Применение информационных-коммуникационных технологий в воспитательной работе с младшими школьниками
Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Одним из важнейших факторов успешного усвоения школьного минимума является благоприятный климат в классном коллективе, необходимо создать условия, в которых дети с удовольствием идут в школу, где их ждут единомышленники, где его принимают как личность, не смотря на отметки, социальное происхождение, физические недостатки.
Задача для педагога не из простых…
С 1 класса каждый год мы составляем «портрет» класса или «учет» (как в сказке царь «Все ли я в королевстве знаю?»).
Это веселое и интересное занятие (сколько у нас зеленоглазых, сероглазых, курносых, смуглых, наш рост, наш вес, возраст, считаем выпавшие зубы, братьев и сестер.) Сбор информации и оформление материалов позволяют классу объединяться в общем деле, привлекать родителей, учиться анализировать материал, отбирать главное и эстетично оформлять.
Каждый класс нашей школы имеет свою презентацию. В 2006-07 учебном году прошел Фестиваль классных презентаций, где были представлены работы, посвященные жизни класса, его гражданской позиции. Помимо электронной версии мы готовили защиту и представление КТД «Воспитательная система класса», «Летопись нашего класса», « Наше участие в жизни школы»…
Старшеклассники помогают младшим оформлять мини-проекты «Осёдлые птицы зимой» (Фурман Яна), «Футболисты ЦСКА» (Фатеев Дима).
В нашем классе есть своя любительская фильмотека: «1 сентября», «Масленица», «Новый год», «Праздник К.И. Чуковского», «8 марта», «Веселые старты», - её начали собирать родители. Ребята активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях в рамках класса и кружка «Художественной миниатюры» ЦВР. Все выступления мы снимаем на видео, просматриваем и обсуждаем, это помогает избежать повторных ошибок, учит детей критически относиться не только к товарищам, но и к себе. Это учит само контролю, умению тактично делать замечания, поддерживать товарища, отстаивать свою точку зрения.
В школе имеются разработки внеклассных мероприятий с использованием ИКТ «Страна дорожных знаков», «Знаменитые земляки», «О братьях наших меньших».
Это позволяет оживить, разнообразить работу. Информатизация системы образования даёт возможность разнообразить работу с классом. Умение учителя пользоваться компьютером вызывает у младших школьников интерес, повышает рейтинг классного руководителя. Дети с удовольствием рассказывают об учебном и игровом материале, накопленном дома. В работе с родителями можно посоветовать тот или иной развивающий материал, предостеречь от жестоких игровых материалов, объяснить опасность игровой зависимости, познакомить с санитарными нормами работы с компьютером, с техникой безопасности.
Малыши любят нашу школьную газету, они несут туда свои первые заметки, стихи, с нетерпением ждут выхода новых номеров. Проект информатизации дал новую жизнь печатной электронной газете «Школьные новости». Дети знают, что издают газету старшеклассники и что не за горами тот день, когда они сами будут составлять новые номера.
Классному руководителю надо во многом разбираться, мы должны повлиять на то, чтобы перспективы информатизации приносили пользу, а не сводились к стрелялкам и бродилкам. Мы многому учим, но еще больше учимся . МО классных руководителей в нашей школе ведет активную работу. На заседания выносятся не только вопросы сегодняшнего дня, но и перспективные задачи. Использование информационных технологий дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне. Однако, классным руководителям нужны медиатеки по различным направлениям воспитания и воспитательным системам.
Имея электронные пособия по гражданско-патриотическому, трудовому, экологическому направлениям, профилактической работе с учащимися, станет не только проще работать с ребятами, но и делать это более результативно.
|