Место работы:
учитель высшей категории по русскому языку в средней школе 7 этрапа (района) Ак бугдай Ахалского велаята (области) Туркменистана
Урок русского языка в туркменсокй школе. Тема: В.Распутин «Уроки французского». Составное сказуемое. Тире в составном именном сказуемом
Цель урока:
- Приобретут навыки работы в малых группах (МГ);
- Приобретут навык самостоятельной индивидуальной работы;
- Усвоят грамматический материал по теме;
- Развить навык выработки аргумента и контраргумента;
- Прививать детям качества: порядочности, доброты, взаимовыручки.
Оборудование урока: сюжетная картинка по содержанию рассказа, таблицы, кластер,
Священная Рухнама, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент: Введение учащихся в ход работы, объявление новой темы, подготовка класса к опросу домашнего задания.
- Проверка и опрос домашнего задания. Учитель предлагает желающим ученикам с места по одному рассказать, добавляя друг друга по мере необходимости содержание всего рассказа.
Учитель: Кто хотел бы рассказать содержание предыдущих глав?
Ученики: по очереди передают содержание прочитанного и дополняют друг друга. С помощью наводящих вопросов можно помочь учащимся пересказать содержание:
- Кто главный герои рассказа? (мальчик 11 лет, уч-ца франзузского языка Лидия Михайловна)
- Как жила семья мальчика? (бедно, трое детей, без отца)
- Почему мама мальчика отправила его учиться в райцентр? (в деревне была только начальная школа)
- Почему мальчику было трудно? (без матери, без родных, не доедал, тосковал)
- Какой предмет ему было изучать труднее и почему? (французский язык из-за трудного произношения)
- В какую игру ему предложили играть, и зачем это надо было? (игра «чика», в монетки, для того, чтобы выиграть деньги 1 рубль и купить на базаре молока, чтобы не кружилась голова).
- Что случилось, когда отказался играть дальше и как он себя повел? (ребята били его по очереди, но он старался не упасть).
Выставление оценок за ответы на вопросы
- На доске учитель записывает проблемный вопрос: Можно ли поступок Лидии Михайловны считать правильным?
- учитель предлагает учащимся занять определенную позицию: если «да», то садитесь вправо, если «нет», то влево. 1 минута на выработку аргументов и контраргументов. В это время учитель делит доску пополам (Т-схема).
- Работа и обсуждение по Т-схеме.
- Межпредметная связь. Усвоение слова «доброта» (Рухнама)
- Начинается работа по раздаточному материалу. Учитель раздает учащимся карточки с определением слова «доброта», а ученики по желанию зачитывают высказывания (Рухнама стр.310)
- Работа в малых группах. Учитель:
- Ребята, а как вы думаете, из какой книги я выписала эти высказывания (Рухнама)
- А что для вас означает это слово? Давайте поработаем: кто лучше и подробнее охарактеризует это слово и сравнит его с чем-то.
Дети рассаживаются в МГ, учитель дает задание на кластере с маркерами определить слово «Рухнама».
РУХНАМА
история духовный свет Президент подарок народ
мир
- Презентация слова «Рухнама» у доски
- Работа над грамматическим материалом (на доске таблица по теме: «Сказуемое»):
- Ребята, вот вы говорите: «Рухнама – это свет». А как это будет выглядеть на письме,
вот посмотрите: Рухнама – это свет.
- Здесь отсутствует глагол – есть-
- А когда отсутствует глагол – есть, быть-, или есть слова – это, вот-, то в таких случаях всегда ставится тире.
- Давайте запишем тему и несколько примеров.
«Тире в составном именном сказуемом»
Рухнама – это история страны.
Доброта – вот главное в человеке.
Президент – лидер нашего государства (запись предложений в тетради)
- Закрепление. Нахождене в тексте глаголов и определение их вида.
- Обобщение по теме.
- Ребята, мы с вами сегодня закончили изучение рассказа « Уроки французского».
Ответьте, пожалуйста: Оценил ли поступок учительницы в тот момент мальчик? Если да, то когда?
Итог урока. Оценки за работу.
Попробуйте слово «богатство» сравнить с другими понятиями. Сделайте кластер.
БОГАТСТВО
книги семья деньги друзья дети знания здоровье
|