Уважаемые коллеги! Вы внимательно прочитали Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ "О персональных данных" и материалы лекции 2.1. Ответьте на вопросы:
1) Какие проблемы связаны с проникновением Интернета в образовательный процесс? Как эти проблемы решаются?
2) Закон, который Вы читали, размещен в Интернете. Известно, что в Интернете находится много непроверенной информации. На каком основании можно сделать вывод о том, что данная информация (Закон) является достоверной?
3) Имеем ли мы право размещать информацию о детях в Интернете? Если да, то какую? Если нет, то каким образом можно работать с детьми в Интернете? Какие угрозы ожидают ребенка при работе в Интернет? Можно ли оградить детей от этих угроз? Как научить детей отличать правду от лжи? Как научить ребенка пользоваться чатами и службами мгновенных сообщений без вреда для него? Для чего создается "Семейное соглашение о работе в Интернет"?
Уважаемые коллеги, НЕ НУЖНО в ответ на вопросы КОПИРОВАТЬ документы, здесь мы ждем Ваше осмысление информации, ждем, что Вы СВОИМИ словами сформулируете важные, НА ВАШ ВЗГЛЯД, проблемы, а на скопируете их :( Нет смсла в 21 одинаковых постах, нужно обсуждение!
1) Среди проблем, связанных с проникновением интернета в образовательный процесс, можно, ориентируясь на материалы лекции, назвать расценки на трафик для ОУ: требуются законы, предполагающие льготы по тарифам на трафик для ОУ.
Но меня как педагога больше тревожит ряд проблем, связанных с Интернетом и находящихся вне рамок компетенции законодательства:
- с одной стороны, неограниченный доступ учащихся к информационным ресурсам – это замечательно, с другой – пугает бездумное использование (копирование) материалов учащимися. (Задали сочинение – зачем думать самому? Набрал тему в поисковике – и все дела. Полученная информация зачастую не оценивается учащимся критически, не подвергается даже элементарной переработке… Сталкивалась со случаями, когда текстовый материал был скопирован и распечатан, но даже не прочитан учащимся.)
– наличие спорной, непроверенной, а то и лживой информации и неспособность учащегося отнестись к ней критически, распознать. Например, неверный ответ на вопрос, размещенный неизвестным пользователем на майл.ру в разделе «ОТВЕТЫ» был скопирован целым рядом учащихся и уверенно озвучен на уроке: «раз из интернета, значит, правильно».
Еще одна проблема – так называемый «олбанский» язык, принятый для общения среди интернет-пользователей. Привыкнув в чате писать «ты чё?», учащийся переносит привычные ошибки в школьную тетрадку.
На вопрос форума «Как эти проблемы решаются?» хочется честно ответить, что кто-то из учащихся по мере взросления и с помощью взрослых учится критически оценивать информацию, изживает глупую моду на коверкание родного языка, а кто-то, увы, нет.
2) "Российская газета" является официальным изданием - после публикации здесь вступают в силу государственные документы. Газета зарегистрирована в Министерстве печати и информации Российской Федерации под номером 302.Статус официального публикатора документов определен Законом Российской Федерации. В статье 4 закона о порядке опубликования законов и актов сказано: "Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании Законодательства Российской Федерации". В связи с этим номер "Российской газеты" с опубликованным текстом государственного документа сам становится официальным документом.
3) Мы не имеем права размещать информацию о детях в Интернете, так как закон обеспечивает защиту персональных данных. Разрешена обработка персональных данных в целях осуществления профессиональной деятельности учителя . Угрозы для ребенка при работе в интернете – в первую очередь интернет-зависимость. Как избежать угроз: посещать интернет вместе с детьми, объяснить, что нельзя использовать личную информацию (имя, адрес, номер телефона и др.), научить с уважением относиться к собеседникам в интернете, обязательно контролировать деятельность детей с помощью специального программного обеспечения. Чтобы ребенок смог отличить правду от лжи, необходимо научить ребенка критически относиться ко всему, что он видит в Сети, приучить использовать сторонние источники информации. Для использования службы мгновенных сообщений без вреда для ребенка следует научить его быть вежливым, не сообщать о себе никаких личных данных, контролировать список контактов ребенка с его согласия. Можно использовать средства блокирования нежелательного контента. Семейное соглашение о работе в интернет создается всеми членами семьи в устной форме и регламентирует время работы в интернете, сайты, которые разрешается посещать, вежливость при общении в интернете, недопустимость загрузки программ без контроля взрослых и др. От себя хочу добавить, что прочитала статью В. Безмалого с большим интересом , особенно разделы «Советы по безопасности» и «Как осуществлять родительский контроль».
1). Ключевой проблемой проникновения Интернета в информационный процесс является чрезмерное облегчение современным школьникам получения знаний. Знания даются настолько просто, что перестают цениться. В голове современного человека рано или поздно проскальзывала мысль: "Зачем запоминать, эти сведения я в любое время смогу посмотреть в Интернете". Но и на этом облегченном пути добывания знаний есть свои подводные камни - информация в Интернете часто обладает сомнительным качеством. Реферат на тему "Литература XVIII в.", в котором рассматривается творчество Пушкина, Достоевского и Толстого (относящихся к XIX в.) - не самый страшный пример, ведь могут в интернете встретиться гораздо менее явные ошибки и противоречия, разобраться в которых под силу только специалисту в конкретной области. Детей нужно учить критически относиться к получаемой из Интернета информации.
Что уж говорить о том, что открывая огромное количество ссылок в поисках ответа на свой вопрос мы не можем застраховать детей от просмотра невероятного количества рекламы, похабных картинок и кричащих провокационных заголовков!
Интернет стал настолько доступным не только для чтения, но и для создания в нём информации, что просто не поддаётся контролю. В Лекции 2 "Государственная политика в образовании" понравилась идея: "...информационный сайт должен регистрироваться подобно издательству и нести ответственность за предоставляемую информацию в соответствии с законодательством каждой конкретной страны". Хотелось бы, чтоб это стало реальным в нашем государстве, но не выливалось в повальный запрет доступа к сервисам для создания блогов (как, допустим, в Казахстане и др. государствах)
2). О достоверности той или иной информации можно судить по ресурсу, на котором она размещается. Российская газета - информационный сайт, который несёт ответственность за предоставляемую информацию, т.к. является интернет-версией "Российской газеты", которая является официальным печатным органом РФ. Государственные документы вступают в силу после публикации в этой газете.
3). Учитель не имеет право на размещение в Интернете информации о детях, т.к. ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ О персональных данных защищается неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
НО, если информация уже является общедоступной или публикуется учителем в обезличенном виде, тогда соблюдение конфиденциальности не требуется. Но, пожалуй, экспериментировать, в этой области не стоит!
Работать с детьми в Интернете можно благодаря использованию сервисов Веб 2.0 - почта, общение в социальных сетях, взаимодействие через школьный сайт, личный блог учителя/класса/ученика.
Научить ребёнка пользоваться чатами и службами мгновенных сообщений без вреда задача сложная. Современному поколению действительно трудно представить свою жизнь без интернет-общения. В конце концов, это быстро, удобно, при наличии безлимитного интернета помогает сэкономить деньги на телефонных звонках... Но важно, чтоб это общение не вытесняло все другие его формы, чтоб оно было действительно необходимым, а не бесцельным, чтобы оно становилось средством для решения каких-то насущных вопросов, а не самим смыслом жизни. Иногда полезно создать ситуации, когда ребёнок будет думать "надо же, сколько свободного времени у меня освободилось благодаря отсутствию Интернета". Но стоит также и распространить на Интернет простые жизненные истины - не разговаривай с незнакомцами и т.п. В любом случае, молодым неокрепшим умам бывает сложно самостоятельно сделать осознанный нравственный выбор, контроль, а точнее неравнодушное участие взрослых в их интернет-жизни необходимо.
Комментарий был изменен с момента создания (Базанова Ирина Игоревна, пн, 14/05/2012 - 12:56).
1) Интернет в образовательном процессе, на мой взгляд, должен быть безопасным. Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Как можно обеспечить безопасность учащихся?
Использовать закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог.
Формировать навыки критического мышления.
Предлагать список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию.
Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться его полезными возможностями.
2) Государственные документы вступают в силу после публикации в официальном печатном органе РФ, каким явлется "Российская газета", информационный сайт является интернет-версией "Российской газеты", который несёт ответственность за предоставляемую информацию.
3) Согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О персональных данных" мы не имеем права размещать информацию о детях в Интернете. Для работы с учащимися можно использовать различные сетевые и социальные сети, в которых они свои данные размещают сами, это не является нарушением закона. Необходимо учить детей безопасной работе в Интернете.
1)Появление Интернета в образовательной среде во многом облегчила не только работу, но и учебу. Но…во всем хорошем, есть всегда и плохое. Широкое внедрение Интернета в учебных заведениях создает новый канал доступа молодежи к информационным ресурсам. Интернет является мощным инструментом обучения. Однако помимо полезной информации школьники могут обнаружить в нем и нежелательную информацию.
Учащиеся могут зайти на запрещенный для любого возраста сайт: детская порнография, ресурсы террористов, сайты, разжигающие расовую неприязнь, и т.п. Наличие во внутренней сети учебного заведения подобной информации может не только вызвать претензии учителя к ученикам, скачивающим запрещенный контент на рабочую станцию, но и привести к уголовному преследованию администрации, которая допускает ее хранение в школьной сети. Но в нашей школе подобные сайты просто блокируются.
Также учащиеся могут зайти и на нежелательный сайт. Сюда относятся сайты, которые школьники не должны посещать по возрастным ограничениям: жестокие игры, онлайновые казино, порнографические сайты, сайты, пропагандирующие насилие, сайты сексуальных меньшинств, сайты интим-услуг и интим-магазинов и т.п.
Также нежелательнымм являются сайты, отвлекающие школьников от учебного процесса. Дети могут вместо выполнения учебных заданий в Сети просматривать разрешенные, но не имеющие ничего общего с учебным процессом материалы (!Одноклассники», «Контакт» и т.п.).
Помимо этих проблем, есть еще одна- бездумное копирование информации для подготовки к урокам (сообщения, доклады и т.п.).
Еще одна проблема — это рассылка учениками по почте или размещение в Сети запрещенного контента (пиратского ПО, порнографии и т.п.). Все эти действия могут осуществляться подростками из школьной сети при отсутствии надлежащего контроля.
Как решить все это? Блокировка школьного Интернета от нежелательных сайтов, применение организационных мер (назначение ответственных лиц, режим доступа в компьютерный класс, доведение до сведения учащихся норм поведения в Сети).
2) Данная информация является достоверной, потому что «Российская газета»- это печатное издание, у которого есть свой информационный сайт в Инернете, где публикуются материал и газета несет за них ответственность. Адрес газеты http://www.rg.ru/.
3) Личная информация о ребенке (его фотография, расписание уроков, e-mail, телефон) не должна размещаться в Сети для свободного доступа. Публиковать фотографии детей в Сети (например, на школьном web-сайте) нужно только с согласия родителей. Не стоит указывать имена детей и другую личную информацию. Об этом нам говорит Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Если использовать информацию об учащемся на школьном сайте, то тоже нужно согласие родителей или их уведомление о том, что данные о ребенке могут исользоваться для обработки на разных носителях.
При работе в Интернете ребенка ждет много угроз (см. ответ на первый вопрос): нежелательные сайты и сайты запрещенные, ведь дома нет фильтрации таких сайтов как в школе, даже через телефон можно получить доступ ко всему… Оградить можно! Например, поставить услугу «детский Интернет» или в Сети существуют различные сервисы, предоставляющие безопасный учебный контент. Многие поисковые системы предлагают Safe Search (безопасный поиск). В поисковой системе Яндекс подобная функция называется «семейный поиск». Делая запрос в «семейном» Яндексе, вы не наткнетесь на ресурсы с нецензурной лексикой и порнографией, то есть не встретите ничего, что запрещено «детям до 16». Функция «безопасного поиска» реализована в таких популярных поисковых машинах, как Google, Yahoo!, Dogpile, AltaVista, Lycos, AllTheWeb и MSN.
Изучив документ, больше всего я остановилась на разделе «Субъекты права в Интернете». Потребители информации, или пользователи:
право на доступ к информации, право на обучение- у нас в селе проблема скорости интернета, поэтому учащиеся меньше времени тратят на обучение через интернет, чем общения среди сверстников. В интернете они общаются в основном через мобильную связь и это часто на уроках.
Есть проблема и доступа к интернет, особенно в учебное время, потому, что интернет официально проведен только в кабинете информатики. А так хочется, что бы компьютеры стояли у всех на парте и каждый ученик мог им пользоваться на каждом уроке.
Проникновение Интернета в образовательную среду сделало учебный процесс и нашу жизнь интереснее и легче в определенной степени. Но с этим фактом связано и появление многих проблем: интернет-зависимость, игромания, и как следствие - плохое здоровье и недостаток реального общения. Детям стали доступны образовательные сайты, а значит появилась возможность пользоваться готовыми продуктами: сообщениями, рефератами, ключами к тестам и домашнему заданию. Это мешает им думать и работать самостоятельно. Появилась опасность работы с сомнительной и недостоверной информацией, а иногда опасной и запрещенной. Как обезопасить наших детей? Любой информационный сайт должен нести ответственность за предоставленную информацию в соответствии с законодательством. Очевидно, что в нашей стране закон о средствах массовой информации не распостраняется на провайдеров информационных услуг. В таких условиях, чтобы Интернет стал безопасным, мы должны быть внимательнее к своим детям. Необходимо объяснять правила работы в Интернете, учить пользоваться надежными сайтами, блокировать доступ к сайтам "не для широкого пользования", применять запрет на компьютерные игры в школе, работать в сотрудничестве с родителями.
Государственные документы вступают в силу после публикации в официальном печатном органе РФ, им является "Российская газета, которая имеет интернет версию. Газета несет ответственность за предоставленную информацию. на основании этого делаем вывод, что данная информация является достоверной.
Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отработкой персональных данных и предусматривает их защиту. Мы не имеем права размещать информацию о детях в Интернете. Конфеденциальность не требуется в случае обезличивания и в случае использования общедоступных персональных данных. Мы можем использовать информацию о детях ( например на школьном сайте) только с письменного согласия родителей.
1. Я считаю, что внедрение интернета в учебных заведениях несет не только положительные моменты, но и создает ряд проблем. К ним можно отнестисайты, которые школьники не должны посещать. Это могут быть сайты, содержащие жестокие игры, порнографические сайты и т. д.
Не всегда информация, размещенная на сайтах, является достоверной. Ученики, не задумываясь, скачивают рефераты, доклады, презентации. Все это приводит к тому, что они меньше анализируют информацию, не умеют выделять главное.
Общение в социальных сетях, порой, отвлекает школьников от учебного процесса. Ученики могут вместо выполнения учебных заданий просматривать разрешенные, но не имеющие ничего общего с учебным процессом материалы.
Проблему утечки информации так же нельзя исключать особенно утечку приватных данных. Поэтому не стоит указывать имена детей и другую личную информацию.
Фильтрация трафика помогает избежать большей части проблем, перечисленных выше. Эффективными методами защиты от проникновения в учебную сеть можно считать назначение ответственных лиц, режима доступа в компьютерный класс, доведение до сведения учащихся норм поведения в сети, ответственности за противоправные действия.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данныхопубликованна сайте «Российской газеты». Она является официальным изданием. О достоверности размещенной информации можно судить потому, что газета имеет статус официальног публикатора документов, определенного Законом Российской Федерации.
3. Учитель не имеет права размещать информацию о детях в Интернете согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О персональных данных".
Для работы с учениками можно использовать школьный сайт, электронный дневник.
Угрозой для детей при работе в сети интернет является зависимость и, в ряде случаев, отсутствие ответственности за свои действия и слова. Для решения этих проблем нужно научить и объяснить детям правила работы в интернет и возможно первые шаги в обучении пройти вместе с ребенком. Нужно объяснить правила общения в сети, почему ненужно сообщать свои персональные данные и личную информацию.
Семейное соглашение о работе в Интернет необходимо. Ребенок не должен загружать непроверенную информацию, игры из сети без контроля взрослых.
1. Проблемы, связанные с проникновением Интернета в образовательный процесс:
- должна быть «фильтрация» содержания информации. У нас в лицее установлен контент-фильтр, который блокирует социальные сети и сайты с неподходящим содержанием;
- достоверность или недостоверность информации. Формировать критическое отношение к получаемой информации, для учащихся пользование только проверенными сайтами, которые рекомендует учитель;
- информация должна быть учеником осмыслена и переработана, а не просто скачана и даже не прочитана. А это уже личностное развитие человека;
- учить детей активно пользоваться полезными ресурсами Интернета, а не бездумно «проводить время», сидя за компьютером.
2. О достоверности информации можно судить по ресурсу, на которых она размещена. Сайты информационно-правовой системы РФ «Гарант», «Консультант», «Российская газета» являются официальными сайтами. Информационный сайт «RG.ru Российская газета» - это интернет-версия "Российской газеты", являющейся официальным печатным органом РФ. Государственные документы вступают в силу после публикации в этой газете. Сайт несёт ответственность за предоставляемую информацию. (Хотя, если навести курсор на значок «РГ» в левом верхнем углу, высвечивается надпись «Информация о подлинности этого веб-сайта отсутствует»).
3. Размещать любую информацию о детях в Интернете нельзя без согласия детей и письменного согласия родителей. Для создания сайта лицея от всех родителей наших учащихся было получено письменное «Согласие на общедоступность персональных данных несовершеннолетнего». Но и в случае согласия информация должна носить образовательную направленность. ( Сведения о достижениях учащихся в олимпиадах, конкурсах, в творческих, спортивных мероприятиях, общие фото и видеоматериалы).
Работать с детьми в Интернете можно благодаря использованию сервисов Веб 2.0 - почта, общение в социальных сетях, взаимодействие через школьный сайт, личный блог учителя/класса/ученика.
Помимо преимуществ, которые принёс человечеству Интернет, конечно, возникли и угрозы: интернет-зависимость, игромания - надо приучать детей регламентировать свою деятельность, контроль со стороны родителей с помощью специального программного обеспечения, установить контент-фильтр. Чтобы отличать правду от лжи, необходимо учить критически относиться ко всей информации, что выложена в Интернете, использовать разные источники. Семейное соглашение о работе в Интернет - это договорные отношения между членами семьи, которым они должны следовать: недопустимость загрузки программ без контроля взрослых, запрет на посещение сайтов определённого содержания, количество времени, которое дети проводят за компьютером и т.п.
Дополнение: Интернет-пространство несёт большую опасность для детей. Я считаю, что детям, минимум до 10 - 12 лет, вообще нечего делать самостоятельно в Интернете. В Интернет, как и в большой мир, надо выпускать человека со сформированным сознанием, критическим мышлением, когда он уже может отличать белое от черного, хорошее от плохого. До определённого возраста только со взрослым и только дозировано. И одновременно учить правилам пользования и общения в Интернет-пространстве. Чаты и службы мгновенных сообщений - очень удобно, экономично (если Интернет безлимитный), но контроль и ещё раз контроль со стороны взрослых. Некоторые говорят, а я доверяю своему ребёнку. А другие отвечают: тем, кто не контролирует контакты своего ребёнка, безразличен и сам ребёнок, и его безопасность, развитие, воспитание и т. д. Как в жизни мы учим детей основам безопасности жизнедеятельности, так и в Интернете: нельзя общаться с незнакомцами, нельзя безоговорочно доверять незнакомым людям, учить детей делиться с родителями своими увлечениями, новыми контактами. И в первую очередь, прежде чем пустить ребёнка в Интернет, родители сами должны в этом хоть что-то понимать.
Комментарий был изменен с момента создания (Лариса Рознер, сб, 26/05/2012 - 20:37).
1. По первому вопросу я согласна с коллегами. Это и денежный вопрос, и доступность «лишнего» материала, нежелательные сайты для школьного возраста, бессмысленное копирование материала и т.д. Я учитель немецкого языка и для меня одной из проблем является неправильное использование школьниками электронных переводчиков. Упертое утверждение: переводил сам. Еще и приходится доказывать, что переводили не сами, приводить примеры смешного синонимичного перевода, объяснять ошибки порядка слов, а еще интереснее, когда утверждают, что такого слова не было в словаре, а этого просто переводчик оставил имя собственное без перевода… И еще с приходом Интернета мы стали веси малоподвижный образ жизни.
2. В статье на сайте есть ссылка на « Российскую газету» "РГ" - Федеральный выпуск №4131 , которая является официальным печатным органом РФ. Государственные документы вступают в силу после публикации в этой газете.
3. Учитель не имеет права размещать информацию о детях в Интернете согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О персональных данных". Информацию для учеников и их родителей можно доводить через школьный сайт и электронный дневник. Даже при участии ребенка в конкурсах и проектах в режиме on-lineперсональные данные используются с согласия. Личную информацию по результатам участия каждый может посмотреть, только зная свой логин и пароль. Персональные данные посторонним недоступны.
Думаю, чтобы оградить ребенка от угроз Интернета, надо в первую очередь самим знать эти угрозы, ну и до максимального понимания использования вместе с детьми посещать странички Интернета. При этом учить о правильном использовании личных данных, умении вежливо общаться, видеть правдивую информацию, не отвечать на сомнительные предложения.
Очень полезная информация об Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете. Буду обязательно рекомендовать родителям.
Уважаемые коллеги! Вы внимательно прочитали Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ "О персональных данных" и материалы лекции 2.1. Ответьте на вопросы:
1) Какие проблемы связаны с проникновением Интернета в образовательный процесс? Как эти проблемы решаются?
2) Закон, который Вы читали, размещен в Интернете. Известно, что в Интернете находится много непроверенной информации. На каком основании можно сделать вывод о том, что данная информация (Закон) является достоверной?
3) Имеем ли мы право размещать информацию о детях в Интернете? Если да, то какую? Если нет, то каким образом можно работать с детьми в Интернете? Какие угрозы ожидают ребенка при работе в Интернет? Можно ли оградить детей от этих угроз? Как научить детей отличать правду от лжи? Как научить ребенка пользоваться чатами и службами мгновенных сообщений без вреда для него? Для чего создается "Семейное соглашение о работе в Интернет"?
Уважаемые коллеги, НЕ НУЖНО в ответ на вопросы КОПИРОВАТЬ документы, здесь мы ждем Ваше осмысление информации, ждем, что Вы СВОИМИ словами сформулируете важные, НА ВАШ ВЗГЛЯД, проблемы, а на скопируете их :( Нет смсла в 21 одинаковых постах, нужно обсуждение!