересный сайт Дети74, на котором общаются наши родители. Особую активность удается наблюдать на форумах, где обсуждаются проблемы детских садов, которые пребывают в основном в счастливом неведении, что родители здесь проводят свой рейтинг ДОУ (http://deti74.ru/forum/index.php/board.35.0.html). Когда этот ресурс увидела одна замечательная методист дошкольных образовательных учреждений, ее первая реакция была такая — это мусорная корзина, так нельзя проводить рейтинги ДОУ. Почему нельзя? А где можно? А кто должен проводить? Сотрудники на родительском собрании собирать оценки своему детскому саду? Где картина будет более объективной и не предвзятой? Да и потом, более детальное знакомство с форумом показало, что если не 90, то 80% высказываний вполне в поддержку образовательных учреждений. Но если уж и есть замечания, то аргументированные и обоснованные, и им веришь.
Так что получается, что все мы, коллеги, прямо таки как в шоу за стеклом, даже не подозревая об этом. Пока мы переживаем за то, что детей в садики водят бабушки, а родители разве что на праздник заскакивают, они (родители) все равно любят своих ребятишек, переживают за них и общаются по разным вопросам их воспитания в Интернете, где нас пока, к сожалению, нет. Так есть ли место детскому саду в Интернете? Ждет ли его кто-то в сети? Конечно, да.
Получив такую вот замысловатую картину, мы не могли не поделиться информацией с нашими «дошкольниками». В январе 2009 года учебно-методический центр начал проводить семинары для сотрудников ДОУ — заведующих и старших воспитателей по вопросы использования сети Интернет в деятельности детских садов. Конечно, возникает вопрос, что говорить об этом, если детские сады еще никто не и подключил массово к сети. Да, не подключили, но чтобы в том числе сдвинуть и этот вопрос, надо показать, а зачем бы он был нужен детскому саду. На наших семинарах мы показываем коллегам некоторые ресурсы, анализируем вместе с ними их, ищет совместно ответы на вопросы, а какое Интернет-представительство нужно детскому саду. В большинстве случаев ответ одинаков — нужна площадка для общения с родителями!
Из рефлексии участников семинара:
«Очень понравился ваш подход к подготовке семинара. Тема семинара очень информативна. Я раньше не задумывалась, что многие родители ищут информацию в Интернете и «ловить» их можно там».
А можно ли уже сейчас, если есть среди специалистов ДОУ энтузиасты с подключенным дома Интернетом, создать такую площадку для общения? Конечно, да! И это один из главных вопросов, который мы разбираем с «дошкольниками» на семинаре. Среди многочисленных современных социальных сервисов сегодня есть один из самых неизведанных — это блог или живой журнал. Если объяснить простыми словами, то это тот же сайт, который может бесплатно создать каждый желающий, сообщить его адрес своим друзьям, коллегам, другим заинтересованным лицам, а все они могут стать активными участниками. Это не просто сайт, а реальная площадка для общения. Возможности блога очень широки, и абсолютно не зря в зарубежной системе образования, а теперь уже и у нас появился термин блогопедагогика. Не будем углубляться в теоретическую сущность этого вопроса, скажем лишь то, что если есть образовательные учреждения (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования), находящиеся в творческом поиске инновационных изюминок, торопитесь, занимайте места в лидерах. Время сайтов-визиток, сайтов-портфолио достижений сходит на нет. Нужны места для активного общения: профессионального с коллегами, актуального и полезного для родителей, доступного и понятного для детей.
Мы очень рады, что и участники семинаров — специалисты ДОУ разделили нашу точку зрения:
«Семинар полезен и познавателен. Полученная информация пригодится в моей работе. Теперь мы имеем свою площадку для онлайн общения с родителями и со специалистами других МДОУ. Блог показался удачной начальной формой создания портфолио МДОУ, постараемся продолжить эту работу, надеемся на Ваши консультации! Спасибо за работу с нами, мы так мало еще знаем обо всем! УРА! - я научилась! Хочется еще учиться, познавать, творить!!»
«Впервые участвую в подобном мероприятии. В полном восторге. Потрясающе интересно, полезно, доступно. Непременно продолжу общение. Исключительно нужный, просто необходимый семинар. Спасибо за профессионализм, а также чёткость, точность, своевременность информации.»
«Первые потрясающие впечатления. Появилось много идей, может быть проектов для дальнейшей работы в своей профессиональной деятельности, которые в дальнейшем приобретут какую-либо форму.»
«Спасибо за проведение семинара! Тема семинара очень актуальна! Интернет в наше время необходим! Хорошо, что и дошкольные учреждения идут в ногу со временем. Спасибо за очень понятные, доступные объяснения! С удовольствием посетим и следующий семинар по этой же теме:"Интернет-ресурсы для ДОУ", т.к., как мне кажется, об этом можно продолжать разговор и дальше.»
А впрочем, зачем переписывать сюда то, что вы и сами, коллеги, можете прочесть в блоге наших семинаров. Мы открыты для всех — блог «Семинар для специалистов ОУ г. Челябинска» (http://seminarchel.blogspot.com/). А если вы все еще читайте эту статью на бумаге, и вам уже очень хочется вступить в дискуссию с автором (поддержать или отпарировать), а рядом есть точка выхода в Интернет, то приглашаем вас в этот же блог, где вы сможете сразу же оставить свои комментарии.
Мы, конечно, понимаем, что высокая оценка коллег должна стать планкой для специалистов УМЦ, и на своих следующих семинарах для сотрудников ДОУ мы планируем как рассмотреть и те темы, запрос на которые поступил, так и рекламировать и обучать другим образовательным возможностям использования средств ИКТ в деятельности ДОУ.
Кстати, проводимые нами мероприятия имели еще один интересный резонанс. Вот уже несколько школ города Челябинска, узнав от своих «дошкольных» коллег о семинарах, спрашивали сотрудников нашего центра, а как можно попасть на них. Коллеги, мы рады поступающим запросам. Сегодня на наших семинарах побывали специалисты ДОУ из Ленинского, Центрального, Металлургического районов. В планах проведение семинаров и для других районов. И конечно, мы готовы к работе и со школами, и с учреждениями дополнительного образования, у каждого из них есть свои особенности, но социальные сервисы настолько гибки, что могут быть подстроены под любые задачи.
Будем рады сотрудничеству! Места в Интернете хватит всем, тем более, что нас, коллеги, уже там ждут наши родители, наши ученики!
|