-Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие, где нас ждут приключения.
КТО ЗА ПРИКЛЮЧЕНИЯ?
ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!
ДАВАЙТЕ ПОДНИМИМ ПАРУС –
И СРАЗУ В ОКЕАН.
ВЕДЬ И ДЛЯ НАС ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ НЕ МАЛО СТРАН
ПОКА ЧТО НЕОТКРЫТЫХ ИЛИ ДАВНО ЗАБЫТЫХ.
ДОРОГ В МОРЯХ НЕМАЛО-
СМЕЛЕЕ У ШТУРВАЛА.
- А кто нам помогает бороздить Океан Знаний и открывать новые знания по русскому языку? ( Афанасий)
Афанасий сейчас в гостях у своего нового знакомого и хочет вас с ним познакомить. Путь в страну нового друга Афанасия лежит через Океан Знаний.
- Скажите, что нужно взять с собой, отправляясь в путешествие?( карту)
-Вот она. Но на ней не хватает одной части. Пираты захватили ее, чтобы самим добраться до новых земель. Как быть? ( нужно восстановить карту) Что нам в этом поможет? ( наши знания)
- От каждого из вас зависит успех общего дела. Будьте активны, работайте дружно и мы достигнем цели. Какую цель поставим на первом этапе урока?
( восстановить карту)
-Часть карты у пиратов. Как ее заполучить? ( Вызвать на интеллектуальный бой)
- Правильно, победить пиратов, хозяйничающих в Океане Знаний можно только своими знаниями.
Афанасий прислал нам записку с описанием маршрута. Вот она. Прочитайте, постарайтесь запомнить ориентиры. Цель- грамотно записать все слова-ориентиры.
ГОРА-ГОРЫ ( безударная гласная в корне, проверяемая ударением) слайд 8
ЛЕВ-ЛЬВЫ ( парная согласная на конце слова) слайд 9
АЛЛЕЯ ( удвоенная согласная) слайд 10
ГОЛУБЬ-ГОЛУБИ ( парная согласная и мягкий знак –показатель мягкости) слайд 11
ОБЛАКО ( безударная гласная, непроверяемая ударением, словарное слово, написание которого надо запомнить) слайд 12
ЛЕСТНИЦА ( непроизносимая согласная, написание которой надо запомнить) слайд 13
- Если вы верно написали все слова, то поставьте на полях себе плюс.
- Вы справились с первым заданием и доказали свое право на обладание недостающей части карты.
- Карта восстановлена. Но на карте отсутствует название страны. Оно зашифровано в записке Афанасия.
-Морские волны омывают берега этой страны.
Г л а г о л
-Какой общий элемент есть у большинства букв?
Мы отправляемся в страну Глаголов. Как отличить глагол от других частей речи? Займемся поиском решения этой проблемы после физминутки.
СТОЯ ВЫПРЯМИЛИ СПИНКИ
И СЛЕДИТЕ ВСЕ ЗА МНОЙ.
ПОКАЧАЛИ ГОЛОВОЙ.
РУКУ ПРАВУЮ ПОДНЯЛИ.
ЕЮ ДРУЖНО ПОМАХАЛИ.
ДВЕ РУКИ ТЕПЕРЬ СКРЕПИЛИ,
А ТЕПЕРЬ РАЗЪЕДИНИЛИ.
ПОВТОРЯЕМ 10 РАЗ
1, 2, 3…
УСКОРЯЕМ МОЙ ПОКАЗ.
МОЛОДЦЫ! НЕ ПОЛЕНИЛИСЬ.
АППЛОДИСМЕНТЫ ПОЛУЧИЛИСЬ.
- Какую цель мы перед собой поставили? ( научиться определять глаголы среди других частей речи . Запишем ее в путеводных листах.
- Мы благополучно добрались до Страны Глаголов, где нас встречают Афанасий и Дядюшка Глагол. Вот о чем они разговаривают.
-Ребята давайте назовем, что Дядюшка Глагол может делать одновременно ( читает, рисует, катается, бегает, несет, играет)
-Что означает красивое слово «глагол»?
- Совет от Афанасия ( упр.346 стр.92)
- Предлагаю выписать ключевые слава по теме урока и записать их в путеводных листах.
ГЛАГОЛЫ
- обозначают….
- отвечают на вопросы…
- от старославянских слов…
- используются для…
-Как теперь ответите на вопрос?
- Какой алгоритм выведем?
- Ставить вопрос
- Вдумываться в значение
Проверим! Поиграй-ка ( 10 слов)
Вытирал подметал заливал самосвал носил повредил крокодил обжег флажок дружок
+ + + - + + - -
-Докажите свой выбор! ( имена существительные)
- Попробуйте теперь выписать глаголы из речи самого Дядюшки Глагола.
- Сколько? ( 7)
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность по эталону. Если все верно, то поставьте на полях плюс.
-Встаньте те, чей напарник не ошибся.
- Все жители страны Глаголов находятся в постоянном движении. Вот вам новое задание.
-Подберите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия.
Обговорим важное условие нашей успешной работы- посоветуйтесь, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и , главное, результативно.
1 группа - пират
2 группа - попугай
3 группа - акула
4 группа - дельфин
5 группа – рыба
-Выберите 1 человека, который будет представлять результаты работы в группе.
- Команда, рапортуйте о готовности!
- Молодцы! Я вижу, вы подружились с глаголами.
- Расскажите все , что вы знаете о глаголах по плану.
-Прочитайте определение глагола в учебнике на стр.93
-Давайте поблагодарим Дядюшку Глагола за помощь в открытии новых знаний. Нам пора собираться в обратный путь. Напишем свои впечатления от приключений в путеводных листах.
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение « Сегодня на уроке я...» ( какую цель вы достигли, чему научились и тд)
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
-На путеводных листах у вас напечатан текст. Прочитайте. Какая главная мысль? ( при помощи слов люди научились общаться)
К Этому тексту два задания.
1. простое. Найти и подчеркнуть в тексте глаголы.
2. усложненное. Вставить пропущенные орфограммы. Найти и подчеркнуть глаголы. Задать к ним вопрос.
-Степень сложности выберите самостоятельно.
- С каким настроением вы пришли к концу урока?
Как оцениваете свою деятельность?
-Как оцениваете деятельность своих одноклассников?
Кто заработал пять плюсиков? Шесть?
- На рисунке мишени отметьте насколько вы близки к цели урока( т.е. безошибочному определению глаголов среди других частей речи)
-выучить определение
№1 стр.103
если вам интересны приключения Дядюшки Глагола, то можете обратиться к веселым учебникам Татьяны Рик.
-Спасибо за урок!
|
На: Кулагина М.В. Глагол как часть речи. Разработка урока для 3
Уважаемая Марина Викторовна! С удовольствием познакомилась с Вашими материалами! Урок продуман до мелочей, выстроен технологически грамотно, а самое главное - его содержание направлено на развитие психического и интеллектуального потенциала личности младшего школьника. Думаю, что с Вашими ребятами очень интересно работать в старших классах. Спасибо Вам, желаю творческих открытий и свершений. С уважением Людмила Демьяновна.
На: Кулагина М.В. Глагол как часть речи. Разработка урока для 3