Место работы:
учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №1» г. Чернушка Пермского края
Такой незаменимый компьютер…
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.
Задача же педагога: уметь донести до ученика познавательную способность ПК, ориентировать на достоверность и использование информации, уметь сочетать новое ТСО с учебным процессом.
Для начала нужно разобраться с понятиями:
- Технология - (от греч. ????? — искусство, мастерство, умение; др.-греч. ????? — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов
- Педагогическая технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе психолого-педагогических установок.
- Информационная технология - совокупность стандартизированных процессов работы с информацией, включая структурирование; накопление, хранение; обработку, переход к новым формам представления; передачу по каналам связи.
А раз мы на уроках работаем с информацией, то можно использовать следующие ресурсы. В основном это программы общего назначения, которые есть в каждом компьютере.
Конечно же, в основе всего лежит операционная система - обязательная часть специального программного обеспечения, обеспечивающая эффективное функционирование персонального компьютера в различных режимах, организующая выполнение программ и взаимодействие пользователя и внешних устройств с ЭВМ. Самые известные – Windows и Linux.
Для подготовки текстовых, дидактических материалов, публикаций и т.п. можно использовать программы для создания, редактирования, форматирования сохранения и печати документов, то есть текстовые редакторы, например: MSWord, WordPad, блокнот.
Электронные таблицы в основном используются для выполнения расчетов и дальнейшей обработки числовых данных, например: MSExcel.
Для создания наглядных демонстраций и опорных схем на урок можно использовать программу MSPowerPoint и Moviemaker.
Иногда в работе нам приходится составлять различные базы данных и для этого очень удобной будет программа MSAccess, в которой можно обрабатывать и выводить какие-либо определенные записи.
Все мы знаем, что 70% информации воспринимается глазами. А чтобы воспринимаемая информация была интересней для обработки графических изображений можно использовать Paint, AdobePhotoshop, CorelDraw.
Кроме вышеперечисленных есть программы, которыми мы также часто пользуемся, например: программы-архиваторы, программа сканирования текста FineReader, различные конструкторы сайтов, программы для создания и записи дисков – NeroExpress.
Ну и, конечно же, Internet-браузеры: InternetExplorer, MozillaFirefox, Opera, с помощью которых, выйдя на поисковые системы – Google, Rambler, Yandex и др. можно посетить много полезных сайтов.
С помощью этих программ можно запустить много различных проектов, вот некоторые из них:
- «Классный» сайт, странички классов
- Сайт учителя - предметника
- Виртуальное бюро путешествий – организация виртуальных страноведческих, краевых, районных экскурсий.
- Школьное издательство – выпуск печатных и электронных периодических изданий.
- Видеостудия, мультстудия
- Кружок «Юных Информатиков»
Из всего вышеперечисленного можно выделить следующие жанры цифровых ресурсов:
- Иллюстрации
- Презентации
- Интерактивные модели
- Электронные тесты
- Электронные учебные пособия
- Средства учебной телекоммуникации.
И в заключение всего хочется сказать. Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
- не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком
- как источник дополнительной информации по предмету
- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся
- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка
|