Организация проектной деятельности во внеурочной работе учителя физической культуры
Submitted by Александр Викторович Парашев on чт, 14/11/2013 - 21:11
В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в средних учебных заведениях, отвечающих современным требованиям и способных решить комплекс важных задач, стоящих перед системой среднего образования. В первую очередь речь идет о таких формах и методах, которые позволяют существенно повысить для учеников привлекательность физкультурно-спортивной деятельности и обеспечить более полную и эффективную значимость занятий физической культурой и спортом.
При определении путей решения данной проблемы важно учитывать те факторы, от которых зависит привлекательность и значимость физкультурно-спортивной активности. К числу наиболее значимых факторов, по нашему мнению, относится: развитие познавательной активности и формирование учебной мотивации учащихся, индивидуализация обучения с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности, развитие творческого потенциала при освоении физических упражнений, как на уроке физической культуры, так и во внеурочное время. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Бесспорными помощником в решении этих задач являются: технология проектной деятельности.
Этот метод обучения во внеурочное времявозрождает интерес к предметуфизическая культура, наполняет его новым смыслом, так как меняет роли и позиции ученика и учителя. Проектная технология позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он самостоятельно учится и активно влияет на содержание своего образования. Такая работа даёт возможность осознать, что уроки физической культуры развивают школьников не только физически, но и интеллектуально.«Проектная» технология обучения увлекает учащихся — ребята самостоятельно собирают материал по теме, обосновывают необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того.Некоторые проекты становятся интегрированными: при изучении техники исполнения двигательных действий используются сведения из биомеханики, физики. Это, безусловно, способствует расширению кругозора ребят.
Что дает работа над проектом?
Во-первых, учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Во-вторых, ученики рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной деятельности Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения.
Метод проектов – это один из тех инструментов, который способствует накоплению жизненного и социального опыта, так необходимого учащимся на выходе из школы!
Летом 2013 у учеников начальной школы «Лицея - интерната инновационных технологий №36» была профильная смена в лагере. По рекомендации учителя дети выполняли проект под названием « Спортивно - туристическая полоса»
На первом этапе ученики совместно с учителем искали информацию о видах снарядов, обсуждали проект спортивно – туристической полосы, в процессе которого они выносили свои суждения о необходимости того или иного рубежа - препятствия. По итогам обсуждения было принято решение о строительстве пяти рубежей - препятствий. В проект вошли:
1) бревно
2) параллельные не подвижные бревна
3) змейка из бревен
4) пеньковая тропа
5) веревочная паутина
На этом этапе дети узнали, какие упражнения и какие качества могут развивать эти снаряды.
На вторым этапе проекта дети училисьобосновывать и отстаивать свою точку зрения при выборе места строительства спортивно – туристической полосы. Здесь дети совместно с учителем старались учесть все, мягкий грунт, отсутствие порослей и пней (строили в лесу), освещенность и расположение солнца.
Третьим этапом был выбор средств и способов строительства. Дети самостоятельно выбирали подручный материал и инструменты для строительства с последующей корректировкой учителя. Самостоятельность - качество развивающейся личности, направленное на активное приобретение знаний о мире и утверждение себя в нем при помощи самоорганизации и самоуправления, самоанализа и самореализации, саморазвития, на основе внутренней свободы и ответственности за принятые решения.
Четвертый этап - строительство. Здесь определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника.При организации работы на данном этапе необходимо помнить об организации контроля и оценивания. Существуют различные стратегии оценивания. Возможно продолжение работы по карте «Знаю - умею, узнал – научился, хочу знать больше – хочу уметь больше», т.к. карта предполагает оценивание на всех этапах реализации проекта.
Пятый этап - защита проекта. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Формы представления могут быть различными: устный отчет с демонстрацией материалов. На данном этапе важно обсудить найденные способы решения проблемы, учителю следует включить в оценку и обсуждение всех участников проекта, учить детей кратко излагать свои мысли, логично и связно выстраивать сообщение, вырабатывать стройную манеру изложения.
В результате проекта был получены следующие результаты.
Личностныйрезультат:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметный результат:
· организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планирование собственной деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализ и объективная оценка результата собственного труда, нахождение возможности и способы их улучшения;
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· обеспечить защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Предметный результат:
· представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
· расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
«Проектная технология» может помочь в разрешении различных проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. Такой вид работы при недостатке учебных пособий формирует умение отбирать и соединять отдельные сведения, повышает уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Таким образом, ученики становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо, как условие грамотного выполнения физических упражнений.
Вряд ли кто из учеников выделит урок физической культуры в школе в качестве главного (только ли из учеников?). Для многих это лишь «физ-ра» в расписании, а не урок общечеловеческой культуры. А ведь только будучи здоровым, можно воспользоваться плодами всех других предметов: математики, химии, истории, литературы.
Всё это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными учебными предметами общеобразовательной школы.