Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сидоренко Л.П. Урок-исследование в 3 классе «Характеристика героя (персонажа) произведения Сельма Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)»

Автор: 
Сидоренко Людмила Петровна
Место работы: 
учитель начальных классов II квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

Урок-исследование в 3 классе «Характеристика героя (персонажа) произведения Сельма Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках)»

 

Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Тема: «Характеристика героя (персонажа) произведения Сельма Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках).»
Тип урока: урок-исследование.

 

Цель:

  • Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.
  • Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.
  • Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении.

 

Ход урока

I. Организационный момент

  • Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса, оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

 

− Ребята, мы с вами работаем в главе «Как трудно стать человеком» и постараемся ответить на данный вопрос.

Блицтурнир

− Кто из героев путешествовал на стрекозе? (В сказочной повести Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)
− Как звали девочку, путешествующую на ласточке? (Дюймовочка из сказки Андерса».)
− А какое земноводное животное путешествовало и с кем? (Лягушка на утках, автор Всеволод Гаршин.)

− А путешествие – это интересное занятие?

 

II. Проверка домашнего задания

  • Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок и их ликвидация; создание ситуации успеха, что способствует благоприятному климату на уроке; формирование учебного действия контроля; практика работы с книгой и схемами на доске.

 

− Домашнее задание вы готовили дифференцированно. Нам предстоит составить характерный портрет «главного героя повести-сказки. А кто он? (Нильс…)
− А кто скажет, что такое образ героя? (Это общее название любого действующего лица, как правило, характеризуется через поступки, поэтому нам важно выяснить, положительные ли это поступки или отрицательные, почему он совершал их и с какой целью, как другие персонажи (герои) относятся к нему, что подчеркивает и как оценивает эти поступки автор.)
− А кто герой нашего урока? (Мальчик Нильс из маленькой шведской деревушки.)
− Какой он был? Особенный?!

  • Выборочное чтение из текста сказки с описанием портрета героя.

 

− А как вы, читатели, относитесь к герою? Почему он не хотел учить уроки?

  • Выборочное чтение и создание портрета героя, работая согласно схеме.

 

СХЕМА

 

III. Всесторонняя проверка знаний

  • Использование различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая дает возможность получить ответы большей части учащихся класса; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных; создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

 

− Что произошло с Нильсом? (Его гном превращает в маленького человека, за то, что издевается над животными, не хочет учиться.)

  • Подтверждение высказываний выдержками из текста.

 

− Почему Нильс не испугался гнома? (Гном существо очень маленькое и Нильс не предал этому значение.)

  • Выборочное чтение.

 

− А кто его предупреждал о силе гномов? (Мама, много раз рассказывала сыну о волшебной силе гномов.)
− Найдите подтверждение своим рассуждениям в тексте.
− А какой дар приобрел Нильс после превращения?

  • Выборочное чтение, рисунки.

− Нильс осознает, что с ним произошло?

  • Работа с текстом.

 

− У кого он просит помощи?
− Он её получает? Докажите выдержками из текста.

 

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

  • Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

 

− С кем он отправляется в путешествие? (С домашним гусем Мартином.)
− Мартин был рад встрече с Нильсом? (Нильс обижал Мартина и его семью во дворе.)
− Почему через некоторое время Мартин меняет свое отношение к Нильсу? Найдите подтверждение в тексте.
− С кем он встречается во время путешествия? Докажите словами из текста.
− Почему Акка мальчика не принимает в свою семью? (Потому что Нильс был человеком.)
− Найдите в тексте и прочитайте высказывания Акки.

 

V. Усвоение новых знаний

  • Активизация чувственного опыта и опорных знаний учащихся; широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоение нового материала.

 

− Какую главную цель преследовал Нильс во время путешествия? (Чтобы найти гнома и узнать тайну его заклятия.)
− Кто приходит на помощь Нильсу? Найдите ответ на этот вопрос в тексте сказки.
− Что помогло мальчику стать настоящим человеком?
− Найдите и прочитайте отрывки, характеризующие образ нашего героя.

(Бесстрашие
Смелость
Смекалка
Взаимовыручка
Взаимопомощь
Бескорыстность
Доброжелательность
Настойчивость
Упорство
Находчивость
Сообразительность)

− У Нильса все эти качества проявлялись во время путешествия.
− А когда все-таки он стал превращаться в человека? Составьте краткий портрет героя высказываниями из текста.

  • Выборочное выразительное чтение.

 

− Так трудно быть человеком?
− Наш герой заслужил это? (Да, Нильс доказал это своими добрыми поступками.)
− Найдите и прочитайте в тексте.

 

VI. Закрепление новых знаний

  • Выявление учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их признаки.

 

− Нильс нашел ответ на свой вопрос во время путешествия?
− Так трудно все-таки стать человеком?!
Да, мы сегодня ответили на этот вопрос, что человеком стать и быть человеком трудно.

  • Ученица читает стихотворение.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  • Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению д/з; с использованием дифференцированного, творческого подхода для развития индивидуальных способностей учащихся.

 

− Дети, как вы думаете, что можно сделать с нашими иллюстрациями к повести-сказке? (Оформить книгу.)
− Молодцы.
− А с чего начинается книга? (С обложки.)
− Это нам и предстоит сделать дома. К этому заданию вы должны подойти творчески. (Обложка должна быть яркой, красочной, содержательной.)

 

VIII. Рефлексия

− На столе у вас листы с «пушистиками». У них разное настроение. Выберите того, у которого такое же настроение как у вас после урока.
− Вы все были умницы. Спасибо за урок.

 

Литература

  1. Литературное чтение в 3 классе. Методические рекомендации для учителя. – Корпорация «Федоров», изд. «Учебная литература», 2002.
  2. Чуракова Н. А. Литературное чтение 3 класс.

 

Прикрепленный файл Размер
sidorenko.jpg 2.62 Кбайт
art_2_9_clip_image001.jpg 39.39 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн