Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Муртазин И. A. Дистанционный цикл лекций «Курсы по выбору - от идеи до воплощения». Лекции V - VII

Автор: 
Муртазин Ибрагим Абдурахманович
Место работы: 
д.т.н., отличник народного просвещения г. Москва  Контакты: 
Контакты: 

 

Дистанционный цикл лекций  «Курсы по выбору - от идеи  до воплощения»    

      

Ижевск - Москва         
                                      

Содержание                                                                       

  • Лекция I. Предислови. Роль специальных образовательных учреждений, различных  предприятий  в образовании школьников.
  • Лекция II.История возникновения курсов по выбору в СССР и РФ. (Лекции I, II опубликованы в «Интернет и Образование», апрель, №19, 2010г.)
  • Лекция III. Первый опыт введения курсов по выбору в школьные программы страны.
  • Лекция IV. Опыт проведения курсов по выбору в средней школе №41г. Ижевска.
  • Лекции III , IY опубликованы в «Интернет и Образование», октябрь, №25, 2010г. 
  • Лекция V. Курсы по выбору - обязательный предмет для старшеклассников.
  • Лекция VI. Примеры самостоятельных работ для учащихся на курсах по выбору. Из опыта НОУ и курсов по выбору в г.Ижевске.
  • Лекция VII. Заключение. Интерактивное обсуждение: новые  идеи и пути их внедрения в школьное образование. Литература.

 

Лекция V. Курсы по выбору - обязательный предмет для старшеклассников

В предыдущих лекциях был описан путь курсов по выбору от идеи до её воплощения в 1984-1992гг. в школах №№ 35и 41 г. Ижевска. С 2003г. курсы по выбору стали обязательным предметом для  всех старшеклассников. С чем же  столкнутся школы при переходе от нашего 10-летнего опыта [1-22] и опыта «ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению» (Письмо, с.3) к практике – внедрению результатов опытов во все школы страны?- По- моему, первая трудность, с которой столкнется большинство школ, - привлечение специалистов (порядка 300 тысяч: в среднем не менее 8 человек для каждой школы [20])  в качестве руководителей курсов по выбору. В нашем случае специалисты различных организаций, понимали, что участвуют в новом, предложенным одним из них (М.И.А.), подходе в обучении школьников. Нам было интересно участие в этой работе и неудивительно, что большинство работало на общественных началах. Смею предположить, что «ряд регионов» получил на эксперименты финансовую поддержку. А как быть всем остальным школам? -Рассчитывать на массовый энтузиазм пока  едва ли стоит, равно как и на такую же финансовую поддержку,  как школы «ряда регионов». Часы, отводимые на профильное  обучение, приводят к уменьшению объема часов базового («знаниевого») образования, которое, в определенной степени, решает и задачи  «компетентностного» подхода. В практике обучения оба подхода дополняют друг друга и таким образом в обособленном виде не используются. Так, программа любого профильного курса будет ориентироваться на тот объем  знаний, который имеет и будет получать ученик  одновременно с проведением этих курсов. Следовательно,  введение того или иного профильного предмета и в том числе курса по выбору возможно лишь в том случае, когда связанное с этим уменьшение часов на базовое образование оправдано. Наш опыт показывает, что 2-3 часа в неделю для проведения одногодичных курсов по выбору в 9- 11-х классах вполне достаточны для решения задач профильного обучения, выбора специальности,  по крайней мере, до тех пор пока не будут отлажены механизмы привлечения специалистов, нахождения мест для прохождения практик и обучения учителей профильных классов. Вероятно, многие  школы, несмотря на продолжающееся уменьшение количества старшеклассников, и в 2010/2011г. не сможет без помощи пригласить необходимое количество специалистов. Очевидно, в этих случаях практически все курсы по выбору будут вести учителя, сводя тем самым на нет саму идею [1-22] курсов по выбору.

 

Насколько я понял  содержание Письма, основную трудность Минобрнауки РФ видит в недостатке учебной литературы для курсов по выбору, которую  издают с 2004 года. Несомненно, это нужная работа, особенно, если вместе с учебниками школа получит соответственно подготовленных учителей и оборудованные лаборатории. Однако издания учебников по курсам по выбору может растянуться на долгие годы, поскольку их наименования (тематики) должны исчисляться сотнями и они будут быстро по сравнению с базовыми учебниками устаревать. Специалист способен самостоятельно, не дожидаясь учебника, создать программу курса и снабдить учеников конспектом своих занятий. Чтобы привлечь в школы специалистов, нужно наполнить конкретным содержанием призывы  «Школа- дело всенародное» при активном участии глав администраций поселений, предприятий, общественных организаций, родителей, всех  людей, понимающих важность образования, как для учеников, так и для страны. В связи с этим уместно вспомнить общественную деятельность М.И. Коновалова, о судьбе которого упоминалось в предисловии: предложил устраивать публичные лекции (в них участвовали виднейшие ученые Московского университета), на сборы с которых комплектовались библиотеки сельских школ. Занимался рецензированием, редактированием и написанием народной литературы (именно «народной», а не «простонародной»). С 1893 года – один из организаторов и деятельный участник комиссии по организации домашнего чтения, разрабатывавшей программы заочного обучения. Вёл обширную переписку, проверяя ответы на проверочные вопросы и консультируя читателей. С 1894 года - один из редакторов «Библиотеки для самообразования». Преподавал химию на открытых в 1897 г. Пречистенских вечерних классах для рабочих. С 1899 г. активный участник Киевской комиссии народных чтений, прочитавший вместе с другими преподавателями вузов множество лекций. Организатор загородных детских экскурсий – «изучать природу, находясь с ней лицом к лицу» и т.п. Нужно сказать, что и во времена Коновалова М.И. и ранее и позже и сейчас были и есть люди, такие, как граф Л.Н.Толстой (1828-1910гг.), гениальный химик Д.И.Менделеев (1834-1907гг.), академики М.В.Ломоносов (1711-1765гг.), М.В.Остроградский (1801-1861), Н.Н. Бекетов (1827-1911 гг.), М.А.Лаврентьев (1900-1987гг), А.Н. Колмогоров(1903-1987гг), Ж. Алферов – родился в 1930г. и другие, а также рядовые специалисты готовые передать свои знания и опыт  молодёжи. Вот такое предисловие написала редакция Удмуртской Правды к  моей статье[3]: «Давайте спросим себя, стал ли для нас, для коллективов, где работаем, лозунг «Реформа школы - дело всенародное» близким? Мы справедливо сетуем на инфантильность определенной части молодежи, но не в том ли её причины, что школа живёт замкнуто, без выхода в большую жизнь. Пусть её двери шире распахнутся, а все мы не поленимся войти в них и оказать учителям посильную помощь в обучении и воспитании юной смены». В частности, курсы по выбору «призваны в первую очередь воспитывать творческое отношение к труду, определять такую область знания или производства, в которой сегодняшний школьник завтра сможет работать с максимальной пользой для общества, поскольку ему самому любимое дело будет приносить радость и вдохновение» [2]. Вариантов участия много (см. также Приложение Y.1) для всех, кто хочет видеть детей  грамотными и жизнерадостными.

 

Приложение Y.1. Наставничество - короткий путь обучения специалистов  педагогическому  мастерству
      

 

Министерство образования и науки РФ вышло в 2008г. с предложением организовать обучение специалистов, потерявших работу, которое позволило бы им вести занятия в школах и в том числе курсы по выбору. С такой же ситуацией мы столкнулись в годы первой волны приватизации, когда нефтедобыча была приватизирована, а разведка месторождений оказалась никому не нужной. А там работали специалисты, владеющие глубокими знаниями  в геологии, методах разведки месторождений и их программного обеспечения. Тогда мы смогли привлечь некоторых из них в с.ш. № 41 г. Ижевска  для проведения занятий по геологии в летней школе, которая функционировала в рамках летнего школьного лагеря . Они работали в постоянном контакте с опытными учителями школы, классными руководителями. Таким образом , наш опыт открывает еще один путь вхождения в профессию педагога  - наставничество, которое взаимно обогащает и специалиста, и учителя, делает более коротким путь вхождения специалистов в школьные методики. Последнее крайне важно, если учесть хотя бы число курсов по выбору во всех школах страны – не менее 300 тысяч. Соответственно, примерно такое же число  специалистов нужно школам сегодня только для проведения курсов по выбору.  Хотелось бы, чтобы Министерство наряду со своим, безусловно,  своевременным предложением, использовало и наставничество, при котором, кстати, учительский коллектив быстрее разберется в педагогических способностях и поможет ему самостоятельно изучить курс педагогики. Можно отметить еще две положительные стороны «наставничества»:

1) Дирекция школы может привлекать специалистов, не дожидаясь  их переподготовки;
2) экономия средств, планируемых на переподготовку специалистов.

 

Лекция V. Примеры самостоятельных работ для учащихся на курсах по выбору. Из опыта НОУ и курсов по выбору в г. Ижевске

В предыдущих лекциях отмечалось, что на секциях НОУ и курсах по выбору вслед за вводными лекциями школьникам ставились темы самостоятельных работ, большая часть которых выполнена под руководством специалистов и преподавателей внешкольных ОУ.
Они докладывались, например, на ежегодных отчетных конференциях НОУ, программы которых публиковались [21]. Самостоятельные работы (задания) являются неотъемлемой частью школьного образования и служат прежде всего закреплению учебного материала.
Наши задания имели  более практическую направленность, развивая при этом творческий
подход, при котором школьник мог выйти за рамки задания и воспользоваться новыми инструментами для его решения, полученными на курсах по выбору или секциях НОУ.

   1.  Русский язык и литература.
Петр I. История и вымысел (по роману А.Н. Толстого «Петр I»).
Типы речевых ошибок в сочинениях. Этимология как одно из средств решения    орфографических проблем. Тема Родины и народа в литературе.
Изображение природы в поэзии и прозе. Работа литераторов в печати в период ВОВ.
Традиции в передаче собственных имен и географических названий.
Русский язык-язык общения народов РФ. Русские заимствования в языках народов РФ. Заимствования из языков народов России в русском языке.
Язык российского казачества: донского, кубанского, уральского, сибирского и т.п.
Происхождение русского языка, его эволюция.   Диалекты русского языка.
Порча русского языка. Отношение к этому российской  интелигенции, СМИ.

2.Иностранные и народов России языки на примере английского языка.
История образования в Англии. Обычаи и традиции англичан. История английских имен.
Английские заимствования в русском языке. Происхождение английского языка.
Пословицы и поговорки, фразеологические единицы, жаргонная лексика и их перевод.
Перевод неологизмов, интернациональных и псевдо интернациональных лексиконов.     
Как готовить себя к профессии учителя английского языка. Особенности мотиваций к урокам английского языка. Английская литература, театр. Ложные друзья переводчика.
Любовная лирика А.С. Пушкина в зеркале перевода на английский язык.

3.Журналистика.
Особенности журналистики различных стран. Этика журналиста.
Работа журналиста во время ВОВ История отечественной журналистики.                                                                       
Обзор местных и центральных молодежных изданий Ответственность журналиста.
Известные журналисты и репортеры России. Истоки их успехов.
Способы влияния средств массовой информации на общественное мнение.

4.История. Краеведение. Археология.
История развития письменности и книгопечатания, связь языка и письменности.
Нумизматика – источник истории экономического, социального и технического развития страны. Войны России с древнейших времен, их результаты и влияние на положении России в мире. Критика взглядов ряда зарубежных  политиков на победу СССР в ВОВ.
Великие полководцы, дипломаты, конструкторы оружия России.
История моей школы и образования в родном крае.
Археология родного края: Пьяноборская культура на Средней Каме, экономические  связи Родановских  племен Верхней Камы, характеристика кремниевого инвентаря Худяковского поселения (В многолетних археологических изысканиях  УдГУ принимали участие школьники из секции Археология НОУ)

5.Этнография. Искусствоведение.
Народное творчество, музей родного края. Экспедиции школьников по изучению промыслов, фольклора и быта. Типы ковровых композиций, узоров и орнаментов.
Взаимопроникновение культур. Типы женских украшений с древности до наших дней.

6.  Педагогика. Психология.
История образования в России в зависимости от ее социально-экономического развития.
История внешкольного и профессионального образования в России.
Дидактика. Методики обучения в начальных и средних школах.
Определение уровня невербального интеллекта. Психология   учащихся   9-10х классов.
Роль самовоспитания в формировании личности. Эффективные приемы запоминания. Межличностные отношения в коллективе, быть или казаться. «Трудный подросток».

         7.  Правоведение.
История возникновения и развития права - социально-экономические предпосылки.
Трудовое и уголовное право и обязанности несовершеннолетних. Зависимость преступности от безработицы. Законы Ману - памятник древнеиндийского права.
«Русская  правда Ярослава Мудрого». «Соборное уложение 1649 года».
Право Петровской Руси и Российской Федерации. Международное право.
Историческое развитие законодательства об охране природы в разных странах.

8.  Экономика.
Школьное самоуправление и элементы экономической самостоятельности.    
Хозрасчет в школьных производственных объединениях.
Как рассчитываются за товар на мировом рынке.
Конкуренция и качество, бизнес и потребители.

9.  География. Геология.
Происхождение минералов, их искусственный синтез. Использование в науке и технике.
Простейшие методы диагностики минералов. Ювелирные и поделочные камни.
Экономико-географический анализ статистического материала.
Методы дешифрования космических снимков Земли.
Физико-географические экспедиции по изучению природных памятников родного края.
Физические характеристики Земли и ее атмосферы. Электрическое поле атмосферы, связь погоды на Земле с атмосферным давлением, влияние солнечной активности на межпланетное магнитное поле, на движение материалов Земли и ее магнитное поле

10.  Экология. Архитектура.
Влияние автомобилей в Ижевске на его экологию. Планировка и состояние дорог, техническое состояние автомобилей, взаимосвязь промышленности и транспорта.
Перспективы экологического транспорта, дорожного строительства и озеленения.
Количественное определение в воздухе углекислого газа.
Изучение пассажиропотока в городе, популяции птиц. Человек и природа.
Проекты благоустройства дворового пространства жилого микрорайона.

11. Биология. Ботаника.
Проблемы биологического азота в СССР. Симбиотическая фиксация атмосферного азота. Определение нитратного азота методом ТСХ. Изучение съедобных растений Удмуртии.
Итоги опытнической работы на пришкольном участке.
Влияние предпосевной обработки семян на урожай. История развития методов предпосевной обработки семян. Влияние магнитного поля на урожай картофеля и ячменя.
Изучение в Центральном лесном биологическом заповеднике: экологической закономерности распространения лишайника, условий произрастания ели, ручьев Торопецкого стационара, как среды обитания европейской норки.
 

              12. Медицина. Физиология.
Динамика энцефалограмм при различных эмоциональных состояниях. Физические методы в медицине. Физиологические основы эмоций. Уход за больными на дому.
Иглоукалывание в медицине. Диагностика кариеса в стадии пятна.
Помощь при ожогах, переломах костей, растяжении связок, вывихах суставов.

              13. Зоология. 
Влияние загрязнений водоемов на популяцию рыб. Стадное поведение рыб.
Наблюдения за муравейниками вблизи поселений.                                               
Хищные птицы, зимующие в Удмуртии. Содержание хорьков в условиях неволи.
Описание палеонтологических находок летней экспедиции Краеведческого музея

14. Химия.
Методики анализа компонентов нержавеющей стали в кислых растворах.
Определение методом ТСХ биохимического состава зеленого листа, витамина С в пищевых продуктах до и после термической обработки.
Синтез: органических красителей, тетрациклических соединений на основе цианидовой кислоты, лекарственных препаратов, соединений меди.
Магнитное умягчение воды. Исследование химического состава накипи.
Изготовление прибора для демонстрации химической активности галогенов.
Исследование свойств воды: талой, магнитной, серебряной, водопроводной (питьевой).
Определение свинца в талом снеге. Получение цветных легкоплавких стекол и сплавов, марганцевого катализатора, озона, хлороводорода.

15.Физика.
Физика кристаллических тел. Теоретическое построение 32 точечных групп кристаллических решеток. Определение ориентации монокристаллов рентгеновским
методом. Симметрия колебаний атомов в кристаллах.
Моделирование диффузии в одномерной неупорядоченной решетке.
Расчет и характеристики акустической системы. Иерархические модели теории протекания. Развитие систем мер и наук с древности до наших дней: расстояние, время, календари, вес и т.п. Точность измерений, эталоны мер, допуски и посадки.
Исследование пленочных покрытий при низкотемпературном вакуумном обжиге,
термической обработке на прочностные свойства конструкционной стали.

16. Техника.
Новые возможности электрогитар.  Изготовление модели ЭВМ.
Радиоуправляемая модель самолета для решения прикладных задач. Проектирование и технология  изготовления.  Изготовление прибора ПФ-1 (полюсоискатель феррозондовый).  Коммутатор цифровых сигналов для осциллографа.
«Колибри» - система автоматического контроля числа посетителей.
Фотоэлектрический преобразователь: изготовление и характеристики.
 

17.  Астрономия.
Наблюдения метеоритных потоков звездного неба, покрытия звезд Луной, солнечных затмений. Измерение расстояния до Луны, между двойными звездами.                                  
Методы исследования переменных звезд. Изготовление телескопа-рефлектора.
Статистическое исследование лунной поверхности по глобусу.

18.Информатика.
Решение задач с помощью ЭВМ в различных областях деятельности:
моделирование полета воздушного шара в потоках воздуха, движения заряженной частицы в электрическом поле, механических колебаний.
Моделирование биологических явлений. Модель хищник-жертва.
Решение задач оптимизации: расстояния, размеров контейнеров, теплоизоляции трубопроводов. Программы обработки текстовой информации. Создание сайтов.
Программы игр: воздушный и морской бой, крестики-нолики, космическое сражение.

19. Математика.
Управление амплитудой периодических колебаний.
Использование алгоритмических языков при решении геометрических задач.
Применение инварианта в математике. Калибровочный инвариант.
Приближенные методы решения уравнений. Квадратные корни матриц второго порядка.
Осцилляционные свойства некоторых дифференциальных уравнений.

20.Межпредметные дисциплины.
Биоритмы и их расчет на ЭВМ. Молекулярные основы наследственности.
Цитологические аспекты реакции на воздействия  магнитного поля.
Синергетика. Порядок в беспорядке - самоорганизация в живой и не живой природе.
Синергетика. Переходные процессы и механизмы развития общественных систем.
Наука и культура.  Природа и общество в современных условиях.
Системы жизнеобеспечения.

В большинстве поселений имеются системы жизнеобеспечения (СЖ) водой (горячей и холодной) и теплом.

Вода поставляется из источников с помощью насосов. Для того чтобы вода удовлетворяла санитарным нормам, производится, так называемая, химическая подготовка – удаление вредных примесей, бактерий и умягчение. Для  этого используются фильтры с различными наполнителями, а также физические методы, например, магнитные преобразователи воды. «Сердце» котельной - котел (система котлов), где нагревается вода. Далее она поступает в теплообменники, где передает часть своей тепловой энергии холодной воде, т.е. нагревает ее, и охлажденная возвращается в котел. Нагретая в теплообменниках вода направляется насосами в контуры горячего водоснабжения и отопления. Если СЖ заинтересуют школьников, то они могут предложить изучать ее на курсе по выбору. Специалист, ознакомив учеников с основными принципами, может предложить широкий спектр самостоятельных работ: Водонапорная башня Рожновского. Скважины на воду. Природные источники воды.                                                                                               
Типы и устройства насосов, их характеристики: электрическая мощность, производительность, высота подъема воды и т.п., параллельное и последовательное соединение насосов, автоматизированные насосные станции.
Методы подготовки воды, типы фильтров воды, их монтаж и эксплуатация. Автоматизированные фильтры Счетчики подачи воды, нормы расхода воды.
Типы котлов, принцип работы, режимная наладка котлов. Влияние накипи на кпд. Автоматизация работы котлов. Эффективность расхода топлива. Контуры горячей, холодной воды и отопления. Разработка и использование экологических СЖ.
Проектирование и строительство помещений, прокладка коммуникаций для СЖ.
Разработка и создание систем пожаротушения объектов СЖ.
Расходные материалы, запасные части, материалы для СЖ, их хранение. Логистика.
Энергосберегающие технологии, безотходное производство, «умные», энергосберегающие дома. Новые строительные материалы. Системы канализации.
Профессии, необходимые для создания и функционирования СЖ. Учебные заведения, в которых можно получить эти профессии. Работа с персоналом.
Редакционно-издательская и рекламная деятельность СЖ.
Вопросы техники безопасности деятельности СЖ, системы контроля.
Финансовые затраты на создание СЖ и их функционирования. Окупаемость СЖ.
Связь научно-технической и финансовой политики СЖ и социальных проблем.
Аналогичные СЖ комплексные темы можно предложить по различным отраслям науки, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и т.п.
Любая из 200 указанных  самостоятельных работ может выполняться группой учеников, каждый из которых будет иметь и самостоятельный участок работы. Например, выполнив индивидуальные задания в рамках СЖ, школьники могут объединить свои усилия, чтобы создать проекты тепловодоснабжения индивидуального дома или дачного поселка. Таким образом, ученики получат навыки работы, как в команде, так и самостоятельного решения задач. В 11 классе можно рекомендовать ученикам пройти специальные курсы, выдающие документы, позволяющие получившим их, выполнять определенные работы. На курсах по выбору школьники ознакомятся с должностями, с возможностями служебного роста, включая создание собственного бизнеса на основе профессиональной подготовленности и предприимчивости. Таким образом, уже в школе юные  могут выбрать себе профессию основываясь на собственный опыт практической
деятельности и общения со специалистами, приобретенном на курсах по выбору.

 

Лекция VII.Заключение. Интерактивное обсуждение: новые идеи и пути их  внедрения   в школьное образование. Литература


Описанный  в предыдущих лекциях наш путь от возникновения идеи курсов по выбору до ее экспериментальной проверки в 1984-1992 гг. в старших классах средних школ №35 и №41 г.Ижевска показал эффективность нового предмета, если придерживаться разработанной нами методики его преподавания, включающей введение новых форм обучения. К основным положениям методики можно отнести:

1. Повышение мотивации обучения за счет его целей и предоставления ученикам возможности выбрать или предложить самим тему курса по выбору.

2.Целями курсов по выбору являются: развитие у старшеклассников  индивидуальных способностей, творческого подхода к работе, самостоятельности, понимания важности добывания знаний, умения использовать их на практике. Выбор профессии в соответствии с желаниями, способностями ученика и потребностями общества.

3.Предварительная работа со школьниками по выбору своего курса по выбору.

4. Предмет «курсы по выбору» включает в себя несколько курсов, каждый из которых
выбирается 8-12  учениками всех классов одной параллели. Занятия таких групп из 8-12        учеников    происходят одновременно в рамках школьного расписания.

5.К преподаванию  привлекаются специалисты тех областей, изучение которых
востребовано учениками и пригодности к которым они хотели бы себя проверить.
6.Для увеличения числа курсов по выбору школам нужно совместно их организовывать.

7.Организация практик, исследовательской работы на предприятиях, заинтересованных в специалистах, близких к тематике курсов по выбору. Каждый ученик должен получить и выполнить самостоятельную работу, описать и доложить ее.

8.Методика преподавания способствует усвоению школьниками приемов конспектирования и близка к ситуации, при которой мастер, специалист передает свой опыт новому поколению, стараясь отметить тех, кому нравится (не нравится) предмет изучения и тех,  кто способен овладеть его мастерством и перерасти мастера.  

В результате отношения ученик-учитель приобретают черты отношения коллег опытного - начинающего, место дисциплины занимает самодисциплина, организации процесса обучения - самоорганизация и т.п. При этом сами руководители курсов по выбору демонстрируют творческий подход к работе, начиная от создания авторской программы и заканчивая помощью ученикам в выборе специальности. Поэтому проявления формализма (существующие алгоритмы создания программ и классификации курсов по выбору и т.п.) здесь особенно не уместны. Курсы по выбору позволяют также  школьникам определить до окончания школы, какая специальность («профиль») им не подходит. Так среди 120 учеников школы № 41 у 43 выбранный курс не соответствовал выбору учебы или работы после окончания 9 класса [11, 22]. Это обстоятельство было не «страшным» в прежних условиях, когда объём базового образования не сильно или вообще не уменьшался региональными, профильными и т. п. предметами и позволял выпускникам поступать в любое учебное заведение. Однако, в условиях профильного образования ошибка в выборе профиля, осознанная школьником в старших классах, а еще того хуже  выпускном может стоить ему дорого. Поэтому на настоящем этапе профильного обучения можно было бы ограничиться введением курсов по выбору.  

Курсы по выбору в качестве своих источников имеют различные формы творческих занятий, используемых в отечественном школьном образовании – факультативы, кружки, секции, спецклассы как в школе, так и во внешкольных образовательных учреждениях, а также спецкурсы в вузах. Важность таких занятий для определения жизненного пути отмечалась давно и многими авторами: «именно школа имеет дело с тем, кто стоит на пороге решения вопроса о своей профессиональной судьбе. Поэтому именно она и должна, путем ли обязательных или кружковых занятий, путем ли бесед, экскурсий или изучения литературного материала, сообщить своим питомцам сведения о всех тех особенностях, которые свойственны различным видам профессиональной деятельности» (А.А.Смирнов «Психология профессий» М.: «Работник просвещения», 1927). Эта преемственность проявлялась и в вопросах учителей Удмуртии на моих лекциях в 1984-1994гг.: «в чем же состоит новизна, предложенной методики курсов по выбору, если в школах существуют и существовали факультативы, кружки, спецклассы и другие занятия, направленные на выявление и развитие индивидуальных интересов учеников?»- Да, существовали, но все эти занятия были не обязательны как для учителей, так и для учеников, не говоря уж об участии специалистов в их проведении и не только в школе.    

Как кратко можно описать предложенное мной в 1984г.?- Старшеклассникам нужно дать возможность в рамках школьной программы (2-3 часа в неделю) наряду с обязательными предметами изучать в школе и другие, по их желанию. Как правило, предложенные предметы обусловлены  стремлением учеников ближе познакомиться с профессией их мечты, «примерить» специальность. В этом им более всех могут помочь специалисты путем различных занятий, практик, самостоятельных работ и отчетов (докладов), проводимых как в школе, так и на производствах и в учреждениях. Специалисты придут в школы, если не единицы, а большинство будет понимать необходимость их  участия в образовании подрастающего поколения. Такой же встречный отклик должен быть со стороны государства, бизнеса (предоставление рабочих мест с широким спектром профессий и т.п.) и школы, осознание старшеклассниками необходимости учиться, а затем и работать не только за себя, но и за своих сверстников, поглощенных демографической ямой 1990-х годов, чтобы сохранить и обустроить свою Родину. Иначе  «Горе отсталым!» (Менделеев Д.И. «Заветные мысли» М.: Мысль, 1995)      

В заключение хотел бы поблагодарить всех участников нашего 10-летнего опыта, а также руководителей организаций, позволившим своим сотрудникам совмещать основную работу с работой в школе и на деле показавшим, что «школа - дело всенародное», редакциям «Удмуртской Правды» и «Народного образования»  первыми давшим высокую оценку нашему начинанию и пожелать руководителям и организаторам курсов по выбору успехов в работе. На нашем примере вы убедились, что не все методики создаются на «олимпах», а значит и вы сможете внести (или уже внесли) свою лепту в повышение эффективности учебного процесса - нужно только стремиться к этому, творчески развивая и дополняя «разумное и доброе», созданное предшествующими поколениями неравнодушных к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Закончив свою «историю», я предлагаю и вам рассказать о своих идеях  в области школьного образования, об их судьбе, возможно,  рождающих вопросы на которые вы не можете получить ответы. Как, впрочем, я на свои: почему, несмотря на публикации, признание нашего опыта от учителя до академика, он не получил распространения в школьной практике тогда, 25 лет назад; какое влияние на читателей имели и имеют сейчас публикации в газетах, научных журналах; почему руководители образования в г. Ижевске, научные сотрудники, преподаватели вузов, директора, учителя школ, специалисты, зная и участвуя в эксперименте, так легко отдают приоритет своего города в становлении методики курсов по выбору? Почему авторы публикаций, посвященных курсам по выбору, и опубликованным значительно позже наших, ссылаются на опыт Запада, не раскрывая, как правило, его сущности, но забывают сослаться на наш, опубликованный в легко доступных источниках? Что нужно изменить, чтобы мы были  готовы без указаний «сверху» к восприятию нового и работе над их созданием? Защита авторского права и т.п.
Ижевск-Москва. 1984-2010 гг.

 

Литература    


1. Кашина А.,Муртазин И // Найти  призвание.//Удмуртская правда- 1985,16.10
2.Муртазин И.А// И больше и лучше.//Народное образование- 1987, №5, с.63
3.Муртазин И.А.// Распахни двери, школа  // Удмуртская правда- 1988,№203
4.Лекции ежегодных зимних школ НОУ «Мысль» ( в помощь юному лектору)
ред.Муртазин И.А., Васильев А.В., Энгвер Н.Н.- 1988,ред.Муртазин И.А.,
Лошманова С.Б.-1992, Ижевск Удмуртское отделение общества «Знание».
5.Муртазин И.А.// Школе навстречу.//Наука Урала 1988, №42
6.Муртазин И.А. // Организация работы по профессиональной ориентации и отбору учащихся 8 классов общеобразовательных школ-  1989, ИУУ, Ижевск
7.Муртазин И.А. // На выбор// Школа и производство -1989.- №12,с.69
8.Журавлёв В.А.,Муртазин И.А.,Сакерин Г.С. Из опыта углубленного изучения курса физики.//Физика в школе- 1990,  №2 с.45
9. Муртазин И.А.,Шухардина В.А. и др. // Социально-педагогические аспекты проведения факультативов по интересам в курсе «Выбор профессии»   // Тезисы докладов Республиканской конференции «Профессионализм общения»- 1993, с.106, УдГУ, Ижевск
10. Муртазин И.А.,Сакерин Г.С. и др. // Факультативы по выбору профессий.//Школа и производство-1994, №2,с. 88
11.Шухардина В.А.,Муртазин И.А. и др.   // Опыт работы школы№ 41  г. Ижевска по профессиональному самоопределению учащихся -1994, ИУУ, Ижевск
12.Муртазин И.А //Синергетический подход к проблеме довузовского образования.//
Тезисы докладов I методической конференции «Методы совершенствования
довузовского образования в школах и вузах»-1998,М : МИИТ,с.14
13.Муртазин И.А.//Роль вступительного экзамена по физике в отборе  абитуриентов—В кн.:Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.Ижевск,1979,с.193
14.Муртазин И.А.,Сакерин Г.С.Физический класс в школе.// Удмуртская     Правда,1981,№150
15.Муртазин И.А.Опыт внедрения Учебно-научных воспитательных комплексов в учебный процесс университета // Тезисы Межвузовской конференции  «Принципы единства  учебной,научной и воспитательной деятельности в подготовке специалистов на основе целевых программ» - Свердловск,1983
16.Муртазин И.А.// Ижевскому НОУ-5 лет// Квант,1984,№5,с.53                                
17.Муртазин И.А.// Организация курсов по выбору в школах №№35 и 41 г.Ижевска
в 1984-1995гг.//Сб.докладов конференцииИТОВ2008,ЕГУ,Елец,с.555,2009
18.Муртазин И.А // Как это было // Вестник УдГУ, Ижевск :2009, физика , вып.1,с.74
19. Муртазин И.А//. Освещение исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности в курсах по выбору // Продуктивные технологии организации исследовательской деятельности .Арзамасский ГПИ,с.39,2009
20.Муртазин И.А//Курсы по выбору. Переход от эксперимента к практике // Интернет и Образование, август №11,2009.
21. Муртазин И.А. //ЛекцияI.Роль специальных образовательных  учреждений, различных  организаций в образовании школьников.Лекция II. История  возникновения курсов по   выбору  в СССР и РФ// Интернет и образование,№19,апрель,2010г.
22.Муртазин И.А.// Лекция III. Первый опыт введения курсов по выбору в школьные программы страны. Лекция IY. Опыт проведения курсов по выбору в средней школе №41г. Ижевска.// Интернет и Образование №25,октябрь 2010г.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн