Проект "Энциклопедия".
Подшивалина Л.А., Тимофеева С.И., СОШ №54 г.Чебоксары.
(Выдержки из статьи. Описание проекта- в прикрепленном файле).
В 2001 году учащиеся и педагоги СОШ №54 г.Чебоксары впервые открыли для себя завораживающий мир мультимедийных проектов. 22 рюкзачка с надписью «Молодежь и знания» торжественно на общешкольной линейке были вручены от «Сименс» разработчикам творческих проектов нового (компьютерного) поколения. Многим ученикам школы захотелось подобные работы сделать своими руками. А учителя-предметники увидели в таких проектах мощный инструмент повышения эффективности обучения и воспитания. Администрация - замечательные возможности гармоничного внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Идея учиться на настоящем деле развилась и вылилась в школьный проект «Энциклопедия». Так в школе, в компьютерном классе, стихийно на общественных началах образовался творческий союз учителей-предметников под названием «Лаборатория «Проект». Здесь сотрудничают более 30 педагогов общеобразовательной школы и школы искусств. Учатся друг у друга, учатся вместе с учащимися, осваивая информационные технологии, щедро делятся опытом с учителями других учебных заведений Республики. Этот союз в дальнейшем не распался, а развивался все годы. За 10 лет было создано более 200 замечательных информационных продуктов. Благодаря такому сотрудничеству многие творческие и исследовательские проекты учащихся школы удостоены высоких наград на российских (7), республиканских (19) и городских (45) конкурсах и конференциях. Всего за 10 лет сертификаты участников российских конкурсов получили 102 разработчика энциклопедий и около 200 – региональных.
С годами интерес к данному проекту не ослабевает, он по-прежнему сегодня актуален. Стремительно развиваются компьютерные технологии, подрастают следующие поколения детей, приходят молодые учителя. Для них все это ново. И снова открываются широкие просторы для развития, созидания, творчества, самореализации.
Согласно опросу, проведенному учителем информатики, 98% учащихся школы имеют дома компьютер с установленными офисными программами. Родители детей, не вовлеченных в проектную деятельность, отмечают, что их дети используют компьютер в основном для игр и общения в сети. В то же время педагоги заметили, что ребята, разработавшие одну энциклопедию, охотно и мастерски монтируют новые (часто - по разным предметам). Работая над проектом, ребята основательно усваивают предметный материал. В таких работах, как правило, нет повторов ни в дизайне, ни в навигации, ни в стиле подачи материала. Заметен рост мастерства от одной разработки к другой.
Учителя совместно с учащимися школы успешно представили этот любимый школьный проект педагогическому сообществу страны: 26 февраля 2010 года провели видеоконференцию в формате мастер-класс в рамках Гимназического Союза России на тему: «Внедрение информационных технологий в учебный процесс через проект "Мультимедийная энциклопедия".
Сегодня Школьный проект «Энциклопедия» может рассматриваться как начальная ступень к созданию детско-взрослого производственного участка в учебном заведении, где будут проектироваться и изготавливаться информационные “продукты” как для широкого распространения, так и по индивидуальным заказам. Он (этот проект) поможет детям сконструировать современное образование, самоопределиться, приобрести многое из того, что сделает их успешными в жизни.
Такое производство не потребует больших финансовых вложений. Необходимые условия уже есть. В школе достаточно много компьютеров (1 компьютер приходится на 12 учащихся). Во второй половине дня они мало используются. Многие педагоги школы имеют большой опыт организации работ такого плана. Приостанавливает работу в этом направлении отсутствие или неразвитость нормативно-правовых основ организации и функционирования таких производств в школе.
Профессиональная ориентация учащихся на специальности, связанные с компьютерными технологиями, очень актуальна для нашего региона в связи с тем, что Чувашская Республика не имеет своих природных ресурсов и находится в зоне рискованного земледелия. Здесь перспективно развитие «человеческого» ресурса, то есть формирование компетентностей, востребованных в исследовательских центрах, в науке, в социальной сфере, в сфере услуг. Хорошее владение мультимедиа технологиями, технологиями проектной деятельности, умение работать в коллективе, несомненно, сделает всех успешнее.
Школы нашей республики неоднократно приглашали творческую лабораторию «Проект» СОШ №54 на выездные семинары поделиться опытом организации проекта «Энциклопедия». На базе нашей школы организовывались семинары для слушателей курсов повышения квалификации ЧРИО на темы проектирования Энциклопедий. В этом усматривается актуальность данного проекта для многих школ Чувашии. На сегодняшний день практически созданы все условия для организации проекта «Энциклопедия» в сетевом варианте. Такой проект может увлечь огромное количество учащихся и педагогов интересной и в то же время творческой, развивающей основные учебные, коммуникативные, социальные компетенции работой. Таким образом, у этого проекта есть не только замечательное прошлое и настоящее, но и плодотворное будущее.
|